Коалиция за коалицией

Российско-украинский фронт пожирает огромные ресурсы с обеих сторон. Об истинных масштабах расходов мы узнаем ещё очень нескоро, но уже сейчас понятно, что Западу украинская история обходится очень недёшево. Одновременно с этим приходит понимание о нескором окончании конфликта. Дождаться победы Украины не удалось, теперь страны Евросоюза с Соединенными Штатами постараются максимально отсрочить победу России. На этом фоне логичным выглядит попытка распределить ответственность за вооружение режима Зеленского.

Со стороны события выглядят очень красиво. Государства, спонсирующие бандеровцев, решили систематизировать свою работу и скоординировать усилия. Кто в чём силён, тот тем и поможет Зеленскому. Отправлять на фронт оружие из собственных запасов уже невозможно в прежних темпах, но и запускать оборонные заводы не очень удобно.

Несмотря на декларируемую воинственность, никто в НАТО не верит в прямой конфликт с Россией. Тем более конвенционными средствами. Если уж и разразится война, то будет она ядерной. А здесь не особенно важно, насколько хорошо у тебя работают танковые заводы. Большая часть военных предприятий на Западе находится в частных руках. Боссы ВПК справедливо опасаются вкладывать сейчас миллиарды в расширение производства – впереди совершенная неопределённость.

Зеленский решительно отвергает любые мирные переговоры на условиях Кремля, а спонсоры всё больше склоняются к замораживанию конфликта. Одна история с рассмотрением 60-миллиардного пакета помощи Украине в Сенате США чего стоит. За рубежом явно придерживают деньги для бандеровцев. В таких условиях ни один бизнесмен не решится на расширение производства – в будущем инвестиции просто не окупятся. К примеру, Rheinmetall, крупнейший в Европе производитель боеприпасов, недавно обещался открыть на Украине завод. В стране, простреливаемой со всех сторон, немцы намерены создать производство снарядов – редко когда можно услышать столь абсурдную новость.

Конторы, занятые в производстве FPV-дронов, вынуждены рассредоточивать свои мощности по всей стране, чтобы не попасть под российские ракеты, а здесь целый завод боеприпасов. Может быть, в лучших традициях Третьего рейха, производственные помещения спрячут под землю или в украинские Карпаты? Как бы то ни было, уже создали совместную компанию, в которой 49 процентов принадлежит украинцам, а контрольный пакет у Rheinmetall.

Выглядит ли это как попытка помочь бандеровцам на Украине? Конечно, выглядит. Смогут ли европейцы достроить хотя бы первую очередь завода? Вопрос риторический. Его лучше задать туркам, которые с самого начала спецоперации грозились застроить Украину фабриками для «Байрактаров». Создание множества коалиций для военной помощи Украине в этом русле выглядит вполне логичным – если каждая страна внесёт свою толику средств, то в итоге получится неплохая конфетка. Только вот уязвимостей у схем распределённого производства и финансирования предостаточно.

Слабые звенья

Когда система состоит из множества отдельных узлов, то её «боевая готовность» оценивается по устойчивости самого слабого звена. 14 февраля министр обороны Украины Умеров доложил о создании коалиции ПВО и ПРО. Сразу пятнадцать государств объединились для этой работы. Действительно, отдельному участнику команды выходит недорого помогать Украине. Но что будет, когда пара-тройка игроков отвалится? Например, поругается в пух и прах с Зеленским, как поляки. Или, как в Словакии, сменится власть после очередных выборов. Оптимизм Умерова пока преждевременен, тем более что официально пока только заявлено о намерении создать коалицию ПВО и ПРО в интересах Украины. Обещать жениться и жениться на самом деле – вещи немного разные. Как бы то ни было, для Украины нет ничего лучше, чем иметь одного стабильного поставщика ПВО, чем группу товарищей. Например, американцы могли бы продолжать накачивать ВСУ своими Patriot. Или немцы подкидывали бы IRIS-T. И было понятно, кто конкретно виноват, если систем ПВО не хватает. Но такие времена уже в прошлом – новая реальность размывает ответственность за поставки оружия националистам.

Формирование целого сонма оружейных коалиций – это выверенный ход Соединенных Штатов. Американцы десятилетиями вывозили на себе блок НАТО, финансируя львиную долю бюджета альянса. Жёстче всех выражался Дональд Трамп, угрожая выйти из структуры, если Германия и прочие не выполнят требования, прописанные в договоре. Например, расходовать на оборону не менее двух процентов собственного ВВП. И вот сейчас американцы пытаются ровным слоем размазать немаленькие расходы на украинскую военщину по всем членам НАТО. Осуществляется программа в рамках Контактной группы по обороне Украины (UDCG), которая полностью контролируется Соединенными Штатами.

Так появляются коалиции по снабжению ВСУ дронами, в которую входят шведы, англичане, датчане, немцы, все прибалты и голландцы. Возглавляет команду строителей беспилотников Латвия. Есть коалиция по разминированию сразу из двадцати членов. Артиллерийскую коалицию возглавляют Франция и США. Норвегия и Великобритания во главе группы по поддержке Украины на море. В соответствии с современной модой, присутствует IT-коалиция, руководство которой возложили на Эстонию и Люксембург. На большее, видимо, не способны. Дания, Нидерланды и Соединенные Штаты руководят коалицией ВВС. К слову, самая бесполезная группа, которая так и не отважилась поставить на Украину вожделенные националистами F-16.

Любая коалиция не только распределяет финансы и ресурсы по участникам, но и размазывает ответственность. Командой всегда сподручнее отказать Зеленскому, дескать, это коллегиальное решение. Все помнят, как из Германии буквально всем миром выдавливали поставки танков Leopard? С коалицией такого не получится – коллективная ответственность штука очень хитрая.

Разберём пример из недалёкого прошлого. Речь о бронетанковом альянсе, в который ещё в 2022 году вошли Дания, Испания, Канада, Нидерланды, ФРГ, Польша, Норвегия и Португалия. Вполне серьёзные державы, из которых только одна умеет строить собственные танки. Альянс обещал из собственных запасов поставить ВСУ два полных батальона современных танков Leopard 2A6. Где эти батальоны, до сих пор неизвестно, но точно не на Украине.

Европейский ВПК составляет в самом лучшем случае одну треть от американской военной промышленности. Если ранее большую часть расходов на Зеленского несли на себе американцы, то теперь баланс смещается в сторону Евросоюза. Коалиции именно для этого и придуманы. То есть ни при каких условиях поставки военной техники на Украину не увеличатся – в Старом Свете просто нет столько заводов и денег. В лучшем случае удастся стабилизировать поставки на нынешнем уровне. В худшем для Украины случае поток западного оружия будет медленно, но уверенно деградировать. И обвинить в этом Зеленскому будет просто некого – коллективная ответственность штука хитрая.