Недавнее решение Вашингтона о направлении 6 авианосцев в зону АТР не является каким-то неожиданным ходом в его нарастающем противостоянии с КНР. По сути это – очередной шаг по усилению давления на главного противника США в борьбе за мировое лидерство. Штаты задались целью во что бы то ни стало подорвать экономическую мощь Китая, затормозить его динамичное развитие в области электроники, кибернетики, ядерных исследований, укрепления обороноспособности и т. п.

Нагнетание напряженности, угроза нестабильности лучше всего способствуют бегству капиталов из Азиатско-Тихоокеанского региона. Тайваньский вопрос, рост ракетных амбиций КНДР, обострение территориальных споров между странами Океании (Восточный Тимор, Соломоновы о-ва, Папуа – Новая Гвинея и другие), активизация деятельности террористических организаций, возрастание напряженности в межгосударственных отношениях не могут не беспокоить деловые круги стран-инвесторов при рассмотрении перспектив своего бизнеса в АТР.

Для усиления своего влияния в этом стратегически важном регионе планеты англосаксы во главе с США в 2021 году создали коалицию в составе: США – Великобритания – Австралия. Новый блок получил название АУКУС. Цель его ясна и понятна: создание военной структуры для борьбы с КНР и его растущим влиянием на страны АТР.

Но американцы не были бы янки, если бы они боролись с противниками своими руками. Нет, это не в духе дяди Сэма. Ему подавай подручных, желательно из аборигенов, чтобы далеко не ходить за живой силой, а пользоваться, так сказать, местными ресурсами.

Вот и теперь американцы, сколачивая против Китая коалицию, заботливо пригласили в нее австралийцев, благо те, являясь доминионом Британской короны, не особо-то и сопротивлялись.

Учитывая, что Поднебесная очень зависима от экспортно-импортных операций, в основном осуществляемых морским путем, было бы логичным полагать, что именно в них и находится ахиллесова пята китайской экономики. На текущий момент главную угрозу для торговли КНР представляет транзит через Малаккский пролив. Судоходство по нему для Пекина может быть закрыто в любой момент в случае конфликта с Соединенными Штатами.

Это прекрасно понимают и китайцы. Поэтому они невиданными ранее темпами строят свой военно-морской флот. Ускоренно завершается достройка на плаву третьего авианосца, для него создаются новые самолеты. Однако в подводном кораблестроении у китайцев по-прежнему ощущается серьезное отставание от потенциального противника. Этим и решили воспользоваться пентагоновские стратеги, зная, что Австралия давно планировала провести перевооружение своего подводного флота. Канберра даже провела конкурс на строительство новых ПЛ, который, как мы все хорошо помним, выиграла французская фирма.

Но американские «партнеры» решили оказать союзническую помощь младшим братьям по англосаксонской коалиции и предложили свои услуги, от которых те не смогли отказаться. Причем это было сделано так, что правительство Австралии пошло на расторжение ранее заключенного с французами контракта даже в ущерб своей деловой репутации.

Обращаясь к истории вопроса, следует отметить, что строительство многоцелевых подводных лодок нового поколения (проект SEA 1000) было определено расходами на оборону еще в 2016 году. При этом новые ПЛ должны были превосходить имеющиеся по всем основным ТТХ.

Также в «Белой книге – 2016», планировалось модернизировать 6 подводных лодок типа «Коллинз», стоящих на вооружении австралийских ВМС. ПЛ типа «Коллинз» являются весьма неплохими боевыми кораблями. Это – океанская ПЛ, полное водоизмещение которой составляет 3 400 т, длина – 78 м, ширина – 8 м, глубина погружения достигает 300 м, максимальная подводная скорость – 21 уз., автономность – 50 суток, дальность плавания – 11 500 миль в надводном положении и 400 миль – экономходом в подводном.


Подводная лодка типа «Коллинз» в море

По заданным ТТХ новая лодка должна была быть водоизмещением не менее 4 000 т, с воздухонезависимой энергетической установкой, возможностью нанесения ударов по наземным, надводным и подводным целям, а также пригодной для проведения операций с использованием автономных подводных аппаратов. С новыми средствами обнаружения и противодействия противнику, с повышенной подводной скрытностью и увеличенным подводным ходом.

С таким набором требований в 2015 году был объявлен конкурс на проектирование и строительство новой ПЛ. В конкурсе приняли участие французская компания «Наваль груп», японская «Мицубиси/Кавасаки» и немецкая «Тиссен-Крупп марине системз», которые представили на рассмотрение австралийцам свои проекты и условия их выполнения.

В 2016 году был проведен конкурс, который выиграла французская компания с проектом «Шортфин Барракуда» в неатомном исполнении. По сути это была французская ПЛА типа «Сюффрен» с ВНЭУ (парогазовая турбина замкнутого цикла) водоизмещением 4 700 тонн, системой боевого управления (СБУ) BYG-1 совместного производства с США. Предполагалось закупить 12 корпусов новой НАПЛ. При этом стоимость разработки и постройки всей серии оценивалась в 38 млрд долларов.


