Можно сказать, что программа создания нового южнокорейского истребителя KF-21 движется столь же уверенно, как самолет, который два года назад совершил первый полет, а сегодня уже стоит в серийном производстве.

Мировые эксперты оценивают KF-21А как самолет поколения 4++. То есть, не F-35 или F-22, но где-то рядом с Су-35. И вот тут есть над чем задуматься.

В этом году Корейская аэрокосмическая компания (KAI) планирует выпустить не менее 40 самолетов KF-21А, производство самолета на нужды ВВС Южной Кореи должно закончится к 2026 году. И в том же году ВВС Южной Кореи планирует развернуть первое полноценное подразделение, оснащенное этими самолетами. А к 2032 году ВВС ЮК планируют иметь не менее 120 самолетов этого типа на вооружении.

В принципе, по оснащению, KF-21А не имеет чего-то такого, из ряда вон выходящего: радар с АФАР, приличная скорость 1,8М, весьма значительная дальность полета в 2 900 км и боевая грузоподъемность в 7 700 кг бомб и ракет.

Но в конструкции самолета есть и вещи, которые нельзя упускать из внимания. Самолет чуть более чем наполовину (65%) южнокорейский. Планер, радар, авионика, гидравлика – это все корейское. Остальное – двигатели, система управления ими, система управления вооружением – американское.

Что касается вооружения, тут все понятно: ВВС Южной Кореи в плане боевых самолетов на 100% состоит из американской техники: F-5 Tiger II (корейское название KF-5, так как собирается в Южной Корее по лицензии), F-16 Fighting Falcon, он же лицензионный KF-16, F-4 Phantom II, F-15E Strike Eagle.

Естественно, все вооружение на самолетах тоже американское. Про вооружение KF-21А открыто пока не говорят, но, если посмотреть на Т-50, учебно-боевой истребитель южнокорейских ВВС, который тоже сделан в кооперации с «Локхид-Мартин», то его вооружение включает ракеты «воздух-воздух» AIM-9 Sidewinder, AIM-120 AMRAAM, «воздух-земля» AGM-65 Maverick, бомбы со спутниковым наведением JDAM.

Ну и понятно, что городить свой огород в такой ситуации просто нет смысла. И KF-21А тоже будет вооружен американскими бомбами и ракетами.

И вот тут мы немного уделим внимания этому самолетику, потому что в этом есть смысл.

Первый полет Т-50 совершил 20 августа 2002 года. Базой послужил учебный самолет Samsung KTX-2, который значительно перепилили профессионалы из компании корпорации Lockheed-Martin. На выходе получился двухместный учебно-боевой самолет, одноклассник нашего Як-130, правда, превосходящий нашу машину по многим параметрам. Т-50 быстрее чуть ли не вдвое (1,4М), может забраться выше на 2 км по потолку, берет больше боевой нагрузки. Наш самолет имеет большую дальность полета и значительно меньшую стоимость. Причем, весьма значительную, 15 миллионов долларов против 25.

Машина получилась удачной, и ее начали покупать другие страны. Местные, так скажем: Индонезия, Филиппины, Таиланд. Из дальних – Ирак и Польша. На экспорт была продана половина из выпущенных Т-50, что, уверен, окупило часть затрат на разработку и производство.

То есть, помимо танков, гаубиц, корветов и катеров, Южная Корея начала экспортировать и самолеты. Боевые в том числе, потому что та же Польша дальше заказала не учебный вариант Т-50, а штурмовой, так называемый FA-50.

И вообще, если посмотреть в справочники, то с 2000 по 2021 год Южная Корея увеличила свой экспорт вооружений на 178,6%, переместившись с 31 места в мире на 8-е. Топ-10 мировых экспортеров – это серьезно.

И, как известно, аппетит приходит во время еды. Очевидно, посмотрев на успехи российско-индийской программы по Су-30, корейцы решили провернуть нечто подобное, и сделали консорциум с Индонезией как раз по теме KF-21.

Надо сказать, что парк боевых самолетов Индонезии представляет собой довольно причудливую смесь российских Су-27 и Су-30 разных модификаций (5 единиц Су-27 и 11 Су-30) и американских F-16 разных модификаций в количестве 39 единиц и доживающих свой век F-5F (не более 5 ед.). Плюс британские, бразильские и южнокорейские учебно-боевые самолеты, которые тоже числятся как легкие штурмовики.

И вот после определенного давления прошлых лет со стороны США, Индонезия практически прекращает общение с Россией по поводу Су-30МК2, но и брать американские самолеты тоже не горит желанием отчего-то. И вот – такой реверанс, как совместная разработка KF-21, пусть и на правах младшего партнера. То есть, Индонезия вкладывала деньги в разработку, а получать преференции будет самолетами.

Не зря на презентации в 2022 году KF-21 летал с двумя флагами на носу: южнокорейским и индонезийским.

Вообще иметь на вооружении самолеты, запчасти для которых не надо везти через половину мира, не боясь санкций и прочих неприятностей – это неплохо. Но к вопросам региональных продаж мы вернемся в конце.

