КОЛЛАЖ: ЦАРЬГРАД

23 февраля оказалось омрачено гибелью в Краснодарском крае ещё одного уникального русского самолёта дальнего радиолокационного обнаружения А-50. Эта уже вторая подобная потеря за чуть более чем полтора месяца, когда ВКС России лишились такого же ценного для страны самолёта и его высококлассного экипажа. Что произошло и какие следует сделать выводы?

Поздно вечером 23 февраля на Кубани жители Каневского района увидели в небе вспышки. На видео очевидцев – целая вереница ярких всполохов в ночном небе. Изумлённые возгласы наблюдателей – они решили, что наша ПВО работает по украинскому дрону самолётного типа.

Объект стал уклоняться – принял вправо, в сторону от жилых районов. После этого пущенная по нему ракета всё-таки настигла цель, произошёл взрыв, сопровождавшийся вспышкой света, и самолёт рухнул где-то за горизонтом.

ВОЗДУШНЫЙ ОБЪЕКТ И ВЕРЕНИЦА ВСПОЛОХОВ СВЕТА В НЕБЕ КУБАНИ. СКРИНШОТ КАДРА ВИДЕО ОЧЕВИДЦЕВ, T.ME/TSARGRADTV

Это единственные доступные кадры потери крайне ценного самолёта дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) А-50У (универсальный) известный также по кодификации НАТО как Mainstay («Оплот»).

Очевидцы также опубликовали кадры с горящими на земле обломками самолёта – близ хутора Трудовая Армения.

Ещё один очевидец обнаружил фрагменты крыла возле хутора Борец Труда. Между этими населённым пунктами расстояние в пять километров – примерно в таком радиусе всё и произошло, а сам район располагается на равном расстоянии между Ростовом-на-Дону и Краснодаром (порядка 130 километров по прямой).

РАЙОН КРУШЕНИЯ САМОЛЁТА А-50У В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ, СКРИНШОТ ЯНДЕКС.КАРТЫ

Как видно на кадрах, а также как отметили блогеры-военкоры, экипаж самолёта прекрасно понимал, что происходит. Всполохи света по курсу полёта – это тепловые ловушки, которые пилоты отстреливали, чтобы уйти от ракеты ПВО. Лётчики до последнего боролись за машину и старались не допустить катастрофы на земле – именно поэтому они увели самолёт правее, подальше от жилых построек. По предварительным данным на середину дня 24 февраля, жертв и разрушений на земле нет. Экипаж самолёта (15 или 16 человек) – погиб.

Это уже вторая подобная трагедия за полтора месяца: 15 января над Азовским морем был сбит такой же самолёт ДРЛО А-50, машина и экипаж погибли. Вместе с ним под удар попал воздушный командный пункт Ил-22М, который был повреждён, но смог долететь до Анапы и совершить посадку. И по инциденту с этими двумя бортами многие вопросы так и остались открытыми, а ряд блогеров утверждали, что имел место так называемый дружественный огонь – ракеты, поразившие эти самолёты, могли быть нашими.

У англичан такой не получился

А-50, построенный на базе военного транспортника Ил-76, — уникальный самолёт дальнего радиолокационного обнаружения. Появившись в первых модификациях ещё 1984 году, он сразу заставил сильно нервничать страны НАТО.

Главная особенность – верхний обтекатель диаметром девять метров, в котором находится вращающийся радар, позволяющий экипажу «видеть» небо на 360 градусов на расстоянии до 650-800 км. Белых пятен в этом радиусе в небе для А-50 нет – борт имеет возможность одновременно «вести» до 200 целей и передавать их координаты системам ПВО, истребителям или перехватчикам, координируя в связке с воздушным штабом Ил-22 ведение широкомасштабной воздушной войны на заданном участке фронта.

Ещё один самолёт в мире, выполняющий такие же функции, — американский ДРЛО Е-3А.

В СССР с 1984 года на вооружении находилось 16-20 А-50, в России сейчас, по данным профильных изданий и специалистов, таких бортов может быть от 7 до 15.

А-50 — УНИКАЛЬНЫЙ САМОЛЁТ ДАЛЬНЕГО РАДИОЛОКАЦИОННОГО ОБНАРУЖЕНИЯ. ОН МОЖЕТ ОДНОВРЕМЕННО «ВЕСТИ» ДО 200 ЦЕЛЕЙ И ПЕРЕДАВАТЬ ИХ КООРДИНАТЫ СИСТЕМАМ ПВО, ИСТРЕБИТЕЛЯМ ИЛИ ПЕРЕХВАТЧИКАМ. ФОТО: MOD RUSSIA/GLOBALLOOKPRESS

В своё время ДРЛО пытались построить британцы, однако потратив около 1 млрд фунтов стерлингов, Королевские ВВС отказались от разработки и были вынуждены купить у США в 1986-1987 годах семь самолётов типа Е-3А.