ПЛА типа «Барракуда» курсом в базу

Отдавать столь жирный кусок пирога французам американцы и англичане не собирались. Началась жесткая подковерная борьба финансово-промышленных групп, давление на руководство Австралии, которому в итоге пришлось отказаться от французского проекта в пользу США. Американцы предложили Канберре построить ПЛА типа «Вирджиния» в экспортном варианте. Правда, числом поменьше, всего лишь восемь, вместо 12 единиц.


ПЛА типа Вирджиния в надводном положении

Американцы также пообещали оснастить новые австралийские ПЛА крылатыми ракетами морского базирования (КРМБ) «Томахок» с обычной боевой частью. При этом США обязались передать австралийцам технологии постройки ПЛА с возможностью их сборки на новой верфи в Аделаиде. В рамках программы военных продаж ФМС (FMS – Foreign Military Sales) американцы также обязались поставить на австралийские верфи новое оборудования для строительства этих подводных лодок.

После выполнения американцами своих обязательств предполагается, что австралийские ВМС станут таки седьмыми в списке обладателей подводных лодок с ядерной энергетической установкой.

Но, как это обычно бывает, денег на столь масштабный проект у аборигенов не хватает. Поэтому для сокращения расходов рассматривается вариант лизинга будущих ПЛА вместо их закупки. Международный опыт лизинга ПЛА РФ – Индия показывает такую возможность. При этом новые экипажи перенимают опыт эксплуатации кораблей с ЯЭУ, навыки обращения с системами автоматики и телемеханики сложных энергетических систем, особенности выполнения режимов радиационной безопасности, ликвидации инцидентов со вспомогательным оборудованием ЯЭУ.

Но без своей доли пирога английские партнеры тоже не захотели оставаться. Предполагается, что ЯЭУ для австралийских ПЛА будет поставлять компания «Роллс-Ройс». Эти ЯЭУ будут такими же, как на ПЛАРБ типа «Дредноут» британских ВМС. Но эксплуатация ядерной энергетической установки – дело новое и опасное. Потребуются дополнительные расходы на подготовку специалистов по обслуживанию ЯЭУ, обеспечению режима РБ на корабле и в пункте базирования. Соглашением сторон предусматривается до 2027 года обучение в США и Великобритании около 2 тыс. человек (по требуемым научным и инженерно-техническим специальностям).

А до того, как Канберра обзаведется своими собственными ПЛА, начиная с 2027 года, на ротационной основе в ВМБ Стирлинг (г. Перт) предполагается размещение 4-х американских ПЛА типа «Вирджиния» и одной британской ПЛА типа «Эстьют». К этому же сроку планируется завершить дооборудование причальной и береговой инфраструктуры пункта базирования ПЛА.

Стоящие сейчас на вооружении австралийских ВМС подводные лодки типа «Коллинз» планируется вывести из состава боеготовых к 2038–2039 году. Их должны заменить построенные (либо переданные после капитального ремонта) 3 ПЛА типа «Вирджиния». Рассматривается также возможность поставки дополнительно 2 лодок этого типа.

Учитывая запросы командования австралийских ВМС, на территории Соединенного Королевства намечено развернуть строительство перспективных ПЛА типа «Аукус», технический облик которых пока не определен. Ожидается, что первый корпус будет построен на британской верфи компании «БАЭ системз» в г. Барроуин-Фернесс, а последующие – на мощностях австралийских предприятий в г. Аделаида.

Всего же к 2060 году ВМС Австралии намерены иметь в своем составе 8 ПЛА нового типа. А находящиеся в лизинге и ранее построенные ПЛА по проекту «Вирджиния» будут выводиться из состава ВМС и передаваться владельцу для дальнейшей утилизации.

Возникает закономерный вопрос: почему такое повышенное внимание в АУКУС уделяется перевооружению австралийского флота атомными подводными лодками?

Мне кажется, все дело в том, что именно ПЛА, вооруженные КРБД, ПКР, тяжелыми торпедами, наилучшим образом способны справиться с задачей блокадных действий судоходной зоны Малаккского пролива. Не лишне будет напомнить, что именно недопущение (эмбарго) танкеров с нефтью, идущих в японские порты и явилось триггером начала масштабных боевых действий на Тихом океане. Япония не стала дожидаться экономического удушения и нанесла упреждающий удар по американскому флоту в Перл-Харборе. Началась большая война на Тихом океане.

Может быть, янки, любители повторения удачных финтов, вспомнили историю и пытаются спровоцировать председателя Си по японскому варианту 80-летней давности. Впрочем, на это совсем скоро мы можем получить вполне конкретный ответ. Похоже, что с подачи американской администрации все к этому и идет.