Пока что в 2022 году KF-21 произвел свой полет, корейские СМИ это дело очень хорошо поддержали, объявив, что на создание KF-21 ушло всего шесть с половиной лет.

На самом деле, история KF-21 или KF-Х, как назывался тогда проект, была несколько длиннее.

В ноябре 2000 года президент Южной Кореи Ким Дэ Чжун озвучил требования по созданию нового истребителя и началу серийного производства к 2015 году. За образец был взят F-16, то есть, новый самолет должен был превосходить по параметрам американскую машину.

Через 2 года, в ноябре 2002 года, Объединенный комитет начальников штабов разрабатывает долгосрочный план по разработке такого истребителя.

2009 год. По заказу Правительства Южной Кореи проводится исследование, целью которого был экономический анализ целесообразности разработки нового самолета. Анализ показал, что разработка будет экономически выгодной.

2011-2012 годы. Первоначальный исследовательский процесс и опытные разработки.

2013 год. План разработки KF-X в деталях, включая оперативные возможности, закончен и представлен Правительству.

Декабрь 2015 г. DAPA подписывает контракт на разработку KF-X с KAI.

То есть, корейцы самую чуточку лукавят. Конечно, разработать и построить самолет за неполные семь лет нереально. Как видно, с момента решения о разработке самолета до представления полного проекта прошло целых 13 лет. Конечно, этот срок можно было сильно сократить, но, видимо, корейцы долго запрягают.

Ну а дальше, в 2020 году была начата сборка первого прототипа, которая была завершена в 2021 году.

Администрация программы оборонных закупок (DAPA) Министерства национальной обороны Южной Кореи, которая, собственно, и ведает всеми разработками и закупками для нужд МО, характеризует KF-21 как истребитель поколения 4,5, что является категорией, которая обычно используется для определения новых или значительно модернизированных истребителей, появившихся с 1990-х годов. Если по-нашему, то 4+.

По сравнению с истребителями пятого поколения, у таких самолетов обычно отсутствуют какие-либо ключевые характеристики, такие, например, как скрытность или двигатели с управляемым вектором тяги.

KF-21 не стал исключением, его двигатель General Electric F414-GE-400K (устанавливается на F/A-18 «Super Hornet»), не имеет УВТ. И его формы далеки от тех, которыми обладают малозаметные самолеты следующего поколения.

С другой стороны, с KF-21 Южная Корея выбрала путь, сильно отличающийся от того, которым шли производители истребителей четвертого поколения, таких, как «Super Hornet», Eurofighter «Typhoon» или Dassault «Rafale», российских МиГ-35 или Су-35, которые являются действительно значительно модернизированными конструкциями из прошлого века.

Корейцы не скрывают, что KF-21 – это начало длительного процесса, в котором, развиваясь по спирали, самолет будет приобретать с течением времени новые формы, новое оборудование, новые свойства.

Соответственно, непрекращающиеся работы в будущем дадут в итоге версию KF-21 с более значительными малозаметными характеристиками, и в перспективе – с внутренним оружейным отсеком.

Но даже в начале своего пути, KF-21А или Block 1 будет оснащен радаром с активной антенной решеткой с электронным сканированием (AESA/АФАР) и инфракрасным поиском и сопровождением (IRST) для обнаружения воздушных целей. Дальше – постепенный путь модернизаций с необходимыми изменениями как конструкции планера, так и его содержимого.

Применяя такой подход, Сеул, похоже, умело нашел способ избежать огромных затрат и длительных процессов, связанных с разработкой настоящего истребителя пятого поколения с нуля. В то же время базовый KF-21 обещает предложить как минимум столько же, сколько и конкурирующие истребители одного с ним поколения, со всеми преимуществами, которые исходят от собственного производства.

Кроме того, Южная Корея экономит очень важный ресурс – время. Учитывая непростую внешнеполитическую обстановку, в которой находится страна, и отсутствие своей конструкторской школы, как у авиационных держав, создание сразу истребителя пятого поколения – задача, которая могла бы растянуться на значительно большее время, чем было потрачено на создание KF-21.

И так ушло с момента принятия решения более 20 лет и 8,8 триллиона вон, что в пересчете на доллары дает тоже очень уважаемую сумму 6,67 миллиарда долларов.

Даже если последующая версия Block 2 не будет дотягивать до того, чтобы стать настоящим истребителем-невидимкой пятого поколения, это не такой уж и проблема. В конце концов, Сеул уже закупил F-35, который соответствует этим критериям, и на определенное время ВВС страны будут оснащены для выполнения любых задач.

И, таким образом, если версия KF-21 Block 1 быстро попадет в руки ROKAF (ВВС Южной Кореи), первые серийные KF-21 смогут заменить устаревшие истребители F-4E Phantom II и F-5E/F Tiger II.

Это весьма сильный ход для ВВС, в которых пойдет процесс замены старых самолетов на не просто новые, а значительно более высокого класса.

