ВЛАДИВОСТОК, РУССКИЙ МОСТ. ФОТО: АЛЕКСАНДР ХИТРОВ / SHUTTERSTOCK.COM

Будущее русского экспорта было бы весьма печальным без создания современной инфраструктуры. Рассказываем, что делают для этой цели на Дальнем Востоке с помощью инвестиций «ВЭБ.РФ».

В недавнем послании Федеральному Собранию президент России Владимир Путин обозначил основные контуры дальнейшего экономического развития страны. Он сделал акцент на том, что необходимо производить свою продукцию – не сырьё, а именно конечный продукт с высокой добавленной стоимостью, который мог быть востребован как внутри страны, так и на внешних рынках.

Для успешной реализации этой программы, помимо самой продукции, нужна и соответствующая экспортная инфраструктура (морские и воздушные порты, транспорт и многое другое). В этом направлении сейчас идёт большая работа, причём эпицентр её – на востоке страны, на азиатском направлении.

Финансирование строительства капитальной инфраструктуры – дело сложное, не подразумевающее быстрой финансовой отдачи. Поэтому надежды здесь возлагаются на государство, конкретно – на Корпорацию развития «ВЭБ.РФ».

Всего через полторы недели после послания президента руководители «ВЭБ.РФ» прибыли на Дальний Восток осматривать инфраструктурные и промышленные объекты, возводимые с участием Корпорации.

В ходе поездки группа посетила судостроительный завод «Звезда», новый порт в Суходоле, производства собственных танкеров-газовозов, беспилотных летательных аппаратов и многие другие объекты.

В частности, Игорь Шувалов объявил о выделении 3 млрд руб. для строительства нового терминала хабаровского аэропорта (общий объём инвестиций в проект – 6,1 млрд руб.). В общей сложности «ВЭБ.РФ» вложит 100 млрд руб. в ещё восемь проектов строительства и модернизации терминалов аэропортов. При этом Корпорация построила или модернизировала уже 10 терминалов, три из которых на Дальнем Востоке и в Арктике. Сейчас продолжается финансирование терминалов ещё в пяти дальневосточных городах.

Старые терминалы простаивать не будут: так, Корпорация готова выделять кредиты на создание пространства для представителей креативных индустрий на площадке нынешнего терминала хабаровского аэропорта.

Общий объём реализуемых и уже завершенных при финансовом участии «ВЭБ.РФ» проектов на Дальнем Востоке достиг колоссальной суммы 4,8 трлн руб.

Интересно, что глава «ВЭБ.РФ» Игорь Шувалов занимался делами Дальнего Востока ещё в правительстве – в качестве вице-премьера. Но на нынешнем посту у него даже больше возможностей влиять на развитие региона. В Хабаровске он рассказал:

У нас есть большие бизнес-проекты, такие как порт Суходол в Приморском крае. Есть проекты городской экономики в рамках реализации мастер-планов. Важными источниками проектных инициатив выступают форум «Сильные идеи для нового времени» и конкурс брендов. Приморский край обладает здесь мощным потенциалом, и мы готовы помогать его раскрывать.

В рамках стратегической сессии в Приморье также обсуждался проект «Большой Владивосток» – строительство нового района, спутника Владивостока. В итоге население агломерации (включая также город Артём) составит миллион человек – это будет первый дальневосточный миллионник в истории России! Потенциальный объём инвестиций в основной капитал бизнеса, который может расположиться в спутнике, Корпорация развития Дальнего Востока оценивает в 1,5 трлн руб.

Разумеется, Дальним Востоком инвестиционная деятельность не ограничивается. С ноября 2023 года «ВЭБ.РФ» вместе с Агентством стратегических инициатив провёл целую серию стратегических миссий – в Тульской, Калининградской, Новгородской, Иркутской областях, в Татарстане и т.д.

И всё-таки в условиях долгосрочных санкций главным направлением остаётся Дальний Восток – ключ к азиатским рынкам, к Северному морскому пути, к будущему могучей России.

ИВАН ДЕМЕНТЬЕВ