КОЛЛАЖ ЦАРЬГРАДА

Ни в чей адрес за последние годы словосочетание «звёздная болезнь» не звучало так часто, как в адрес Никиты Кологривого. Звезда сериала «Слово пацана» подогрел интерес общественности резонансными интервью, а на днях угодил в полноценный скандал. Что это – закат едва взошедшей звезды или болезнь роста большого артиста?

Если некто живёт в России, имеет доступ к интернету и скажет, что в конце 2023-го – начале 2024 года ни разу не слышал о Никите Кологривом, я осмелюсь в это не поверить. Признаю свою ошибку, если окажусь неправ, но только после предъявления весомых доказательств.

После премьеры сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» от голоса и лица Кологривого просто не было спасения – актёр оказался чрезвычайно популярен и востребован на ТВ и различных шоу в Сети. Никиты стало настолько «много» в медиапространстве, что очень скоро возникло два опасения. Похоже, как минимум одно из них уже сбылось.

Куда ни плюнь – Кологривый

Первое опасение заключается в том, что с любым популярным актёром рано или поздно приключается «эффект переедания». Вернее, не с самим исполнителем, а со зрительской аудиторией, которая в тот или иной момент ощущает, что её «перекармливают» конкретно вот этим, пусть даже замечательным актёром.

И тут даже дело не столько в артистах, сколько в продюсерах, которые в условиях современной киноиндустрии стремятся ковать железо, пока оно не то что горячо, а в расплавленном, жидком состоянии пребывает. Успеть заработать на популярности вспыхнувшей «звезды» – таковы циничные принципы шоу-бизнеса и кинематографа.

НИКИТА КОЛОГРИВЫЙ. ФОТО: ВЕДЯШКИН СЕРГЕЙ/АГН «МОСКВА»

Полноводный поток новостей и видео с участием Никиты Кологривого недвусмысленно намекает: «эффект переедания» в его случае может наступить у публики гораздо раньше, чем это случается обычно. Год-два-три требовалось раньше, чтобы актёр начал надоедать своими появлениями во всех крупных проектах. Особенно если роли очевидным образом артисту не подходят и преследуют лишь одну цель – заработать, пусть и у двух заинтересованных сторон: самого исполнителя и продюсеров.

Наступил ли уже тот самый момент в случае с Кологривым? Сказать сложно, любые оценки тут субъективны. Пока что явного отторжения в адрес звезды не наблюдается.

Скромностью и не пахнет

А вот второе опасение под названием «звёздная болезнь», судя по последним событиям, уже воплотилось в реальность.

В том, что он «зазвездился», актёра начали обвинять едва ли не сразу же после появления в Сети его резонансных интервью. Тех самых, в которых он призывал не возносить на пьедестал своих юных коллег по нашумевшему «пацанскому проекту». В которых заявлял, что является одним из лучших актёров России «здесь и сейчас», а большинство раскрученных «звёзд» до него банально недотягивают как по таланту, так и по мастерству. И в которых критиковал ту особую «славу», при которой сегодня многие хотят стать богатыми и знаменитыми – но только сразу и без особых усилий.

КАЩЕЙ – САМАЯ ПОКА ЗНАМЕНИТАЯ И ПРИ ЭТОМ ЛЁГКАЯ, ПО СЛОВАМ АКТЁРА, РОЛЬ КОЛОГРИВОГО. КАДР ИЗ СЕРИАЛА «СЛОВО ПАЦАНА. КРОВЬ НА АСФАЛЬТЕ» (2023, РЕЖИССЁР ЖОРА КРЫЖОВНИКОВ)

Да и сам Никита стал всё чаще признаваться, что после обретения известности позволяет себе капризы – в частности, непременно на часок опоздает к началу съёмочной смены. Объяснял это Кологривый тем, что таким образом возмещает себе весь тот непрофессионализм со стороны других, с которым он сталкивался в предшествующие годы своей карьеры.

Ещё не стал звездой – а уже пошёл по наклонной?

Однако главным показателем звёздной болезни Кологривого принято считать не критику в адрес коллег, многим показавшуюся высокомерной. И не скандал в студии Первого канала, где Никита повздорил с телеведущим Александром Гордоном, после чего покинул съёмочную площадку.

НИКИТА КОЛОГРИВЫЙ ПРЕДСТАЛ ПЕРЕД СУДОМ. СКРИНШОТ: ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ SHOT

Окончательно о «звездняке» Кологривого заговорили во второй половине марта 2024-го – по итогам скандального визита артиста в родной Новосибирск. Согласно информации СМИ, отдыхая в одном из новосибирских ресторанов, находившийся в состоянии алкогольного опьянения актёр устроил дебош. Дело дошло не только до рукоприкладства в отношении посетителей заведения, но и до нанесения членовредительства (укус за ногу) официантки. По имеющимся сведениям, в какой-то момент артист предложил девушке познакомиться совсем близко, а после отказа пустил в ход зубы.

