В ожидании разморозки

300 миллиардов российских долларов – это много или мало для Украины?

Все познается в сравнении. С 24 февраля 2022 года объем западной помощи киевскому режиму как раз превысил 300 миллиардов. Деньги использовались не только для прямой оплаты военных расходов ВСУ, но и на вполне гражданские нужды – выплаты бюджетникам и прочие инфраструктурные проекты.

Еще один пример для сравнения – 300 миллиардов долларов составляют примерно два годовых ВВП Украины. Если на Западе все-таки договорятся о передаче украденных у России средств, то сопротивляться режим Зеленского сможет еще пару лет. При этом ни один импортный налогоплательщик не будет раздосадован – деньги ВСУ получит не из бюджетных средств.

Перспектива вполне логичная и не противоречит масштабной антироссийской кампании, разыгравшейся на Западе. Но по определенным причинам российские активы до сих пор не на Украине. Более того, до последнего времени о них вообще мало кто вспоминал.


Администрация Джо Байдена выступает за перевод 300 миллиардов долларов с российских счетов на украинские

В конце декабря прошлого года возня вокруг замороженных активов России вновь оживилась.

Инициатором стала администрация Байдена, потерявшая надежду на скорое разрешение конфликта с республиканцами. Речь о выделении более 60 миллиардов долларов на вооружение ВСУ, против которых выступают оппоненты из конкурирующей партии.

Украина для Вашингтона стала чемоданом без ручки – и тащить неудобно, и бросить жалко. Но в запасе лежат украденные 300 миллиардов долларов из России (по другим данным, более 350 миллиардов). Администрация президента США готова вынести на рассмотрение соответствующий законопроект.

Bloomberg, который, как всегда, знает больше всех, утверждает, что «законопроект предоставит полномочия, необходимые исполнительной власти США для конфискации российских суверенных активов в пользу Украины». Это одна из первых по-настоящему серьезных попыток Вашингтона передать арестованные деньги России киевскому режиму.

Дэвид Кэмерон, нынешний министр иностранных дел Великобритании вторит своим заокеанским хозяевам и готов превратить замороженные активы России в «авансовые платежи по репарациям». К слову, англичане удерживают 26 миллиардов фунтов стерлингов из России.

Кажущаяся простота процесса на самом деле обманчива – каждому, кто мечтает прибрать к рукам российские миллиарды, следует взвесить все за и против.

Попробуем выбрать среди голосов протеста на Западе наиболее здравые и адекватные.

Западная политика до настоящего времени построена на попытках принудить Россию к чему-либо. Начать невыгодные мирные переговоры, вывести войска или прекратить огонь, то есть максимально обрушить авторитет государства на мировой арене. Как можно сильнее унизить и растоптать. Санкции работают в этой же логике – болезненными уколами вызвать обнищание и деморализацию населения, а с ним и недовольство властью.

Пока все идет совсем не по плану. Кража 300 миллиардов долларов и последующая передача денег Зеленскому – это не попытка к чему-то принудить Россию, это прямое разжигание войны. 300 миллиардов в руках ВСУ не сделают Российскую Армию слабее, они продлят конфликт и добавят ему ожесточенности. И тем самым сделают будущее миллионов людей, населяющих территорию Украины, еще более туманным. Подобное понимание ситуации присутствует на Западе, и к нему не могут не прислушиваться самые отчаянные горячие головы Вашингтона.

Если взять в расчет мнение стран, не относящихся к «просвещенному миллиарду», то здесь для Джо Байдена все еще сложнее. Большая часть стран если не поддерживает Россию напрямую, то желает скорейшего завершения конфликта. Естественно, на условиях Кремля, так как на других условиях он просто не может закончиться.

