Сложно жить, не совершая ошибок. Сложно уже потому, что множество решений приходится принимать в первый и, часто в единственный, последний раз. Конечно, можно вспомнить много умных пословиц и поговорок, вроде «На чужих ошибках не учатся только дураки», но по сути в жизни получается, что «дураков» гораздо больше, чем «умных».

Помните маршрутки из недавнего прошлого? Те низкие, с дребезжащими дверями машинки, которые спасали нас лет 20-30 назад от транспортного коллапса? И надписи, наверное, помните, которые размещали водители-юмористы в салоне. «Место для удара головой» над дверью… Я сомневаюсь, что в то время был хоть один пассажир, который это «место» не попробовал той самой головой…

Каких только ошибок мы тогда не совершали. В том числе и в армии. Сегодня многие говорят и пишут о «реформе Сердюкова». Пишут, мало представляя, что это такое вообще. Сегодня я решил затронуть лишь некоторые моменты этих изменений. Просто потому, чтобы стало понятно зачем и почему нужно что-то менять.

Мы уже два года проводим СВО на Украине. Срок вполне достаточный, чтобы понять, что срочно необходимо менять. Что мы натворили в начале 2000-х с нашей армией.

Да, что-то уже сделано или делается, но до многого так и «не дошли руки». Оно и понятно, у человека «ходят» ноги.

Недавно разговаривал с очень толковым офицером, и этот разговор подтолкнул меня к написанию этого материала. Когда общаешься с человеком, фанатично преданным службе, невольно заражаешься его идеями, принимаешь или отвергаешь его точку зрения. В любом случае не остаёшься равнодушным.

Дилетанты в руководстве и магия западных упаковок

Увы, но все мы, что бы сейчас ни говорили, купились на западные пакеты и коробки. Старики помнят, как на толкучке покупали обычные сейчас пакеты за кучу «совковых рублей». Как заклеивали их, если случайно где-то порвётся. Эта магия поклонения всему западному овладела тогда большинством.

И вот те, кто преклоняется всему с иностранными словами на заднице, приходят в руководство Министерства обороны России. И сразу возникают вопросы. Например, зачем нам так много офицеров? Почему мы тратим деньги на обучение лейтенантов, которые нам, в принципе, как показывает западный опыт, не нужны? Да и остальных «дармоедов» в армии множество…

Хотите назову цифры, официальные, которые прекрасно показывают, как уничтожали нашу армию в угоду «западным образцам»? Уволено 22 % генералов, 80 % полковников, более 60 % подполковников, до 70 % майоров, около 60 % капитанов… При этом подросли лейтенанты и старлей. В целом, офицерский корпус ополовинили… С 300 тысяч до 150 тысяч человек.

А помните, какая судьба была у прапорщиков? Тех самых «отцов» и солдат и молодых офицеров? Их не было в западных армиях и… не стало у нас. Под корень вырезали. Вместо прапорщиков должны были появиться кадровые сержанты разных видов и названий. Но не появились. Хорошего прапорщика годами ищут командиры. А сержант… Отслужил и домой… Срочник…

И что мы получили тогда? А получили мы тогда полнейший бардак. Да такой, что даже тогдашний президент Дмитрий Медведев взвыл. Оказалось, что объяснить солдату и даже лейтенанту, почему «если нажать эту пимпочку, то вон там забабахает, а тут затрещит и движку кирдык» было просто некому. Не было того самого прапора, который лазил по технике с утра до ночи и знал про каждую машину всё…

Президент Медведев тогда поступил очень правильно. Приказал вернуть, восстановить и прочее. Только не все перспективные вернулись. Да и разграбленные училища вернуть не так-то просто. Капитализм… Всё уже продано… До сих пор говорить о восстановлении не приходится. Младших офицеров некомплект. Особенно в связи с проведением СВО. Лейтенант в штабе не сидит. Он пузом передок равняет вместе с рядовыми и сержантами.

Теперь напомню о самой страшной для нашей армии реформе. Многим это очень «понравится». Итак, оптимизация управления армией… Проще говоря, сокращение расходов на армию и ускорение прохождения команд сверху до низу. Для этого достаточно перейти с четырёхзвенной системы управления на трёхзвенную. Если ещё проще, отменить дивизии, а вместо полков сформировать бригады. Вместо округ-армия-дивизия-полк теперь округ-армия-бригада.