Погибший 23 февраля в небе Кубани А-50 имел модификацию «У» – универсальный, и серьёзно превосходил своих предшественников в серии:

  • установлен новый радиотехнический комплекс с улучшенными характеристиками для обнаружения низколетящих и малозаметных воздушных целей (включая сверхзвуковые), что актуально на СВО, когда противник совершает налёты низколетящими дронами;
  • была снижена масса аппаратуры, за счёт чего увеличили запас топлива;
  • дисплеи заменены с электронно-лучевых на жидкокристаллические:
  • на борту оборудована даже комната отдыха и кухня.

С самого начала СВО именно А-50 стали эффективным средством обнуления украинских «литаков» – они передавали данные об авиации противника и наши МиГ-31 и Су-35 запускали ракеты класса «воздух-воздух» сверхбольшой дальности по украинским самолётам – работа не только эффективная, но и безопасная для себя.

Версии трагедии

15 января после потери А-50 над Азовским морем прозвучала версия, которую высказывали военные блогеры — версия «дружественного огня». А-50 и Ил-22 могли быть поражены ПВО.

Ночью над Азовским морем был подбит наш воздушный командный пункт Ил-22М, борт сел, несколько членов экипажа ранены. В том же районе сообщают о сбитом самолёте дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50. Причиной мог быть дружественный огонь из-за возможной несработки системы «свой-чужой»,

— отмечал тогда телеграм-канал «Рыбарь».

А-50 и Ил-22, как отмечалось, находились в привычном «коридоре», по которому ВСУ неоднократно пускали крылатые ракеты Storm Shadow и беспилотники с целью поразить цели в Бердянске, на севере Крыма и Крымский мост.

Оба самолёта 15 января поражены в районе, находящемся на удалении свыше 150 км от линии фронта. Ключевой фактор – на такое расстояние Украина вряд ли могла запустить ракеты имеющейся у ВСУ С-300.

Киев располагает тремя батареями американских ЗРК Patriot, однако поставленные к ним ракеты PAC-3 имеют дальность 40 км. Более старые PAC-2 могут поражать цели на дистанции 160 км. Для них дистанция является предельной, и чтобы провернуть такую операцию, ВСУ должны были поставить комплекс на берегу Днепра, что крайне маловероятно,

— отмечал военный обозреватель «Первого русского» Влад Шлепченко.

И что же мы имеем относительно происшествия 23 февраля? Ещё более внушительное удаление – Каневский район Кубани находится на расстоянии свыше 250 км от линии боевого соприкосновения.

Каковы же неофициальные версии?

ВЕРСИЯ ПЕРВАЯ

А-50 мог быть поражён комплексом С-400 системы ПВО России, так как её операторы не знали, что в небе находится свой самолёт.

Несмотря на то, что с расчётом ПВО С-400, который мог произвести пуск по А-50У, а также пунктом управления уже работают следователи, до сих пор нет финальной ясности, есть лишь версии,

— указал «Рыбарь».

САМОЛЁТ ДРЛО МОГ БЫТЬ ПОРАЖЁН РАКЕТОЙ ИЗ КОМПЛЕКСА С-400 «ТРИУМФ», ТАК КАК ЕГО ОПЕРАТОРЫ НЕ ЗНАЛИ, ЧТО В НЕБЕ НАХОДИТСЯ СВОЙ САМОЛЁТ. ВОЗМОЖНО, НЕ СРАБОТАЛА СИСТЕМА ОПОЗНАВАНИЯ «СВОЙ-ЧУЖОЙ». ФОТО: МИНОБОРОНЫ РОССИИ

По одной из первых неофициальных и неподтверждённых версий, А-50 могли сбить по ошибке. По какой-то причине не сработала система «свой-чужой» – и это, конечно, повод для отдельного разбирательства. Почему могла не сработать система? Это уже вопрос матчасти и подготовки боевых расчётов.

Район, в котором происходит уже второе уничтожение самолета ДРЛО в определённой степени тыловой, перед ним (если смотреть от фронта) расположены Херсонская и Запорожская области, в которых логично поставить новые, наиболее эффективные ЗРК с хорошо обученными расчётами, а вот на тыловые позиции могли гипотетически поставить рухлядь, с худшими из имеющихся расчётов и офицерами, оставленными на службе по принципу «чтоб было»,

— комментирует этот инцидент Шлепченко, замечая, что Минобороны занялось ранее расконсервацией старых комплексов ПВО.

