Нежелательное в России Американское агентство по международному развитию (USAID) объявило 17 февраля о «дополнительном финансировании долгосрочной программы по обеспечению безопасности энергетического сектора Армении». Как сообщается, «на ускорение реализации проектов в области электроэнергетики, будет направлено 5 млн долларов.

Эти средства станут дополнением к согласованным ещё в 2018 году 10,6 млн долларов. В сумме финансовые вливания «позволят снизить зависимость Армении от поставок российского и иранского природного газа».

Головная компания США в этой программе – Tetra Tech, специализирующаяся на проектах в электроэнергетике, причём в основном – в использовании возобновляемых энергоресурсов. Программа предусматривает прежде всего, повышение выработки гидроэлектроэнергии, электроэнергии из природного газа, нефтепродуктов и угля, более активное использование солнечной энергии.

Что касается природного газа, минимум 80 % спроса в Армении издавна обеспечивают российские трубопроводные поставки через территорию Грузии. В свою очередь Армения и Иран начали взаимные поставки электричества в обмен на газ с 2009 года.

Ежегодно Армения получает из Исламской республики 500–550 млн кубометров газа по трубопроводу с северо-запада Ирана. Взамен Армения поставляет по 3 кВт⋅ч электричества за один кубометр. Это не вызывало и поныне не вызывает критики на Западе.

США и весь Запад никак не прореагировали и на то, что в августе 2023 года Ереван и Тегеран пописали соглашение об увеличении с 2024 года втрое обоюдных энергопоставок: контракт рассчитан до 2030 года включительно. По имеющейся информации, возможны дальнейшее продление контракта и увеличение взаимных поставок.

При этом до трети объёма ввозимого иранского газа будет с 2026–2027 гг. использоваться непосредственно в энергетике Армении. Это обусловлено возможными планами Еревана снизить чрезмерную зависимость от российского газа.

Характерны в этой связи идеи, высказанные в конце ноября 2023 года новым послом Ирана в Армении Мехди Собхани в интервью ереванскому изданию CivilNet. Посол отметил, что «Иран мог бы снизить энергетическую зависимость Армении от России», благодаря новому соглашению о взаимных энергопоставках.

Кроме того, по его же словам, документ «позволит увеличить импорт электроэнергии из Армении в Иран в обмен на газ его втрое или даже вчетверо». Поддержку Армении иранский посол высказал и в отношении Карабаха:

«…Права народа Карабаха должны быть обеспечены, права каждого жителя Карабаха должны быть обеспечены. Это реальность, которую никто, включая Азербайджан, не может игнорировать».

Учитывая известные планы США и в целом Запада усиливать непророссийские тенденции в Армении, рост иранских газопоставок косвенно отвечает этим планам. Тем более что увеличение выработки газовой электроэнергии в Армении предусмотрено и упомянутой американской энергопрограммой для этой страны.

В любом случае для Армении в настоящее время и в ближайшей перспективе потенциальной альтернативой российскому газу, хотя бы частичной, может быть только иранский. Но вопрос в том, планируют ли в Тегеране вступать в Армении в конкуренцию с РФ – по крайней мере, энергетическую.

Чисто теоретически этот сценарий, повторим, был обозначен в упомянутом интервью иранского посла в Ереване. Тем временем проявляется и общерегиональный контекст иранских газоэкспортных планов.

Так, ещё в 2006 году состоялись пробные поставки иранского газа в Грузию через Азербайджан. А в 2018 году и позже премьер Армении Н. Пашинян заявлял о возможности транзита в Грузию через Армению иранского газа.

В свою очередь в 2020 году грузинские власти высказывались в пользу получения, опять же, иранского газа. Соответственно, проводятся периодические консультации о создании дополнительного газопровода протяжённостью примерно 300 км между Арменией и Грузией.

При этом в 2017 году был подписан контракт по ежегодным поставкам 40 млн кубометров газа из Ирана в Грузию через Азербайджан. С возможным увеличением объёмов до 65–70 млн кубометров. В зарубежных, в том числе в закавказских, СМИ сообщалось о планах создания между грузинскими портами Поти и Батуми завода по сжижению газа.

Понятно, что речь идёт отнюдь не о российском, а об иранском газе, который перекачивается на грузинское Черноморское побережье. Также намечено возведение и терминала по экспорту газа. Соответственно, иранский посол в Грузии Аббас Талеби-Фари пояснил контуры газового альянса в регионе с участием Тегерана:

«…Можно использовать ирано-армянский маршрут, можем использовать азербайджанскую инфраструктуру. С этой точки зрения будет трехсторонний формат сотрудничества. Я подтверждаю, что такие возможности существуют».

Точной официальной информации о реализации упомянутого контракта пока нет, но всё упомянутое, заметим, не вызывает негативной реакции в США и в целом на Западе…