Естественно, в такой ситуации становилось ненужным и деление страны на много военных округов. Вместо существующих на тот момент шести округов образовали четыре. Западный, Южный, Центральный и Восточный. Но особенно тогда поразило всех образование ОСК «Север». Даже исчезновение Московского и Ленинградского округов и перенос штаба ЗВО в Питер произвело меньшее впечатление, чем Объединенное стратегическое командование «Север»…

Вот так и получилось, что теперь один командующий руководит всем. И сухопутными войсками, и флотом, и авиацией, и ПВО. И красиво так тогда излагали: «Для сокращения времени реакции в экстренных ситуациях»… Кстати, есть ещё одно детище того же времени. Объединение тех частей и соединений, которые предназначены уничтожать объекты с теми, задача которых защищать объекты.

Помните 1-е, 2-е, 3-е и 4-е командование ВВС и ПВО? Когда объединили командование армий ВВС и ПВО. И всё по тому же принципу – «чтобы было как у цивилизованных людей». Зачем все эти эскадрильи, полки, дивизии, армии? Будет как у американцев. Командование-авиабаза-авиагруппа-эскадрилья!

Именно тогда, в 2009-2010 годах у нас появились авиабазы. Да не просто базы, а сразу трёх категорий. Была отдельная эскадрилья, стала авиабаза третьей категории. Был авиаполк, стала база второй категории. Была авиадивизия, стала база первой категории… Нашу армию убивали. Согласно планам реформирования, сокращения планировались просто немыслимыми.

Сухопутные войска должны быть сокращены… на 90 %! ВВС – наполовину! ВМФ – тоже наполовину! Даже РВСН сокращались на треть! Даже космические войска и ВДВ сокращались на 15-17 %. Вот что значит эффективный менеджер во главе ведомства. С точки зрения сокращения расходов на армию всё хорошо. А с точки зрения обороноспособности? Как же быстро забыли тогда уроки чеченских войн и войны 08.08.08.

Наступило время действовать, а не говорить

Многое из того, о чём я написал выше, уже отменено или реформировано в очередной раз. Но многое существует и по сей день. Мы ведём боевые действия в зоне СВО почти два года. Думаю, этого времени вполне достаточно для определения всех положительных и отрицательных эффектов реформирования. Понятно, что отменить то, что сделано раньше, быстро не получится.

Но ведь есть же опыт обратной передачи флотов под командование Главкома ВМФ. Есть опыт передачи главкому ВКС авиационных армий и армий ПВО. Даже то решение о создании Объединенного стратегического командования в Питере отменили и возродили Московский и Ленинградский военные округа.

Чего мы тянем с развертыванием на базе бригад дивизий? Ведь опыт СВО уже доказал, что бригада не дотягивает по своей мощи, по своим боевым возможностям до возможностей дивизии. И, следовательно, это соединение можно назвать основным тактическим только с большой натяжкой. Ракетный дивизион или зенитно-ракетный полк. Артдивизион или артполк. Даже такое подразделение, как сапёры. Рота или батальон. Есть разница? Скажется ли эта разница в бою?

Я прекрасно понимаю, что реорганизация будет стоить денег. Причём больших. Что в настоящий момент является довольно серьёзной проблемой. У нас достаточно большая армия, чтобы сделать всё и сразу было сложно. Но, может быть, стоит подумать о поэтапном реформировании? Не всё сразу, а часть за частью, соединение за соединением.

Ну и последнее. Проведение частичной мобилизации вскрыло столько проблем с воинским учётом, что возникли даже мысли о том, а есть ли он вообще. Точно так же и с переподготовкой личного состава в запасе. Уже год военкоматы всеми правдами и неправдами вытаскивают военнообязанных на перерегистрацию. Понимаю, объём работы проводится огромный.

Может, вместе с постановкой на учёт сразу же проводить сборы по обновлению полученных в армии знаний? Современная техника и вооружение – уже давно не винтовка Мосина. А за два-три месяца обучить хорошего механика-водителя, снайпера, оператора БПЛА и многих других спецов просто невозможно.

Как ни крути, а жизнь диктует свои условия, свои требования, и не замечать их нам нельзя. Иначе сожрут бывшие «партнёры» и не подавятся. Либо «разменяют на копейки», как это сделано с Украиной.