ВЕРСИЯ ВТОРАЯ

ПВО на земле знала, что А-50 – свой, но попала в него случайно, когда пыталась поразить две украинские ракеты. По мнению «Рыбаря», вэсэушники могли намеренно запустить свои ракеты, чтобы спровоцировать русскую ПВО атаковать собственную же цель.

Расчёт российской ПВО ввели в заблуждение вражеские ракеты, и попадание по А-50У было случайным. Чисто технически исключать момент намеренного пуска зенитных ракет со стороны противника (например, модифицированной С-200 «Дубна») в сторону наших самолётов для того, чтобы спровоцировать российское ПВО на ответную пальбу, нельзя,

— указал «Рыбарь».

И действительно – сами сбить самолёт не могут, но вот «затемнить» небо, на что не могло не последовать реакции русской ПВО, – это пожалуйста. А-50, таким образом, попал «под раздачу», но ответственность даже при попадании по нему русской ракеты всё равно лежит на ВСУ.

ВЕРСИЯ ТРЕТЬЯ

А-50 мог быть сбит русской ПВО из-за административных (назовём это так) моментов.

Если это так, то это означает полное отсутствие взаимодействия между силами ПВО и ВКС. В одном и том же районе патрулирования чуть больше чем за месяц сбит второй ценнейший самолет с ценнейшими специалистами, которые для страны дороже любого золота. То есть можно констатировать развал системы управления на самом высоком уровне Министерства обороны,

— предполагает Шлепченко.

Версия с «засадой» вражеского истребителя в этом районе исключается из-за того, что его бы неминуемо «увидел» наш А-50.

«Рыбарь» отмечает, что после аналогичных инцидентов, где так же мог иметь место огонь по своим, происходящее вызывает массу вопросов, так как носит системный характер.

Проблема взаимодействия ПВО и авиации всех видов перезрела и перешла в стадию халатности, которая ведёт к подрыву боеготовности отдельных видов и родов войск,

— сказано в сообщении канала.

ВЕРСИЯ ЧЕТВЁРТАЯ

А-50 мог сбить ЗРК Patriot, находившийся в засаде.

Украинские источники утверждают, что самолет ДРЛО А-50 был сбит именно ВСУ с использованием ЗРК С-200 советского производства,

— сообщил Юрий Подоляка.

ИСТОРИЯ ПРО PATRIOT В ЗАСАДЕ – ОДНА ИЗ САМЫХ ПОПУЛЯРНЫХ И УДОБНЫХ ДЛЯ ДОКЛАДА НАВЕРХ. ДЕСКАТЬ, МЫ НИ ПРИ ЧЁМ, ЭТО ВСЁ ОНИ. ФОТО: KARL-JOSEF HILDENBRAND/DPA/GLOBAL LOOK PRESS

Действительно, пока министерство обороны России хранит молчание об инциденте в Каневском районе Краснодарского края, украинцы наперебой пытаются приписать себе «подвиг». И, к сожалению, официальная позиция Минобороны, говорят военкоры, может быть «под стать» украинской версии – в некотором смысле у «центра» ведь может прослеживать интерес к тому, чтобы не признавать факт «дружественного огня».

Вероятнее всего, эта же версия пойдёт на доклад выше, потому что истории про «Пэтриот в засаде» – одни из самых популярных для доклада наверх,

— отмечает в том же посте «Рыбарь».

Что с того?

Безусловно, до обнародования официальной версии случившегося все спекуляции на эту тему – не больше, чем догадки в попытках разобраться. У кажущейся многим железобетонной версии «дружеского огня» есть одна очень неприятная особенность – она работает на пользу противнику. Но воплощаться этот вред может не только в информационном пространстве, где бандеровские диванные войска уже пошли в атаку, издеваясь над тем, что «русские сбили свой же самолёт». Последствия могут быть и военные.

Разумеется, враг будет стремиться по максимуму использовать ситуацию в своих целях, дабы как-то прикрыться от Авдеевской катастрофы и нарастающих проблем на фронте (для этого в ближайшие дни и будут предприниматься попытки терактов и обстрелов приграничных регионов и Крыма),

— уверен военный эксперт Борис Рожин.

Что бы ни случилось, надо срочно сделать выводы, чтобы исключить повторение подобной трагедии в будущем. И не давать шансов противнику воспользоваться «всепропальщицким» ажиотажем.

Критика МО не должна опираться на сетевые реакции, в которые легко может вмешаться весьма эффективный в ведении сетевой войны враг,

— отметил в связи с гибелью А-50 философ Александр Дугин.

ЕГОР КУЧЕР