И 300 миллиардов в связи с этим выглядят настоящей канистрой бензина, которую Белый дом выливает в костер противостояния. Это уже далеко не помощь «бедным и несчастным» бандеровцам, а прямая попытка затянуть кровопролитие. Так как бюджеты стран НАТО в этом случае не пострадают, то все косвенные потери лягут на страны Африки, Южной Америки и Азии. Пусть понемногу, но надолго. Запад, наоборот, выйдет в профит – львиная доля денег ВСУ уйдет на закупки вооружений и амуниции.

Время делать деньги

Основным держателем замороженных российских активов является Euroclear, бельгийский депозитарий ценных бумаг. Именно с ним придется договариваться Вашингтону, когда речь зайдет о передаче миллиардов в руки ВСУ. Принудить контору к непопулярным мерам будет несложно, но есть нюансы.

Прежде всего, Euroclear делает неплохие деньги на ворованных деньгах. Это на словах миллиарды «заморожены», на самом деле они вполне активно работают. В прошлом году за первые три квартала Euroclear получил от российских активов инвестиционный доход в 3 миллиарда евро. Это в 3,5 раза больше, чем удалось заработать в 2022 году.

А теперь самое главное – за первые девять месяцев Euroclear совокупно со всех активов получил доход в 5,06 миллиарда евро. То есть российские деньги обеспечили больше половины всех доходов конторы. Кто будет по-хорошему расставаться с такой дойной коровой?

Риски есть и для будущей клиентской базы Euroclear. После беспрецедентного грабежа многие страны неизбежно уйдут в альтернативные депозитарии. С распростертыми объятьями их ждут, например, китайские финансовые структуры. Западные аналитики называют возможные риски «финансовой фрагментацией». Если европейцы с американцами готовы плодить себе достойных конкурентов, то передача 300 миллиардов ВСУ выглядит вполне оправданно. Это хорошо понимают в Вашингтоне и будут стараться размазать ответственность за кражу денег на своих партнеров.

Сначала попытаются принять что-то коллективное в рамках «Большой семерки», а потом и «Группы 20». В долгосрочной перспективе все еще печальнее – альтернативные финансовые механизмы фактически обесценят антироссийские санкции. Которые, к слову, и так не очень хорошо работают.

До краха доллара дело, разумеется, не дойдет, но центров финансовой силы в мире станет больше. А это позволит странам выбирать, по каким платежным каналам переводить деньги. Речь о пресловутом SWIFT, рождение полноценного аналога которого не за горами.


Судьбы киевского режима Джо Байдену важны гораздо меньше финансовой репутации коллективного Запада.

Присутствуют и более тонкие расшифровки причин, почему Европе и США не стоит трогать российские 300 миллиардов. Строго говоря, поставки оружия ВСУ и финансовая помощь из своего кармана – это, конечно, дело грязное, но не противоречит неписаным мировым правилам. А вот арест и тем более передача этих денег Зеленскому выглядят как проявление двойных стандартов. Никогда ранее страны Запад не прибегали к таким радикальным мерам, и только когда конфликт разгорелся прямо около их дверей, «золотой миллиард» решился на крайние меры.

Если нет правил, то кто запретит, например, Индии и Китаю в будущем конфисковать аналогичным образом пару другую сотен миллиардов из Европы или США? Достаточно придумать хороший политический лозунг, и дело в шляпе.

300 миллиардов долларов из России в недружественных странах считают важным аргументом в будущих переговорах с Кремлем. До сих пор кому-то кажется, что финансовый вопрос в состоянии заставить Российскую Армию сдать назад или хотя бы остановиться. Идея несостоятельная по многим причинам.

Во-первых, спецоперация началась совсем не из-за миллиардных богатств, а исключительно по политическим и военным причинам.

Во-вторых, мало кто в России всерьез верит в возврат украденных средств на родину. Задача сейчас всеми средствами принудить Запад так и оставить эти миллиарды в «замороженном» состоянии. Судя по всему, это пока получается.

После тщательного взвешивания всех аргументов Запад все-таки считает 300 миллиардов долларов выше, чем чаяния киевского режима. И это самая плохая новость для Зеленского и его окружения.