21 марта суд Новосибирска вынес решение по делу об административном правонарушении со стороны Никиты Кологривого и приговорил актёра к 7 суткам ареста. Очевидно, что с точки зрения закона актёр относительно легко отделался – по статье о мелком хулиганстве ему грозило 15 суток в изоляторе.

НИКИТА КОЛОГРИВЫЙ ПОСЛЕ ОГЛАШЕНИЯ СУДЕБНОГО РЕШЕНИЯ ОБ АРЕСТЕ НА 7 СУТОК. СКРИНШОТ: ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ SHOT

Как повлияет случай в Новосибирске на творческую деятельность Никиты, пока сказать сложно. С одной стороны, известно, что по инициативе самого актёра отменено его участие в гала-концерте «Жванецкий». Впрочем, это ожидаемо – после выхода из-за решётки у Коловогривого будет всего пара дней на восстановление.

С другой стороны, на кинокарьере актёра отдельно взятый эпизод вряд ли скажется. Например, продюсер фильма «Возвращение попугая Кеши» Георгий Малков уже заявил, что прекращать сотрудничество с Кологривым не намерен.

Так что для героя нашего повествования ключевым станет ответ на вопрос: действительно ли скандал в новосибирском ресторане – это частный случай, ошибка, которую артист не повторит в будущем? Или это куда более тревожный звонок?

Так недолго и в Панина превратиться

Помочь Никите Кологривому дать правильный ответ на этот вопрос могут и должны примеры его коллег, которых пресловутая звёздная болезнь, спутником которой неизменно оказывался алкоголь, приводила к печальным последствиям. И пусть в разных актёрских биографиях этот итог был, с позволения сказать, различной степени трагичности, но каждый раз вызывал сожаление по поводу нереализованного, а то и загубленного таланта.

Наиболее наглядный и скандальный пример – Алексей Панин. Актёр, который в начале 2000-х годов по праву претендовал на звание молодой звезды отечественного кино. Но яркие роли в картинах «ДМБ» (2000), «Даун Хаус» (2001), «Звезда» (2002) и особенно в криминальной комедии «Даже не думай» (2003) вскружили артисту голову.

АЛЕКСЕЙ ПАНИН. ФОТО: KOMSOMOLSKAYA PRAVDA/GLOBALLOOKPRESS

Панин уверовал в свою звёздность, которая, по его представлениям, видимо, была неразрывно связана со вседозволенностью. Последней по-настоящему удачной с творческой точки зрения работой Панина была роль в фильме Алексея Балабанова «Жмурки» (2005). После этого у актёра было ещё множество ролей, но они словно проходили довеском к скандалам с его участием, становившимся всё более отвратительными.

Сейчас очевидно, что как актёр Алексей Панин уже закончился – остался лишь сбежавший из России русофоб, находящийся в весьма специфическом физическом и ментальном состоянии. Причём со шлейфом разбитых судеб за спиной – три официальных брака, три дочери от разных женщин…

«Звездняк» ценой в человеческую жизнь

Ещё более трагический итог имела звёздная болезнь Михаила Ефремова.

Артиста смело можно именовать одним из «золотых мальчиков» советского кинематографа – родившийся в семье великого режиссёра и актёра Олега Ефремова и артистки Аллы Покровской, Михаил начал сниматься ещё в детстве. Сразу стал очевиден его актёрский талант, предложений о съёмках было достаточно. Так что к началу 1990-х появление у молодого человека высокого самомнения было вполне ожидаемо.

К сожалению, высокому самомнению и амбициям, нередко служащим артистам стимулом для дальнейшего развития и творческого роста, в случае с Ефремовым не сопутствовали самодисциплина и способность к самокритике. Михаил Олегович был одним из наиболее востребованных отечественных актёров, что наряду с широко известными проблемами со спиртным в итоге привело к трагедии.

МИХАИЛ ЕФРЕМОВ В КОЛОНИИ. СКРИНШОТ: ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ SHOT

8 июня 2020 года находящийся в состоянии алкогольного опьянения Ефремов сел за руль внедорожника и в центре Москвы, не справившись с управлением, врезался в другой автомобиль. Водитель легкового автофургона Сергей Захаров погиб, а актёр был признан виновным в провоцировании ДТП со смертельным исходом и приговорён к 8 годам заключения.

