Действительно, говорят, что старый конь борозды не портит. Это первое, что приходит в голову от новости, что ВВС США ищут желающих разработать и произвести новые подкрыльевые пилоны для своих бомбардировщиков B-52H, чтобы гарантировать, что они смогут нести приличное количество гиперзвуковых крылатых ракет в будущем. В ВВС говорят, что это особенно важное требование в контексте готовности к потенциальному будущему конфликту высокого уровня в Тихом океане против Китая.

Вот тут сразу на ум приходит народное творчество. Пословицы, поговорки… Действительно, В-52 – ну очень старый конь. А тут – гиперзвук… Нет, понятно, что главное – подтащить ракеты поближе в нашем случае к Китаю, а там что-то да получится, но план, сразу отмечу, не для слабаков.

Впрочем, горячие американские парни слабаками себя никогда не считали, и если этим парнишкам в футболках с надписью «Непревзойденный» скажут заточить В-52 под полеты в космос – точно попробуют.

Между тем, еще в конце ноября прошлого года было опубликовано сообщение о заключении контракта, в котором озвучивались планы ВВС США по созданию новой гиперзвуковой крылатой ракеты с обычным вооружением.

В прошлом году ВВС наняли команду во главе с Raytheon/Northrop Grumman для разработки оружия этого типа в рамках программы гиперзвуковой ударной крылатой ракеты (HACM).

Парадоксально, но платформой для применения этих ракет в первую очередь были названы бомбардировщики B-52 Глобального ударного командования ВВС США (AFGSC). И на В-52 рассчитывают в ВВС в плане того, что эти самолеты станут носителями нового оружия уже в 2027 году. Наряду с другими носителями, но тем не менее.


Бомбардировщик B-52H с боекомплектом, включая крылатые ракеты серии AGM-86 на подкрыльевых пилонах и поворотную пусковую установку, которая размещается в бомбоотсеке

Глобальное ударное командование AFGSC давно видит в сладких снах новую высокоскоростную воздушно-реактивную крылатую ракету, способную иметь дальность более 1 000 миль и соответствующую скорость. То есть, чем больше – тем лучше.

Но такая ракета, скорее всего, превысит нагрузочную способность существующего пилона обычных вооружений и переходной балки для тяжелых боеприпасов (HSAB) за счет своего немалого веса. Это стало ясно не вчера, понятно, что американцы очень пристально следили за российскими «кинжальными» экспериментами и смогли сделать соответствующие выводы.

И вполне логично, что специалисты AFGSC изучают другие способы транспортировки ракет на B-52. Одним из вариантов является замена существующего авиационного пилона SUU-67/A на более подходящий.

Согласно ноябрьскому уведомлению о заключении контракта, ВВС хотят нанять компанию-производителя для проведения технико-экономического обоснования и разработки плана модификации SUU-67/A в соответствии с этими новыми требованиями. Если этот этап будет успешным, то физический прототип может быть построен и естественно, испытан в полете.

В настоящее время B-52H может нести шесть AGM-86B с ядерными боеголовками под каждым крылом с помощью HSAB, оснащенных пилонами SUU-67/A, а также восемь на поворотной пусковой установке в бомбоотсеке самолета. Бомбардировщики могут нести такое же количество обычных крылатых ракет воздушного базирования (CALCM) AGM-86C/D с обычным вооружением.

B-52 также могут нести крылатые ракеты серии AGM-158 Joint Air-to-Surface Standoff Missiles (JASSM) под своими крыльями, но с использованием других пилонов в сочетании с HSAB. Члены семейства JASSM также значительно меньше и легче, чем ракеты серии AGM-86.


Военнослужащие ВВС загружают крылатые ракеты AGM-158 серии JASSM на пилоны под крылом B-52

Информация о конструкции HACM ограничена по вполне понятным причинам, но ВВС ожидают, что она будет тяжелее и больше в размерах, чем AGM-86B. Под HACM понимается двухступенчатая ракета, которая использует ракетный ускоритель для разгона основного тела ракеты до достаточно высокой сверхзвуковой скорости, чтобы её ГПВРД мог взять на себя дальнейшие разгон и управление. Сложно, но необходимо, так как ГПВРД не функционируют должным образом даже на низких пусть и сверхзвуковых скоростях, ему необходима скорость в 4-5М для нормальной работы.

