Ракетный комплекс KN-23 / «Хвасон-11Ga». Фото ЦТАК

Несколько месяцев назад в зарубежной прессе появились первые сообщения о возможных поставках в российскую армию северокорейских оперативно-тактических ракетных комплексов. Позже публиковалась информация о начале боевого применения таких вооружений в зоне проведения Спецоперации по защите Донбасса и даже приводились некие свидетельства этого. Впрочем, официальные сведения на эту тему пока не оглашались, а реальное положение дел остается неизвестным.

От неназванных источников

В сентябре 2023 г. лидер КНДР Ким Чен Ын побывал в России. В рамках официального визита состоялись переговоры на тему продолжения и развития международного сотрудничества в разных сферах. При этом все подробности визита и проведенных мероприятий не раскрывались.

По следам приезда Ким Чен Ына в западной прессе появились различные оценки, прогнозы и слухи. В частности, возникла версия о проведении переговоров о возможных закупках Россией северокорейских вооружений разных классов и типов. Подразумевалось, что российская армия в ходе Спецоперации истощила свои складские запасы и теперь вынуждена искать необходимые ей изделия везде, где удастся, в т.ч. просить их у «неблагонадежных стран». Такие тезисы не соответствуют реальному положению дел, но вполне укладываются в концепции и новостную повестку «цивилизованного мира».


Якобы обломки северокорейской ракеты, использованной по цели в Харькове. Фото Telegram / «Военный осведомитель»

В ноябре появились новые «подробности». Со ссылкой на свои неназванные источники, зарубежные СМИ сообщали, что Россия и КНДР договорились о поставках различных боеприпасов и оперативно-тактических ракетных комплексов. Якобы северокорейская сторона согласилась продать некоторое количество систем KN-23 и KN-24. В ближайшее время эти изделия должны были прибыть в Россию, а затем ожидалось их появление в зоне проведения Спецоперации.

По понятным причинам, такие новости не получили официального комментария. Российские и корейские официальные структуры попросту проигнорировали очередные домыслы из-за рубежа. Кроме того, возникли обоснованные сомнения в самой необходимости закупки иностранных ОТРК для российской армии. Дело в том, что наши вооруженные силы и промышленность ориентированы на самостоятельное покрытие всех своих нужд и не закупают ракетное вооружение за рубежом.

По новым данным

В первых числах января 2024 г. за границей появились первые сообщения о начале боевого применения российской армией импортных ракет. Информацию такого рода огласили официальные лица Украины и США. Утверждалось, что в конце декабря Россия применила комплекс KN-23 по цели на Запорожском направлении. Следующий удар такого рода имел место 2 января по объекту в Харькове. По данным американской разведки, в ходе этих ударов ракеты летели на дальность до 460 км.


Днище корпуса упавшей ракеты. Рамками отмечены кожухи приводов газодинамических рулей. Фото Telegram / «Военный осведомитель»

Вскоре появились первые «доказательства» применения северокорейского вооружения. Украинские источники опубликовали фотографию поврежденной детали, якобы оставшейся от упавшей ракеты. Утверждалось, что это элемент хвостовой части изделия KN-23 – кольцевое днище корпуса с кожухами приводов газодинамических рулей. Поврежденную деталь сравнивали с доступными фотографиями российской ракеты «Искандер» и корейской KN-23, и находили сходство с последней.

Согласно иностранным сообщениям, применение корейских ОТРК продолжается. Ракеты KN-23 регулярно прилетают в те или иные объекты. При этом украинская сторона пытается приуменьшать результаты их применения. Так, недавно распространили фотографию некой воронки от взрыва с поваленными вокруг деревьями. Утверждалось, что это результат падения северокорейской ракеты, отклонившейся от цели – намекали на низкую точность и эффективность такого оружия.

Тема иностранных ракет в российской армии продолжает привлекать внимание, и к ее отработке присоединяются новые структуры. Так, 20 февраля британский исследовательской центр Conflict Armament Research опубликовал результаты своего изучения ракеты, упавшей в Харькове 2 января. Целью исследования было определение технических и иных особенностей корейского ОТРК.


Возможный маршрут полета ракеты 2 января по версии CAR

Утверждается, что ракета KN-23 строится с широким применением иностранной элементной базы. В обломках нашли 290 импортных компонентов от 26 производителей. Любопытно, что около трех четвертей этих компаний являются американскими; прочие – из Европы и Азии. Конкретные производители не называются ввиду чувствительности темы. При этом CAR пытается определить, как их продукция смогла попасть в КНДР.

