Танки M4 и Cromwell, 1948 г. Фото Национальная библиотека Израиля

В настоящее время танковые подразделения израильских сухопутных войск укомплектованы только танками «Меркава» местной разработки и производства. Первые танки этой серии были приняты на вооружение в конце семидесятых годов, а до того времени Армия обороны Израиля были вынуждены использовать только импортную технику. Не всегда это были современные боевые машины, и процесс развития бронетанковых войск сталкивался с известными ограничениями.

Первые шаги

В ходе войны за независимость израильские вооруженные формирования не располагали полноценной бронетехникой, в т.ч. танками. Временным решением этой проблемы стали разнообразные бронеавтомобили, выполненные на доступной базе. Они позволили закрыть текущие потребности, но для дальнейшего военного строительства требовались полноценные танки и техника других классов.

Еще в ходе войны за независимость Израиль начал получать иностранную военную помощь в виде устаревшей бронетехники. В дальнейшем, после окончания боевых действий, эти процессы продолжились. Первым танком АОИ считается британский крейсерский Mk VIII Cromwell. Кроме того, большую роль в развитии танковых войск АОИ сыграл американский средний танк M4 Sherman и его модернизированные варианты. Техника этой линейки поступала в Израиль из США, Франции и других стран. В общей сложности, по разным данным, отгрузили не менее нескольких сотен «Шерманов».


AMX-13 французского производства. Фото Национальная библиотека Израиля

В первой половине пятидесятых французская промышленность начала поставки легких танков AMX-13 с 75-мм пушкой. В общей сложности за несколько лет передали 100 таких машин.

В тот же период Израиль и Великобритания начали переговоры о поставке новых средних / основных танков Centurion. Первый контракт на эту тему появился в 1958 г., а в 1959-м начались поставки. В дальнейшем появилось еще несколько подобных контрактов, предусматривавших поставку «Центурионов» новых модификаций. За все время АОИ поставили не менее 1000-1100 танков новой постройки или снятых с вооружения британской армии.

Смешанный парк танков американского, французского и британского производства впервые принял участие в боях в 1956 г. во время Суэцкого кризиса. АОИ понесла некоторые потери, но компенсировала их. В качестве трофеев удалось взять 40 египетских танков M4, пригодных к восстановлению. После необходимого ремонта, их приняли на вооружение.


Танки «Магах-3» — M48 после израильской модернизации. Фото Национальная библиотека Израиля

Следующее поколение

Новый этап строительства бронетанковых войск АОИ начался в середине шестидесятых годов. Имеющиеся «Шерманы» и AMX-13, несмотря на все принятые меры, к этому времени морально и физически устарели. «Центурионы» разных модификаций все еще устраивали армию в качественном отношении, но их количество не соответствовало имеющимся угрозам.

Решением этой проблемы стали средние танки M48 Patton американского производства, получившие израильское имя «Магах-1». Сотни таких машин АОИ получила непосредственно от США и от некоторых дружественных стран НАТО. К середине шестидесятых «Паттоны» успели морально устареть, но и в этом случае они были лучше ранее имевшихся M4. Кроме того, продолжились поставки британских «Центурионов» в актуальных версиях.

Со смешанным парком, включающим технику производства США и Великобритании, Израиль вступил в Шестидневную войну. В боях АОИ понесла существенные потери в бронетехнике, ок. 400 ед., но при этом смогла захватить богатые трофеи. Ей достались значительные количества бронетанковой техники, в т.ч. танки, пригодные для дальнейшей эксплуатации.


Трофейные Т-54/55 в процессе перестройки. Фото Минобороны Израиля

По известным данным, АОИ отбила у армии Иордании до 90 танков M48 и около трех десятков Centurion, не считая прочую технику. Кроме того, трофеями стало ок. 80 танков Т-54, до 50 машин Т-55 и 6 плавающих ПТ-76, принадлежавших вооруженным силам Египта. Бывшие иорданские бронемашины после небольшого ремонта поступили на вооружение израильской армии. С техникой советского образца пришлось поработать, но и она попала в части. Трофейные Т-54/55 получили названия «Тиран-1/2».

В начале семидесятых начались новые поставки танков из США. На этот раз в Израиль попадали M60, на месте переименованные в «Магах-6». В 1971 г. отгрузили первую крупную партию из 150 танков, а в дальнейшем количество такой техники довели до 700-800 ед.

Во время Войны судного дня в 1973 г. АОИ вновь потеряла свыше 400 танков всех моделей и опять смогла компенсировать потери трофеями. После ремонта в войска поставили еще 350 «Тиранов» советского производства. Также удалось захватить ок. 80 более новых Т-62, получивших имя «Тиран-6». Парк плавающих ПТ-76 пополнили 19 новыми машинами.


