ФОТО: FREEPIK/КОЛЛАЖ ЦАРЬГРАДА

Пока Генпрокуратура возвращает в государственную собственность незаконно оказавшиеся в частных руках крупные предприятия и активы, в правительстве начали готовить новую программу приватизации. Складывается чёткое ощущение, что в России в ближайшее время будет дан старт новому переделу собственности и рынков.

По всей видимости, не государственные интересы, а интересы групп влияния, которые состоят из чиновников и «крышуемых» ими бизнесменов, возьмут верх в ближайшее время.

Так, министр финансов Антон Силуанов уже объявил о планах увеличить план поступлений от продажи госимущества в этом году почти в сто раз – до 100 млрд руб. Известно, что рост доходов обеспечат в т. ч. национализированные активы, изъятые государством по судебным решениям.

Однако это «копейки». В кабинетах власти прорабатываются вопросы по приватизации крупных институциональных активов, которые были созданы на бюджетные деньги.

Сегодня стало известно, что активно прорабатывается вопрос приватизации «института развития» Дом.РФ. По словам источников издания «Ведомости», приватизацию предлагается провести в формате первичного размещения акций (IPO) на Московской бирже, которая может состояться уже в 2025 году.

СКРИНШОТ СТРАНИЦЫ САЙТА «ВЕДОМОСТЕЙ»

Я думаю, что государству нужно определиться, какая составляющая первична в работе Дом.РФ. Если первична коммерческая составляющая, то есть цель состоит в том, чтобы эта корпорация или компания, которая подлежит приватизации, зарабатывала денежные средства, то прибыльность – это хороший фактор. Но для того чтобы эта прибыльность появилась, нужно привлечь больше частных инвесторов, каких-то частных инвестиций, долгосрочных денежных средств и так далее. Если это инфраструктурная составляющая, чем изначально занимался Дом.РФ, а именно развитием проектов в сфере строительства, в том числе доступного жилья, то бизнесовая составляющая здесь, как правило, уходит на второй план. И соответственно, прежде всего, здесь важно контролировать, как расходуется тот поток денежных средств, который государство в виде различных субсидий предоставляет этому проекту. Поэтому до того момента, пока мы не поймём, что здесь важнее – инфраструктурная составляющая или коммерческая, разговор о том, как его приватизировать – через биржу, через IPO или как-то по-другому, вторичен,

– объяснил в беседе с Царьградом предприниматель Александр Хуруджи.

Главным лоббистом приватизации Дом.РФ выступает нынешний гендиректор общества Виталий Мутко. Он эту тему стал активно продвигать с середины прошлого года. Согласитесь, здесь реализуется весьма показательная схема: создаются госкорпорации и госкомпании, в них вкачивают деньги налогоплательщиков, чтобы потом объявить о приватизации актива. Ничего личного – просто бизнес за счёт кошельков граждан страны. Однако возможно, но не факт, что чиновники решили пойти на создание массового миноритарного акционера в России, с которым государство будет разделять риски.

Вот что по этому поводу  думает эксперт РСПП Максим Довгялло:

Речь идёт о том, что будет объявлена дополнительная эмиссия. То есть все те деньги, которые были вложены государством в этот актив, они остаются за государством. Компания объявляет дополнительную эмиссию, то есть выпускает новые акции, которые будут размещены на рынке. Люди, которые купят эти акции, станут совладельцами вместе с государством. То есть они не приобретут то, что было уже создано за счёт денег государства, а вложатся в развитие этой организации. Да, они будут нести риски, связанные с тем, что если организация управлялась неэффективно, то свои деньги потеряет и государство, и они.  Но если организация управлялась эффективно, то в этой ситуации никто ничего не потеряет.

Государство создавало так называемые институты развития, предполагая, что они запустят новые механизмы развития целых отраслей и секторов экономики. Однако по факту сотни миллиардов рублей уходили на их содержание. Яркий пример «распила» госкорпорации – это Чубайс, который довёл до преддефолтного состояния «Роснано».

Другой пример – госкорпорация МСП, которая была создана для поддержки малого бизнеса, но фактически тратила на себя в год больше, чем помогала тем, ради кого была образована. Теперь олигархи с приставкой «гос-«, специально переходившие с госслужбы в эти структуры, чтобы, предположу, легализовать свои активы, решили приватизировать «жирные куски» отечественной экономики.

Как видите, дело «рыжего Толика», несмотря на то что ему позволили уехать из России, к сожалению, живёт и процветает. Однако ситуация может измениться, если государство пойдёт на создание института массового миноритарного инвестора в России. Поживём – увидим.

ЮРИЙ ПРОНЬКО