Конвертоплан CMV-22B в полете

Несколько лет назад военно-морские силы США решили приобрести конвертопланы CMV-22B для решения транспортных задач и снабжения кораблей в море. Эту технику удалось довести до стадии начальной оперативной готовности, но дальнейший прогресс оказался под вопросом. Несмотря на все усилия, состояние парка CMV-22B оставляет желать лучшего, а его эксплуатация связана с некоторыми ограничениями и даже рисками.

Современная замена

С середины шестидесятых годов задача переброски грузов и людей с берега на авианосец решалась при помощи военно-транспортных самолетов C-2 Greyhound разработки компании Grumman. Это машины могли перевозить более 4,5 т груза или до 26 пассажиров на дальность до 2400 км. Конструкция самолета обеспечивала посадку и взлет с палубы авианосца.

В 2009 г. было предложено отказаться от морально устаревшего C-2 и заменить его современным образцом. В качестве такой замены предложили конвертоплан Bell / Boeing V-22 Osprey. Эта машина не нуждалась в полноразмерной полетной палубе и могла перевозить схожий груз на большее расстояние. С ее помощью можно было бы обслуживать как авианосцы, так и корабли иных классов, имеющие стандартную вертолетную площадку.

Несмотря на очевидные выгоды, на тот момент предложение о закупке «Оспри» не продвинулось дальше общих обсуждений. К этой идее вернулись только к середине десятых годов. Так, в начале 2015 г. появилось соглашение между ВМС и корпусом морской пехоты о постепенном внедрении новых V-22, наработке опыта эксплуатации и т.д. Согласно первоначальным подсчетам, флоту требовалось 48 новых конвертопланов. В дальнейшем потребный парк сократили до 44 ед.


CMV-22B выполняет посадку на авианосец USS George H.W. Bush (CVN-77), март 2023 г.

В середине 2018 г. компания «Боинг» получила заказ на доработку существующего V-22 с учетом требований флота и на последующий запуск серийного производства. Первый документ предусматривал выпуск 39 ед. новой техники. В том же году начали оплату строительства. До 2020 ф.г. включительно в военный бюджет ежегодно включали закупку четырех машин. В дальнейшем темпы производства нарастили.

Строительство серийных машин, получивших флотское обозначение CMV-22B, стартовало в 2018 г. Первые летательные аппараты передали заказчику уже в 2020 г. В дальнейшем производство и передача техники продолжались. В связи с ограниченными темпами строительства, серия пока не завершена, и поставки должны продлиться еще несколько лет.

Конвертопланы в эксплуатации

Первые изделия CMV-22B попали в морскую авиацию Пентагона в 2020 г. и поступили в логистическую эскадрилью VRM 30 для подготовки и дополнительного обучения летчиков. В конце 2021 г. подразделение вышло на стадию начальной оперативной готовности. Предполагалось, что эскадрилья получит всю штатную технику и выйдет на полную оперативную готовность в 2023 г.

Летом 2021 г., т.е. еще до достижения начальной готовности, три CMV-22B из состава первой эскадрильи впервые отправились в поход. Их закрепили за авианосцем USS Carl Winson (CVN-70). Во время развертывания и боевой службы конвертопланы должны были взять на себя значительную часть транспортных задач и подтвердить свои возможности.

Следует отметить, что последние годы были не самыми удачными для всего семейства V-22 Osprey. Так, в июне 2022 г. КМП потерял один из своих конвертопланов MV-22. Причиной катастрофы стала поломка трансмиссии. В августе схожая поломка произошла у другого летательного аппарата, но его удалось посадить. В обоих случаях полеты всего парка конвертопланов приостанавливались до выяснения причин аварии и исправления выявленных недостатков.


Конвертопланы на авианосце USS Carl Vinson (CVN-70)

Похоже, что исправить все недочеты не удалось. В феврале 2023 г. пришлось вновь приостанавливать полеты, а в конце ноября 2023 г. произошло еще одно крушение. На этот раз полеты прекратили не только США, но и Япония. Ведется расследование всех обстоятельства и готовятся выводы.

Регулярные проблемы с конвертопланами, к тому же немногочисленными, ударили по корабельной логистике. Командованию ВМС США пришлось изменить график вывода из строя самолетов C-2, а также дополнительно подготовить такие машины для продолжения службы.