Рубеж 2032 года – это время, когда ВВС страны должны будут получить весь заказ из 120 самолетов KF-21 Block 1, а работы по более высокоразвитому Block 2 должны идти полным ходом.

К тому времени уже должна быть закончена программа обучения KF-21 Block 2 работе по наземным целям. Сочетание улучшенного уровня малозаметности с оружием класса «воздух-земля» обещает сделать KF-21 мощным инструментом для преодоления противовоздушной обороны для борьбы с ключевыми важными целями, например, в Северной Корее. А если учесть, что у Южной Кореи полный порядок с производством своих ударных БПЛА и наличия F-35, то в целом это представляет собой вполне жизнеспособную концепцию действия против соседа даже с прорывом его обороны ПВО.

И есть уверенность в том, что такое действительно произойдет. Ведь смогли же корейцы преодолеть неожиданный отказ США делиться технологиями, в результате чего вся программа KF-21 была поставлена на грань срыва.

Речь идет о том, что согласно первоначальным планам, Соединенные Штаты предоставят для KF-21 радар с АФАР, датчик IRST, электронно-оптический контейнер наведения и постановщик радиочастотных помех. Но что-то пошло не так, и в 2015 году правительство США пересмотрело в сторону отказа поставки данных технологий. В результате южнокорейцам пришлось в короткие сроки провести то, что мы называем импортозамещением.

В результате теперь у ЮК имеются собственные разработки, а значит – возможность потенциального экспорта.

Основное вооружение класса «воздух-воздух» будет состоять из ракет малой дальности IRIS-T немецкой компании Diehl и ракет средней дальности «Метеор» европейского консорциума MBDA.

Очевидно, что создать с нуля мощности по производству достойных авиационных двигателей или ракет класса «воздух-воздух» далеко не просто даже для столь технически развитой страны, как Южная Корея. Поэтому имеет смысл приобрести эти вещи на стороне, особенно когда предлагаемые ракеты по крайней мере не уступают, а может быть, даже превосходят их американские аналоги.

На данном этапе, когда один прототип находится в воздухе, а еще пять (из которых четыре двухместных варианта) находятся на активной стадии производства, похоже, что решение Сеула пойти другим путем для создания истребителя следующего поколения может окупиться.

Но здесь могут быть проблемы.

Рынок юго-восточной Азии – это непростой рынок. Там присутствует и США, и Россия, И КНР. И все хотят продавать свои самолеты. Конечно, китайские самолеты – это не самое лучшее, что может стоять на вооружении по сравнению с конкурентами, но и богатых стран, которые могут себе позволить Су-35 или F-35 там не так уж и много.

Но у Южной Кореи есть шанс с теми странами, которые уже покупали Т-50. Индонезия, Филиппины, Таиланд. Тем более, что Индонезия вообще имеет 20% долю в проекте KF-21.

Правда, все перечисленные страны не имеют роскошных военных бюджетов, но именно KF-21 может стать хорошим соперником американским самолетам в плане цены, а российские самолеты на рынке пока придерживают своими угрозами санкций США.

Однако не стоит забывать, сколь переменчивой может быть политическая погода. Сегодня да, у России есть определенные проблемы с продажей военной техники на мировом рынке, но и не стоит отрицать, что некоторые виды вооружений вызывают больший интерес, чем до начала СВО. Учитывая, что и Малайзия, и Индонезия, и Филиппины проявляли неподдельный интерес к закупке российских самолетов, изменение политического климата может повлечь за собой активное возвращение России на оружейный рынок.

Сегодня понятно, что те же боевые самолеты нужны больше ВКС, но к тому времени, когда Южная Корея готова будет делать KF-21 на экспорт, кто даст гарантию, что на рынок снова не выйдет наш Су-35, у которого за плечами будет успешное боевое применение и более интересные характеристики в плане УВТ и более мощных двигателей. Про набор вооружения просто умолчим, потому что в этом плане с нашими самолетами могут сравниться только американцы.

А главное – Су-35 в плане цены не чета самолетам программы Joint Strike Fighter всех модификаций. И в таком случае KF-21 останется весьма незавидная роль более дешевой, но значительно менее мощной альтернативы F-35 и Су-35. Вопрос цены – это очень непростой вопрос.

Индонезия, которая с самого начала проекта планировала закупить не менее 50 истребителей KF-21, в этом, собственно, и был смысл участия в проекте с самого начала. Но пока у страны налицо определенный кризис, и покупка такого количества самолетов откладывается. Что будет дальше – это опять-таки вопрос, потому что индонезийские пилоты прекрасно представляют, что представляют собой и F-16, и Су-30. И как впишутся корейские самолеты в такую компанию – вопрос.

Мы с интересом подождем, как далеко KF-21 зайдет в реализации своего потенциала, как в ROKAF, так и на экспортном рынке. Но это будет очень непростое сражение с самолетами, которые не первый день на рынке и проверены не только временем, но и боевыми действиями.