Танк «Тиран-6Ш» — Т-55 с 105-мм орудием. Фото Wikimedia Commons

К концу семидесятых Израиль смог запустить производство своего первого танка «Меркава», что сократило необходимость в иностранной технике. В течение нескольких следующих лет закупки танков за рубежом продолжались, но затем прекратились. За все время, по разным данным, было поставлено до 750-800 танков M48 Patton и не более 1300-1400 машин M60.

Экономный подход

До конца семидесятых годов Израиль не мог своего производства танков, а поставки зарубежной техники накладывали известные ограничения. В связи с этим АОИ старалась бережно обходиться с танками, своевременно восстанавливать их после поломок, а также проводить модернизации.

В середине пятидесятых имеющиеся танки M4 прошли модернизацию по проект M50, также известному по неофициальному обозначению Supersherman. Этот танк сохранил основные агрегаты и механизмы, но получил 75-мм пушку CN-75-50 от французского танка AMX-13. К середине следующего десятилетия такую доработку прошло ок. 300 «Шерманов». В 1962 г. началась серийная модернизация танков по проекту M51 – другой модификации M4, оснащенной новой силовой установкой, подвеской и 105-мм орудием французского производства. Такую доработку прошло всего 180 танков.


«Магах-6» или M60 dj время боев в Ливане, 1982 г. Фото Минобороны Израиля

Уже в боях пятидесятых годов танки AMX-13 показали себя не лучшим образом. Именно по этой причине французскую 75-мм пушку решили перенести на более защищенный M4. Остававшиеся в наличии легкие танков позже продали за рубеж. Такая же судьба постигла и все остававшиеся «Шерманы» – но это произошло уже в семидесятых.

Американские M48 получили местное обозначение «Магах-1» и в дальнейшем прошли три последовательные модернизации с последовательной нумерацией. По мере развития, танк «Паттон» получил новую силовую установку, усиленную защиту, в т.ч. навесную, а также 105-мм орудие. Последним в этой серии стал танк «Магах-5».

В конце шестидесятых появился проект модернизации танка Centurion под названием «Шот Каль». На его основе выполнили еще три серийных проекта и один опытный. Обновление техники осуществлялось за счет замены некоторых приборов. В первую очередь, заменялись средства управления огнем, тогда как корпус и силовая установка оставались прежними. По всей видимости, по проекту «Шот Каль» со временем перестроили все сохранившиеся в наличии танки Centurion – не менее 1000-1100 ед.


Серийный ОБТ «Меркава Mk 1». Фото Wikimedia Commons

Танки M60 американского производства служили под названием «Магах-6/7». На основе существующей конструкции разработали почти 12 модификаций с иной силовой установкой, улучшенным вооружением и/или средствами управления огнем. Последние варианты «Магаха» были созданы уже в девяностых годах.

Трофейные Т-54/55 и Т-62 принимались на вооружение и эксплуатировались в исходной комплектации. В конце шестидесятых была предпринята попытка оснастить Т-54 и Т-55 новым 105-мм орудием натовского стандарта, но его получили далеко не все имеющиеся танки. В дальнейшем, ввиду морального устаревания «Тиранов» и появления новых возможностей, было решено перестраивать танки советского производства в тяжелые бронетранспортеры «Ахзарит».

Новая эпоха

За счет иностранной техники, полученной на коммерческой или иной основе, АОИ смогла укомплектовать свои бронетанковые части и даже эффективно применять их в реальных конфликтах. Однако зависимость от импорта имела свои негативные особенности и создавала нежелательные риски.


Строевые «Меркавы Mk 2». Фото Минобороны Израиля

Так, несмотря на все усилия, танковый парк израильской армии оставался разунифицированным, что затрудняло работу, обслуживание и снабжение. Кроме того, поставки техники и запчастей зависели от воли и желания третьих стран. Наконец, не всегда удавалось приобрести современные образцы с высокими тактико-техническими характеристиками.

В конце шестидесятых Израиль и Великобритания вели переговоры о поставках танков Chieftain. Найти общий язык не удалось, и дальнейшее перевооружение АОИ оказалось под вопросом. В связи с этим в 1970 г. было принято решение о разработке своего танка по собственным тактико-техническим требованиям. Процессы разработки, запуска производства и т.д. заняли несколько лет, и в 1979 г. АОИ получила первые серийные танки новой модели «Меркава Mk 1».

Начав производство своего собственного танка, Израиль постепенно отказался от закупок иностранной техники. Со временем армия получила большое количество танков «Меркава», которые потеснили прочие боевые машины стали основой бронетанковых войск. При этом от старых машин отказываться не стали – их сохраняли в строю, модернизировали или перестраивали по новым проектам.

В последние десятилетия АОИ завершила переход на танки собственного производства. От «Тиранов», «Шотов» или «Магахов» как линейной техники танковых частей полностью отказались. Дальнейшее развитие бронетанковых сил тоже планируется вести своими силами и за счет техники собственной разработки. Новые танки для замены «Меркавы» уже разрабатываются и ожидаются в обозримом будущем.