Сколько стоит свобода торговли?

Москва в отношениях с Тегераном, как, впрочем, и с рядом других стран, например, с Турцией, Китаем и Индией, в её нынешнем положении, похоже, просто вынуждена постоянно идти на уступки. Так, создание Зоны свободной торговли ЕАЭС с Ираном подкрепляется кредитом от Сбера на уникально выгодных условиях для должника.

В Москве также сделали вид, что просто не заметили годичной давности иранский демарш по поводу Крыма и Донбасса (Демарш Тегерана – стоп-Крым и стоп-Донбасс). Очередное военное соглашение между Россией и Ираном, по недоброй традиции, также по ряду признаков более выгодно Тегерану.

24 января прозвучало заявление секретаря Совбеза РФ Николая Патрушева и его иранского коллеги Али Ахмадиана о новом этапе военного сотрудничества. Но если разложить всё по полочкам, вопрос о реализации изложенных идей пока остаётся открытым.

Военный союз, точнее – как бы не унижал саму идею такой термин, партнёрство, России и Ирана подразумевает несколько направлений. И первое среди них – Россия проведёт работы по модернизации авиабаз Хамадан, Бандар-Аббас, Конарак и Абадан.

В своё время Россия использовала Хамадан для нанесения авиаударов по позициям ИГИЛ в Сирии, ПВО соседнего Ирака, через территорию которого пролетали то ракеты, то самолеты, не реагировало. Всё было согласовано с властями де-факто независимого Иракского Курдистана.

Порты, базы и проливы

Также планируется модернизировать стратегически важные для ВМФ РФ порты Чабахар, Бендер-э-Бушер и Бендер-Аббас. Последний в случае окончательной прокладки железной дороги, кратчайшего сухопутного пути между Россией и Ираном, станет еще и ключевым пунктом для российской внешней торговли со многими странами региона.

Для России этот путь очень важен, поскольку Турция повысила плату за транзитный проход торговых судов через Босфор, а это в основном именно российские суда. Несмотря на то, что йеменские хуситы обещали не атаковать российские суда, атака на танкер Trafigura говорит о том, что они не сильно обращают внимание, по кому наносят удары, там махновщина чистой воды.

Третье направление сотрудничества – участие в командовании воздушно-космическими силами Ирана в районе иранского сектора Каспийского моря. Это предусмотрено в обмен на право добычи местных ресурсов, из которых наибольший интерес могут представлять разведанные Ираном, но не эксплуатируемые им месторождения нефти и осетровые рыбы.

Также очень привлекателен и кутум, популяция которого в российской части Каспия сократилась, но он в Дагестане и других прикаспийских российских регионах считается деликатесом. Иран, как известно, имеет ограничения на экспорт черной икры, вероятнее всего, подобная военно-экономическая сделка позволит России самой распоряжаться добытой продукцией рыболовства.

Предполагается использовать иранскую территорию для создания производства российских крылатых ракет, включая пресловутые «Искандеры» и «Кинжалы», при этом 70 % продукции будет отправляться в Россию.

В связи с этим надо напомнить, что сотрудничество в области поставок военной техники между Ираном и СССР началось ещё в 1990 году. СССР, а затем Россия поставляла Ирану бронетехнику, военную авиацию, ПТУР, ЗРК, ЗУР, ракетные пусковые установки, авиационные ракеты, запчасти к военной технике.

Помимо этого, Тегерану продавались проекты и чертежи ДЭПЛ и лицензии на производство Т-72 и БМП-2. Сотрудничество было прервано в 1995 году в связи с появлением меморандума Гора – Черномырдина.

Только деньги, ничего личного?

В 2000 году Россия денонсировала меморандум, и сотрудничество с Ираном возобновилось в форме поставок российских запчастей военной авиации, БМП, штурмовиков Су-25УБК, Су-25УБТ, вертолетов штурмового и санитарного назначения, УАС, ЗРК, авиационных ракет, ЗРС, буксируемых артиллерийских орудий.

В 2010 году Россия снова прекратила продажу Ирану вооружений под давлением эмбарго Совбеза ООН. Но в 2016 году шумиха по поводу ядерной программы Ирана прекратилась, ограничения на поставку оборонительных средств были сняты, и Россия снова получила возможность поставлять в Иран, в частности, системы ПВО, и только в 2020 году были сняты ограничения на поставки наступательных вооружений.

Однако, несмотря на этот прорыв и единое для двух стран давление со стороны Запада, возникает немало вопросов. Так, когда начался сирийский конфликт, Иран то предоставлял российским самолетам для дозаправки и вооружения авиабазу Хамадан, то отказывался от этого.

Хотя действовавшее эмбарго на поставки ему наступательных вооружений никак не мешало использованию ВКС РФ в таких целях этой базы. Хамадан как совместную российско-иранскую авиабазу Россия так и не получила, хотя в отечественном Минобороны уверяли, что вопрос уже решен.

Абсолютно во всех случаях сотрудничества, которые были до соглашений этого года, стратегическую выгоду имел только Иран, претендующий на гегемонию в регионе, в том числе и силовую, что показывают обстрелы в Иордании и Пакистане. Россия же имела только финансовую выгоду.

Последнее соглашение имеет уже другую специфику, новую для военных отношений двух стран: Россия будет осуществлять совместную военную деятельность в каспийских территориальных водах Ирана и поставлять ракеты иранского производства на нужды своих собственных войск, хотя все равно больше стратегической выгоды получит все же Иран.

Кого язык до Киева доводит?

Риторика Ирана по вопросу СВО в последнее время весьма изворотливая. Представители власти Ирана неоднократно заявляли, что, «несмотря на прекрасные отношения между Тегераном и Москвой», не признают отделение Крыма от Украины и отделение Луганска и Донецка от Украины. Понятно, что действия России по освобождению Украины и Запада – по сути по расчленению этой территории, могут вызывать у разных людей во всем мире неодинаковую реакцию.

В отношении коллективного Запада позиция Ирана понятна – там не просто так повсеместно заборы и стены домов украшены надписями вроде «Марг бар Амрико». Это «Смерть Америке» на фарси, под этим лозунгом есть песни иранских исполнителей и даже художественный конкурс.

Но в отношениях с Россией, по крайней мере, на стратегическом уровне, остаётся множество неясностей. Россия, точнее говоря – некоторые представители нашей власти, нередко тоже не отстают в безответственных и невнятных заявлениях.

В июле 2023 года в Москве глава МИД Сергей Лавров констатировал перед представителями арабских государств, что спорные между Ираном и ОАЭ острова принадлежат им. Жёсткая реакция Тегерана едва не привела к отказу от всяких переговоров по ЗСТ с ЕАЭС. Ведь мало того, что Лавров высказался, но он ещё и поставил подпись в соответствующем пункте коммюнике дипломатических ведомств России и ОАЭ.

Если власти Ирана ограничились нотой протеста (МИД Ирана выразил протест России), то в иранской прессе вообще появились призывы о том, что нужно занять сторону Украины.

В общем, при таких отношениях вопрос полноценного военного сотрудничества двух стран предсказуем очень слабо.