Батька сказал, но ещё не сделал

На Западе всё реже напоминают, что объяснимое стремление белорусского лидера к миру регулярно перемежается с угрозами силового ответа. Судя по всему, опасаются, что «такая Беларусь» вполне способна поссориться с «такой Польшей» всерьёз. А там уже, сами понимаете, до чего останется меньше, чем один шаг.

Белорусский лидер при всей противоречивости и даже иногда курьёзности его высказываний – весьма незаурядный оратор и мастер политического диалога. В стороне от событий в соседней Польше, в том числе угроз Беларуси гражданской войной, он, конечно, остаться не мог. Что ж, послушаем тронные речи белорусского лидера.

«Посмотрите в Польше. Самое агрессивное по отношению к нам государство. Не понимаю зачем. У нас живут этнические поляки, нормальные люди. Неплохо работают.

(На встрече с рабочими металлопрокатного завода в Миорах, где как раз немало поляков).

Пусть попробуют. Мы тут рога обламывали не таким».

(На вопрос о возможности агрессии Польши).

«Я всегда военным говорил: мы ничего не должны прозевать. 1941 года повторить мы не должны.

(Ответ на тот же вопрос).

«Никому не нужна война, и прежде всего солдатам. А раз солдатам война не нужна, значит, ее не будет».
«Рейтинг польских властей опустился ниже 30 % и вести переговоры не с кем, так как они занимают свои посты временно».
«Польша покусилась на часть Украины и заглотила бы всю Белоруссию, но ей это не удастся».
«Надеюсь, в Варшаве прислушаются к голосу своих граждан с призывом жить в мире и согласии с представителями всех наций и вероисповеданий, рассмотрят протянутую Беларусью дружескую руку сотрудничества».
«Они (польские политики – Прим. авт.) сели на американскую кобылу и скачут по Европе».
«Для Запада поляки были и остаются славянами. А это расходный материал».
«США и Евросоюз превращают Польшу в прокси-полигон для противостояния с Россией и Белоруссией».

На устах у поляков

Продолжим просто цитировать уважаемого Александра Григорьевича.

Итак, на устах у поляков – «Белоруссия, Белоруссия, Белоруссия»: «Почему мы вляпались (поляки) туда, почему этого, того нет? И топливо дорого, и это… А у белорусов нет…»

«Они же сравнивают. Поэтому нас надо опустить. Они на этом коне белорусском хотят вскочить в парламент и победить. Не получится».

«На референдум вынесли вопрос. И не вынесли ответ «строить или не строить». А только «будем сносить или нет». Слушайте, я считал, что там у власти умные люди. Ну такой вопрос вынести на референдум, ну это идиотизм полный! Они что, поляков за идиотов считают?»

«Мы хотим жить на своей земле. Нам не надо ни польские земли, ни литовские, ни латышские. Но у них сегодня политический психоз накануне выборов, особенно в Польше, вот они и будут нагнетать эту ситуацию.

Мы отслеживаем этих ребят, о которых этот больной генерал (Скшипчак – Прим. авт.) говорил. Что там создаются хоругви, целые полки там или батальоны <…> Мы знаем, где они находятся. И поименно знаем всех. Мы готовы. Пусть приходят».

В зоне особого внимания

Президент Белоруссии раз за разом напоминает: «У нас особая ситуация: на юге – война, на западе – Польша, Литва, балтийские государства – и того хуже. Подчеркиваю: и того хуже. Там готовятся соответствующие отряды, полководцы определены.

Поэтому, как я всегда военным говорю, и особенно министру обороны, мы не должны ничего прозевать, по-народному говоря. Ни в коем случае нельзя допустить каких-то случайных развитий событий на нашей границе.

Белоруссия ради дружбы с Польшей перешагнула через исторические обиды, но Варшава приняла это за слабость».

Далее – несколько тезисов Лукашенко в изложении, но только потому, что прямая речь и официальные публикации сильно расходятся.

Всё ушло в тень глобальной трагедии Великой Отечественной войны. Второй мировой войны. Эта страшная человеческая бойня перекрыла всё. Это время (межвоенный период, когда Западная Беларусь была в составе Польши) не принято было вспоминать во имя советско-польской дружбы, которая, как тогда думали, будет вечной.

Жители страны не бросали соседям обвинения, но всегда помнили, как у белорусов (поляки в межвоенный период – Прим. авт.) забирали школы, веру, землю, природные ресурсы, как предки умирали без медицинской помощи, как унижали и уничтожали морально и физически всех, кто был предан родной культуре, вере, языку и традициям.

Разве можно забыть, как из пушек палили по белорусским деревням, как били розгами белорусских детей в чужих школах, изощренно издевались над белорусами, русскими, украинцами в польском концлагере в Березе-Картузской?

Белорусы с поляками – фактически один народ

Тут с батькой не поспоришь, особенно если копнуть в историю лет на сто и чуть больше. Сегодня, по словам А. Лукашенко, «Варшава провоцирует распад Белоруссии, чтобы отнять Гродненскую область и другие территории.

При необходимости агрессор получит неприемлемый удар. Молчат. Думаю, ладно, выборы пройдут. Прошли выборы, ждём предложений».

«Поляки показали: делайте так, как мы хотим, не будете делать – и вас выкинем. Молодцы поляки!» (о голосовании в Польше на парламентских выборах, когда большинство получила оппозиционная коалиция – Прим. авт.).

«Вот я этого варианта не ожидал. Они просто не стали в эту игру с этими описавшимися «писовцами» играть». (Правящая партия «Право и справедливость» (ПиС), которая утратила большинство в парламенте. – Прим. авт.).

А то, что они творят сейчас и на границе, и прочее – это уму непостижимо. Но тоже уже Европа поняла, что там за взятки забирали и тащили в Германию (мигрантов. – Прим. авт.). Не Лукашенко этих мигрантов туда тащил, а они, потому что они на этом зарабатывают.

«Вы, наверное, слышите, что раздаются постоянно угрозы со стороны этих диких политиков и руководителей Польши: границу закроем, «Кузницу» закроют – погранпереход железнодорожный. И так далее и тому подобное. Я в этом плане только могу сказать: закроют – пожалуйста. Если удобнее, закрывайте.

Как они будут общаться с Россией, Китаем, вообще с Востоком. Поедут через Донбасс. А там ребята резкие. Они их быстро отстроят».

От редакции. Батька и Польска

Лукашенко служил заместителем политрука, как известно многим. И это сказывается на его риторике: в зависимости от ситуации, он прибегает то к кнутам, то к пряникам. Такое и в его действиях после протестов 2020 года тоже проявилось: уровень жизни и трудовое законодательство претерпели изменения, тогда как даже за неосторожные слова снова закручивают гайки.

Некоторые высказывания первого лица государства о Польше, конечно, отнюдь не бесспорные. В частности, Лукашенко восхищается успехами польской оппозиции, невзирая на то, что они на стороне Евросоюза, в отличие от евроскептиков из ПиС.

Что Беларусь может реально ожидать от такого состава сейма соседней страны – предсказать пока сложно. Да и если проецировать результаты польских выборов на саму Беларусь – Лукашенко никогда не рад был успехам своей родной оппозиции.

Тем не менее причина такой риторики очевидна: белорусский президент даёт понять, что манипулировать им невозможно. И это так. Манипуляции с А. Лукашенко не получаются даже у Кремля, несмотря на союзный договор. У Польши не получится и подавно.