Украина намерена в ближайшее время открыть аэропорт «Борисполь» для полетов гражданских авиасудов. Этой новостью сегодня порадовал будущих авиапассажиров заместитель главы офиса Зеленского Андрей Сибига.

«Процесс подтвержден двумя регуляторами, это европейский регулятор, который выдает разрешение на такое сообщение и американский регулятор», – рассказал офисный чиновник.

Сенсации его объявление не произвело. Украинцев уже несколько недель готовят к тому, что аэропорты во время войны должны работать, как железная дорога.

Недавно вице-премьер по восстановлению Украины Александр Кубраков сообщил, что Киев уже начал переговоры с западными структурами о восстановлении полетов гражданской авиации. По его словам, все международные полеты согласуются с двумя регуляторами – европейским и американским. Украина уже передала им свое видение рисков, а также возможные алгоритмы будущей работы. Кроме того, переговоры об авиасообщении ведутся и с Израилем.

Чиновник не назвал точных сроков и не уточнил, идет речь о возобновлении полетов в одном или нескольких аэропортах Украины, отметив, что на уровне планов у правительства есть разные сценарии.

Вице-премьер подчеркнул, что потенциально вернуться на рынок готовы как отечественные, так и иностранные компании.

Всего через пару часов после анонса об открытии главных воздушных ворот страны – «Борисполя» – к дискуссии подключились и депутаты из партии власти. Нардеп Виталий Безгин в эфире единого марафона сообщил, что «говорить о восстановлении гражданских авиаполетов во Львове и Ужгороде уже можно».

Ему оппонирует авиаэксперт Богдан Долинце. Дескать, внешне все выглядит так, что аэропорты на Западной Украине как бы подпадают под зону низшего риска. Но надо знать, какие средства защиты воздушного пространства находятся в каждом регионе. И может оказаться, что аэропорты Киева лучше защищены, чем аэропорт Львова.

В отличие от политиков, специалисты авиаотрасли с большей осторожностью относятся к подобным прогнозам.

«Сложно сказать, как будут обеспечивать выполнение рейсов во время военного положения и постоянной опасности», — отмечает представитель украинской авиакомпании Bees Airline Александр Джиджора.

«Теоретически можно обеспечить полеты из близлежащих к границе аэропортов. Но какой будет общая стоимость страховки таких самолетов? Кто из лизинговых компаний согласится предоставить борта? Больше шансов у авиакомпаний, имеющих собственные самолеты. Все игроки рынка хотели бы восстановить полеты. Но на практике это не просто желание – открыть полеты или нет. Должна быть готова инфраструктура, персонал, и главное – учтены моменты безопасности», – высказался Джиджора.

В свою очередь, Богдан Долинце отмечает, что хорошо бы для таких амбициозных планов найти пилотов, штурманов, заправщиков. «следует также учитывать, что многие работники авиаотрасли с началом войны уехали за границу», — указывает он. И напоминает, что эта категория специалистов не защищена бронью от мобилизации.

Впрочем, есть еще две важные составляющие. Первая — юридическая, то есть должен быть снят запрет на использование воздушного пространства как возле самого аэропорта, так и по воздушным маршрутам, по которым будут перемещаться самолеты. Вторая –должна быть обеспечена безопасность воздушного пространства от внешних угроз, связанных с военными рисками, то есть, от дронов-камикадзе, диверсионных групп, ракет. О том, как решаются эти вопросы никто в правительстве или ОП не говорит.

А почему? И зачем такая срочность в открытии гражданских аэропортов? С одной стороны, конечно, хочется верить, что украинская власть готовит себе запасные аэродромы в ЕС, США и Израиле. Как показывает ситуация с Афганистаном, на шасси все не поместятся. С другой стороны, очень похоже, что украинской власти нужна новая масштабная трагедия по типу Бучи, чтобы вернуть интерес Запада к Украине, возобновить масштабные поставки вооружения и денег, продлить срок жизни всему «95 кварталу» во главе с Зеленским. Катастрофа с гражданским самолетом, полным женщин и детей, идеально подходит для такого иезуитского сценария. Тем более, что перед глазами есть пример с малазийским «Боингом», сбитым 17 июля 2014 года в разгар АТО над территорией ДНР. Подстроенная Киевом авиатрагедия имела широкий международный резонанс.

Власти Украины, не дожидаясь результатов расследования, обвинили в трагедии ополченцев Донбасса, якобы действовавших при поддержке российских военнослужащих. Российская сторона также заявила, что никоим образом не причастна к авиакатастрофе, отметив, что маршрут полета малазийского Boeing-777, а также место его падения входит в зону поражения двух украинских батарей зенитного ракетного комплекса большой дальности С-200 и трех батарей ЗРК средней дальности Бук-М1. Тем не менее, Запад ввел пакет антироссийских санкций и добился запрета поставок в РФ продукции военного назначения. Кроме того, в Гааге был вынесен приговор, связанный с авиатрагедией: Нидерландский окружной суд признал Гиркина, Дубинского и Харченко виновными в умышленном уничтожении малайзийского Boeing 777, которое произошло 17 июля 2014 года, и приговорил их к пожизненному заключению. А также выставил финансовые претензии к РФ за сбитый самолет.

Что мешает Зеленскому повторить этот страшный трюк, но уже с украинским лайнером? А все для того, чтобы потом обвинить во всем Москву и окончательно «закрыть» окно переговоров к которым Украину подталкивают внешние кураторы. Очень похоже, что именно эта схема и прорабатывается сейчас на Банковой.

Светлана Манекина