Согласно докладу CAR, импортные детали использованы в системе управления ракетой. Основная их часть задействована в приборах навигации – наиболее сложной и ответственной части всей системы. Исходя из маркировки на компонентах, предполагают, что ракета была изготовлена не ранее марта 2023 г. В связи с этим не исключается возможность специального производства изделий KN-23 по российскому заказу.

Таким образом, если информация от CAR соответствует действительности, наблюдается крайне интересная ситуация. Несмотря на все меры иностранных государств, санкции и т.д., КНДР все же нашла пути получения импортной продукции двойного назначения в виде электронных компонентов. На их основе строятся важные приборы для современного ракетного вооружения, и промышленность, по-видимому, уверена в надежности поставок, а также в их способности обеспечить серийное производство.


KN-23 на параде в Пхеньяне. Фото ЦТАК

Ракетный потенциал

Таким образом, зарубежные источники утверждают, что российская армия получила и уже применяет оперативно-тактические ракетные комплексы северокорейского производства. Приводятся некие доказательства и прочая информация о таком сотрудничестве. В свою очередь, Россия и КНДР не подтверждают и не опровергают эту информацию, а также не сообщают о применении импортных ОТРК – если оно и имеет место.

Вне зависимости от реального положения дел, северокорейская ракета KN-23 (иностранное условное обозначение) или «Хвасон-11Ga» (официальное название) могла бы быть полезной при решении задач демилитаризации Украины. По известным данным, ОТРК с таким боеприпасом имеет достаточно высокие характеристики и способен эффективно поражать широкий круг целей – войска в местах сосредоточения, штабы, артиллерию и ракетные комплексы и т.д.


Железнодорожный комплекс на основе ракеты «Хвасон-11». Фото ЦТАК

С точки зрения общей архитектуры и оценочных характеристик, ОТРК «Хвасон-11Ga» похож на российский комплекс «Искандер». Из-за технического и внешнего сходства ракет за рубежом для него придумали прозвище «Кимскандер». Корейский ОТРК в базовой версии строится на автомобильном шасси и несет две ракеты. Также разработан железнодорожный вариант на основе специального вагона-пусковой установки. Боекомплект такого вагона так же включает две ракеты.

Ракета KN-23 имеет общую длину не более 9-10 м при диаметре 1,1 м. Стартовая масса оценивается в 3,4-3,5 т. Использована одноступенчатая схема с твердотопливным двигателем, за счет которого осуществляется разгон до расчетных скоростей и выход на заданную траекторию. В прошлом предполагалось, что дальность «Хвасона-11Ga» не превышает 280-300 км. Согласно последним оценкам, этот параметр может достигать 900 км. Как именно удалось получить такие летные данные при ограниченных размерах и массе, неясно. Возможно, имеет место некая путаница, и ракете KN-23 приписали чужие характеристики.

Полезная нагрузка ракеты достигает 500 кг. Предполагается возможность установки осколочно-фугасной или специальной боевой части. Наведение осуществляется за счет стандартной для ОТРК комбинации приборов инерциальной и спутниковой навигации. Для управления на активном участке траектории используются газодинамические рули, размещенные у сопла двигателя.


Пуск ракеты с БЖРК. Фото ЦТАК

КНДР неоднократно проводила тестовые и учебные пуски ракет «Хвасон-11Ga» и в целом показывала неплохие результаты. Сообщается о полном подтверждении расчетных характеристик и достижении желаемых возможностей. В целом есть основания считать этот ОТРК неплохим представителем своего класса, способным эффективно решать предполагаемые боевые задачи.

Необходимость и целесообразность

Опыт текущей Спецоперации, проводимой российской армией, показывает, что оперативно-тактические ракеты остаются важным и полезным инструментом для поражения разнообразных объектов противника. В настоящее время на вооружении наших ракетных войск состоит только одна система этого класса – «Искандер». В зависимости от модификации, такой ОТРК может использовать ракеты нескольких типов с разным потенциалом.

Ракеты «Искандер» всех типов обладают высокими характеристиками и показывают себя как эффективное современное оружие. При наличии таких вооружений, закупки иностранной техники попросту не имеют смысла. Тем не менее, пока нельзя полностью исключать возможность появления в войсках ОТРК других типов от дружественных стран. При грамотной организации боевой работы, это позволит получить более высокие результаты, а также помочь иностранным коллегам с наработкой боевого опыта и накоплением необходимой информации.