Официальная бумага

За производством и применением конвертопланов CMV-22B следит Управление директора по эксплуатации, испытаниям и оценке (DOT&E) из состава Пентагона. Несколько дней назад оно выпустило небольшой открытый доклад об эксплуатации «Оспри» в ВМС в прошлом финансовом году. В целом DOT&E приходит к негативным выводам, которые требуют скорейшего принятия мер.

DOT&E напоминает, что еще в 2022 г. были установлены многочисленные недочеты конструкции и проблемы с точки зрения эксплуатации. Практически все системы и механизмы конвертопланов регулярно отказывают и ломаются, что создает риски для техники и людей. Своего рода рекорд установила противообледенительная система, отказывающая в 44% случаев использования. Для морской авиации такой недостаток является достаточно серьезным.


CMV-22B в стояночной конфигурации

Проблемы с техникой негативно сказываются на процессе обслуживания и эксплуатации в целом. По данным DOT&E, соотношение времени обслуживания и летного времени находится на недостаточном уровне. При этом ок. 45% обслуживания приходится на различные дополнительные мероприятия и процедуры. Их характер не уточняется, но можно предполагать, что они связаны с поломками и отказами.

Ранее критике подвергались и другие особенности конвертопланов серии V-22 Osprey. В частности, на удобстве эксплуатации негативно сказывается отсутствие герметизации кабины, затрудняющее полет на больших высотах и мешающее при работе над морем. Кроме того, из-за специфической схемы машина не отличается простотой пилотирования.

DOT&E предлагает ряд мер для обеспечения полноценной эксплуатации техники и снижения вероятности отказов, в т.ч. с негативными последствиями. Прежде всего, это совершенствование методов и средств обучения персонала для повышения качества обслуживания.

Морская версия

Конвертоплан CMV-22B представляет собой модификацию базового изделия V-22, доработанную с учетом специфических требований военно-морских сил. В ходе его разработки был практически полностью сохранен готовый планер – за исключением некоторых доработок и мер, связанных с эксплуатацией над морем. Также сохранили силовую установку. В то же время, переработали набор авионики с учетом новых требований.

CMV-22B построен по схеме двухвинтового конвертоплана с вращающимися мотогондолами на высокорасположенном крыле. Фюзеляж имеет традиционную компоновку, и большая его часть отдана под грузопассажирскую кабину. На бортах «морского» Osprey смонтированы более крупные спонсоны с топливными баками увеличенной емкости. По сути, это его единственное внешнее отличие от других вариантов V-22.


Конвертопланы и личный состав эскадрильи VRM-50, декабрь 2021 г.

Длина машины достигает 17,5 м при ширине (с учетом ометаемых дисков двух винтов) 25,8 м. Для уменьшения стояночных габаритов лопасти винтов складываются, а крыло поворачивается вдоль фюзеляжа. Взлетная масса – ок. 27,4 т при нагрузке до 9 т. Два турбовальных двигателя Rolls-Royce T406-AD-400 мощностью по 6150 л.с. с трехлопастными несущими / тянущими винтами позволяют развивать скорость более 500 км/ч. Дальность полета с полезной нагрузкой – до 1700-1800 км.

От других конвертопланов своего семейства CMV-22B отличается набором радиоэлектронного оборудования и оснащения грузопассажирской кабины. Так, на нем используются другие радиостанции с увеличенной дальностью действия, включая спутниковую связь. Имеется аппаратура связи стандарта Link 16. Грузовая кабина имеет иную систему освещения и оснащена внутренним переговорным устройством.

Опыт эксплуатации

Конвертоплан V-22 Osprey был принят на вооружение в 2007 г., и первым его получил корпус морской пехоты. К концу десятилетия эксплуатацию такой техники начали военно-воздушные силы, и только в 2020 г. конвертопланы новой модификации CMV-22B попали в строевые части военно-морских сил. К настоящему времени три рода войск накопили достаточно большой опыт эксплуатации «Оспри», и его нельзя назвать однозначно положительным. Конвертопланы критикуют за сложность конструкции и эксплуатации, а также за низкую надежность и безопасность.

Последние сообщения из США показывают, что проблема надежности и безопасности всего семейства V-22 остается актуальной. Контролирующие органы Пентагона следят за этой ситуацией и предлагают меры для ее исправления. От того, насколько эффективными будут такие меры, зависит будущее конвертопланов ВМС и логистики корабельных соединений в целом.