В настоящее время Михаил Ефремов отбывает наказание в колонии общего режима, адвокаты артиста сообщают о намерении подать ходатайство об условно-досрочном освобождении их клиента. Сможет ли 60-летний актёр с явными проблемами со здоровьем вернуться в профессию – вопрос. Однако имеет ли это принципиальное значение, когда звёздная болезнь (и порождённый ею алкоголизм) уже стала причиной смерти человека?

От героя войны – до уголовника

Наивно полагать, что неадекватность самооценки и поведения на фоне большого успеха являются новшеством современного шоу-бизнеса. В советском кинематографе у знаменитых артистов были точно такие же искушения, как у современных «звёзд», ведь природа актёрского призвания и оказываемое славой воздействие на человека остались неизменными.

Наиболее яркий пример драматичных последствий звёздной болезни у советских артистов являет собой биография Георгия Юматова.

С одной стороны, сравнивать судьбу Георгия Александровича с душевными терзаниями современных «звёзд» не совсем корректно. Ведь Юматов был ветераном Великой Отечественной войны, с 16-летнего возраста начавший воевать с фашистами, несколько раз был ранен и дошёл до Победы. Человеку не было ещё и 20 лет – а он уже видел и пережил такое, что нынешним «творческим личностям» и в страшном сне не привиделось.

ГЕОРГИЙ ЮМАТОВ. КАДР ИЗ ФИЛЬМА «ОФИЦЕРЫ» (1971, РЕЖИССЁР ВЛАДИМИР РОГОВ)

Однако списывать жизненную и творческую драму Юматова только на травматический военный опыт неправильно. Ведь сумел же после окончания войны он стать одним из самых известных артистов СССР. Более того – привлекательная внешность вкупе с обаянием и по-настоящему мужским темпераментом сделали Юматова настоящей звездой. Видимо, осознание своего особого статуса вкупе с алкогольной зависимостью и не позволили Георгию Александровичу в полной мере раскрыть свой талант.

Ему было всего 35, когда на экраны вышел самый известный его фильм – «Офицеры». Но уже через несколько лет печально известный среди режиссёров своим непростым характером и запоями артист играл лишь второстепенные или даже эпизодические роли. Папа Тани, дачник, отец Павла, прохожий с бульдогом, шофёр – таковы дальнейшие персонажи Юматова. Конечно, случались и отдельные успехи вроде «Петровки, 38» и «ТАСС уполномочен заявить», но общего вектора они уже изменить не могли. А уже в конце жизни были уголовное дело о повлекшей смерть самообороне, невостребованность в профессии и смерть от тяжёлой болезни.

В качестве не заключения, но многоточия

Примеры того, куда может завести звёздная болезнь, перед Никитой Кологривым, что и говорить, наглядные и печальные.

При этом ни в коем случае не нужно ставить на Никите крест – мол, всё с ним ясно, пошёл по наклонной. Когда Кологривый говорит, что честно заработал свой нынешний статус, он не лукавит. Многие ведь замечают лишь нашумевшее «Слово пацана» – а у Никиты за последние несколько лет было немало ярких проектов, в которых он показал талант и мастерство. Кинотрилогия «Бендер», сериалы «Два холма», «Чёрная весна» и «Оффлайн», киносказка «По щучьему велению»…

КОЛОГРИВЫЙ В ОБРАЗЕ ЕМЕЛИ. КАДР ИЗ ФИЛЬМА «ПО ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНИЮ» (2023, РЕЖИССЁР АЛЕКСАНДР ВОЙТИНСКИЙ)

Что касается резонансных высказываний Кологривого… Ну, его как профессионала могут не впечатлять Смоктуновский или Абдулов, дело вкуса. К тому же опыт дело наживное. По части критических замечаний к новому поколению «звёзд» – скажем честно, под многими подобными высказываниями Никиты большинство из нас подпишутся. А найдёте вы ещё одного столь же яркого и популярного артиста из поколения «30 минус» (тридцать лет Кологривому исполнится осенью), который бы так же публично высказал слова благодарности участникам спецоперации? Если найдёте, сообщите, будьте любезны – удивлюсь и слезу радости пущу.

После оглашения приговора Никита Кологривый в зале суда сообщил многочисленным собравшимся журналистам: «Я тёртый калач – вряд ли меня этим собьёшь с пути».

Остаётся пожелать актёру, чтобы это был правильный путь, с которого его не собьёшь. Да и нам тоже пожелать – а то много ли у нас самобытных талантливых артистов с собственными мыслями в голове и собственным мнением на языке, чтобы ими разбрасываться? Никита, не подведи.

АЛЕКСАНДР БАБИЦКИЙ