В общем, как ни крути, а В-52 нужен новый пилон, чтобы нести новые средства несения демократических ценностей.

К сожалению, так как нет точных (да что там, нет и приблизительных) данных о массогабаритных характеристиках НАСМ, то очень сложно предсказать, сколько этих ракет вообще может поместиться под крыльями В-52. И сколько войдет в бомбовый отсек, если вообще войдет. В общем – сплошной туман и гадания.

Вообще ВВС не вчера начала борьбу за новые средства уничтожения для старого бомбардировщика. Еще в 2018 году ВВС США объявили о своей заинтересованности в приобретении новых подкрыльевых пилонов для B-52H специально для размещения боеприпасов весом до 20 000 фунтов (9 000 кг). Улучшенные общие пилоны (ICP), которые B-52 ВВС США использовали в течение десятилетий для перевозки различных обычных вооружений под крылом, рассчитаны только на боеприпасы весовой категории 5 000 фунтов (2 270 кг) или ниже.

Вот результат той работы: восемь 500-фунтовых высокоточных бомб Joint Direct Attack Munition (JDAM), загруженных под крыло B-52 с использованием существующего улучшенного общего пилона.

Кроме того, «Боинг» разработал пилон под эти требования, который получил название «Hercules». Этот пилон разрабатывался в рамках программы по принятию на вооружение AGM-183A Air-Launched Rapid Response Weapon (ARRW). ARRW — это другой тип гиперзвуковой ракеты, отличный от HACM, представляющий собой беспилотный аппарат в связке ракета-глайдер.


Загрузка изделия AGM-183A ARRW под крыло бомбардировщика B-52

Испытания AGM-183A ARRW закончились в августе прошлого года и по их итогам ВВС США заявили, что не намерены продолжать дальнейшую разработку AGM-183A в пользу HACM. С тех пор, правда, пресс-служба ВВС заявила, что не полностью исключила возможность приобретения в будущем гиперзвуковых систем вооружений, использующих беспилотные ракеты-глайдеры.

Как бы то ни было, в целом конструкция AGM-183A больше похожа на баллистическую ракету воздушного базирования и, как предполагается, имеет сходство с HACM. Таким образом, не исключено, что пилон «Hercules» может стать еще одним вариантом для погрузки HACM на B-52. Возможность переоборудовать SUU-67/A для того же самого позволит ВВС использовать имеющиеся запасы этих пилонов, а не покупать новое оборудование для подвески вооружений.

Модифицированные пилоны потенциально могут быть пригодны для использования с другим будущим оружием, гиперзвуковым и не только, а также на других летательных аппаратах. Здесь интересно отметить, что компания «Боинг» уже разработала еще один новый модульный пилон с особым прицелом на интеграцию будущего гиперзвукового оружия на бомбардировщик B-1.


Рендер бомбардировщика B-1 с гиперзвуковыми крылатыми ракетами

Какой бы пилон ВВС в конечном итоге ни использовали для погрузки HACM на свои B-52H, ВВС явно хотят убедиться, что эти бомбардировщики смогут нести как можно больше этого оружия. «Потенциальные противники (которые моментально могут стать и не потенциальными) и конфликты в Тихоокеанском регионе потребуют десятков крылатых ракет для массированных ударов по враждебным силам», — поясняется в ноябрьском уведомлении о заключении контракта.

В прошлом ВВС США не скрывали, насколько критически они рассматривают гиперзвуковое оружие как часть своих будущих боевых планов, особенно в потенциальном конфликте с почти равным противником, таким как Китай или Россия. Обе эти страны приступили к развертыванию собственных гиперзвуковых ракет и продолжают разрабатывать новые и наверняка совершенствовать уже имеющиеся. Особенно это касается России, которая испытала уже все возможные варианты применения гиперзвукового комплекса «Кинжал», что не может не напрягать американских военных специалистов.

В том числе и (пусть и в теории) применение с бомбардировщиков типа Ту-95 и Ту-160М.

