В начале февраля информационное агентство Bloomberg со ссылкой на данные украинского вице-премьера Александра Кубракова сообщило, что поставки сельхозпродукции с Украины на мировые рынки практически вышли на довоенный уровень. С августа 2023 года из портов Украины было вывезено на экспорт 14,3 млн тонн сельскохозяйственной продукции (общий объем превысил 20 млн тонн), только в январе отгрузки составили 6,3 млн тонн, что почти соответствует довоенному уровню.

Это наглядно демонстрирует, что, несмотря на прекращение зерновой сделки (из которой Россия официально вышла в июле прошлого года) одесские порты вернулись к уровням экспорта, близким к довоенным. Исходя из данных открытых источников, в настоящее время зерновым коридором пользуются несколько десятков фирм, в том числе крупные международные трейдеры.

При этом российские эксперты аргументировали выход России из черноморской зерновой инициативы тем, что, мол, она сковывает действия наших военных в Черном море, и выход из нее развяжет России руки.

«Можно будет объявить эту зону закрытой, останавливать и досматривать силами Российского Черноморского флота любое судно, которое там появляется, а при необходимости – уничтожить его»,

– говорил, в частности, военный эксперт Михаил Онуфриенко. На деле это оказалось лишь фантазиями журналистов и блогеров.

Возникает вопрос – почему после формального завершения зерновой сделки она, по сути, по-прежнему функционирует?

«Россия проигрывает битву за Черное море»

В январе 2024 года журнал The Economist опубликовал материал под заголовком «Россия проигрывает битву за Черное море». Понятно, что объективность западных СМИ весьма и весьма относительна (иногда в них публикуются как неплохие аналитические материалы, так и откровенная пропаганда), тем не менее автор процитирует один из абзацев данного материала:

«Украине пришлось приложить немало усилий, чтобы создать свой собственный зерновой коридор, ограничив доминирование России на Черном море, не имея ни одного функционирующего военного корабля. Первый успех был достигнут вскоре после начала военного конфликта, когда Украина предотвратила высадку морского десанта. Это было сложным предприятием, но ключевым моментом стало прекращение российской блокады Одессы в западном направлении в 100 км от Вознесенска в марте 2022 года. Два месяца спустя Украина смогла установить 100-мильный буфер в северо-западной части Черного моря после уничтожения крейсера «Москва» и восстановления контроля над стратегическим островом Змеиный. На третьем этапе, завершившемся в 2023 году, Украина полностью вытеснила российские военные корабли из северо-западной, центральной и даже юго-западной частей Черного моря».

Несмотря на ряд неточностей и нюансов, приходится согласиться с утверждением о том, что Россию вытеснили с части акватории Черного моря, и она его больше не контролирует. Но причина тому не только «усилия Украины», о которых пишет The Economist – конечно, наличие высокоточного оружия, переданного Западом, серьезным образом влияет на ситуацию. Черноморский флот регулярно подвергается атакам с помощью дальнобойных ракет и морских дронов, и многие из этих атак, к сожалению, достигают целей.

Тем не менее есть и другие причины, среди которых следует также назвать пассивную оборонительную стратегию, которую занял ЧФ. Однако даже эта стратегия не продумана, на что, например, обращал внимание блогер «Атомная вишня» (Atomic Cherry):

«Корабли Черноморского флота преимущественно рассредоточены по бухтам, и для планировщиков ВМСУ это давно не секрет. Словом, для организации надежного охранения не нужно производить патрулирования всего побережья Крыма – достаточно вести зональное патрулирование на подходах к местам стоянок флота. По какой причине ЧФ не оснащен разведывательными БПЛА, которые могут осуществлять наблюдение на подходах к зонам дислокации кораблей (при этом, очевидно, возможности их заказа есть – как на российских предприятиях, так и на предприятиях дружественных стран) – вопрос, который остается без ответа».

Утверждение о том, что Россия проигрывает битву за Черное море на самом деле не совсем корректно, однако нельзя не признать, что Черноморский флот оказался неспособен осуществить блокаду украинских портов, именно поэтому Россия и пошла на зерновую сделку. Борьбу за доминирование в Черном море ЧФ действительно проиграл, но случилось это не сейчас, а еще после оставления острова Змеиный. То, что происходит сейчас – лишь последствия тех решений.

Что касается функционирования зернового коридора, то, несмотря на вышеперечисленное, есть и другие причины того, что она функционирует.

Почему Россия не пытается препятствовать зерновому коридору?

Главный вопрос, который у многих возникает – почему, несмотря на выход России из зерновой сделки, зерновой коридор по-прежнему функционирует, как будто сделка продолжается? Помимо слабости ЧФ, это обусловлено еще несколькими факторами.

Во-первых, в настоящее время зерновой коридор функционирует через территориальные воды Румынии, Болгарии и Турции. Атаковать корабли в территориальных водах другого государства, не имея доказательств, что на них перевозится оружие, Россия не может, поскольку это приведет к далеко идущим международно-дипломатическим последствиям, включая ввод флота НАТО в Черное море (что пока невозможно из-за позиции Турции). Поэтому горячим головам, кричащим о том, что нужно топить все корабли, иногда все-таки нужно этой самой головой думать.

Однако здесь может возникнуть другой вопрос – если ЧФ не способен организовать блокаду, почему не уничтожается сама портовая инфраструктура, чтобы кораблям попросту негде было загружаться/отгружаться? И почему корабли не атакуют, когда они еще находятся в украинских территориальных водах? Ведь в Минобороны заявляли, что с 20 июля все суда, следующие в Черном море в украинские порты, будут рассматриваться «как потенциальные перевозчики грузов военного назначения».

И здесь следует констатировать, что, во-вторых – зерновой коридор функционирует, поскольку есть соответствующие негласные договоренности. Автор уже не раз говорил, что глобальные игроки модерирующие военный конфликт на Украине обозначают некие правила, которые политические игроки должны соблюдать. И функционирование зернового коридора обусловлено как раз этими правилами. Это не теория заговора, а реально существующее положение вещей.

Именно по этой причине удары ВС РФ по Одессе после завершения зерновой сделки носили по большей части демонстративный характер, и не были нацелены на полное уничтожение портовой инфраструктуры. Такие цели просто не ставились.

Теоретически Россия могла бы попробовать воспрепятствовать зерновому коридору, уничтожив одесские порты и порты в дельте Дуная, которые также используются Украиной, с помощью высокоточного оружия, однако на практике этого не происходит. Воспрепятствовать же зерновой сделке с помощью Черноморского флота не представляется возможным, по причине его слабости и наличия у противника высокоточного оружия.