ВВС США надо отвечать? Ну так-то, конечно, надо. И здесь B-52 с его просто огромным подкрыльевым пространством, годным для размещения негабаритной полезной нагрузки и без того долгое время рассматривался как идеальная платформа для применения различных типов гиперзвукового оружия. Военно-воздушные силы рассчитывают продолжать летать на B-52 по крайней мере до 2050 года с помощью новых двигателей и радаров, а также множества других модернизаций, информация о которых время от времени появляется в СМИ.


Картинка того, как B-52 могут выглядеть в будущем после того, как они получат новые двигатели и другие модернизации

Вооруженные силы США также столкнулись с проблемами при разработке гиперзвукового оружия, выходящего за рамки ARRW. Многие военные специалисты в США выражают осторожные мнения в плане того, что пока еще не доказаны преимущества, которые дает гиперзвуковое оружие.

Здесь, наверное, медвежью услугу оказывают военные Украины, которые сбивают гиперзвуковые «Кинжалы» пачками. Насколько это вообще соответствует действительности, сказать сложно, но заставляет задуматься американских специалистов, а стоит ли тратить миллиарды долларов на оружие, которое легко и непринужденно нейтрализуется обычным ЗРК типа «Пэтриот».

И естественно, никто не снимал с повестки дня вопрос стоимости гиперзвукового оружия, такого как HACM, особенно если планируется использовать его в больших объемах в будущих крупных конфликтах, о чем свидетельствует уведомление ВВС о заключении контракта на поставку пилона B-52.

Заместитель министра обороны США по закупкам и материально-техническому обеспечению Уильям Лаплант сказал в отношении вопроса о гиперзвуковом оружии следующее:

«Я думаю, что средняя стоимость закупки в миллионах — это то, к чему мы должны стремиться. И мы на самом деле рассматриваем некоторые из перспективных видов вооружений, которые стоят меньше 3 миллионов долларов за полный цикл производства одной единицы. Это то, к чему мы стремимся».

Вообще пока что любая крылатая ракета воздушного или наземного базирования с обычным вооружением, находящейся в настоящее время на вооружении вооруженных сил США, стоит меньше 3 миллионов долларов. Создание гиперзвукового вооружения по такой цене было бы большим достижением для американцев, случись такое в металле.

В целом, многое в планах ВВС по созданию гиперзвукового оружия может измениться в ближайшие годы. Планы по размещению пилонов B-52 подчеркивают, что в настоящее время служба по-прежнему очень привержена концепции HACM и хочет убедиться, что ее B-52 смогут максимально использовать эти ракеты, когда они поступят на вооружение.

Но здесь дьявол сидит не в ракетах, а на крыльях носителей. В том, что «Боинг» или «Локхид-Мартин» смогут создать приличную гиперзвуковую ракету, сомнений нет. Вопрос только в количестве денег и времени, которые на это будут затрачены.

Но В-52 в качестве носителя…

И вот тут уместно вспомнить вторую часть поговорки, которую у нас почему-то любят отрезать. Ведь полностью народная мудрость звучит так: «Старый конь борозды не портит, но и пашет неглубоко».

И это самым лучшим образом характеризует весь карнавал вокруг В-52. Бесспорно, это выдающийся самолет. С огромными возможностями. Но самолету очень много лет. Даже самым свежим, В-52Н, которые стоят на вооружении с 1961 года. 63 года с продлением срока службы до 90 лет.

Ладно, хорошо, не 90 лет. Допустим, загорится в Тихоокеанском регионе раньше. Лет через 10. Представьте себя на месте тех парней, которые должны будут подвесить под крылья, которым более 70 лет, те самые 20 тонн ракет или бомб и лететь куда-то там в сторону Китая через Тихий океан.

Ну так себе героическое приключение. У парней полковника Дулиттла было больше шансов в 1942 году, как мне кажется.

Впрочем, это проблемы американцев. И, если кому-то так хочется рисковать, участвуя в разборках в АТР на древних самолетах, не нам судить и запрещать.

Но в качестве итога хочется заметить, что новейшее вооружение на столь древней платформе, как В-52Н – это весьма неоправданный риск. Конечно, отработка самой концепции применения… Впрочем, и здесь был бы более уместен носитель иного плана. Видимо, до выхода В-21 еще долго, а все остальные по тем или иным соображениям просто не подходят на такую роль. И американским военным ничего другого и не остается, как уповать на свои В-52Н.

Ну что же, старый конь борозды не портит. Но и пашет неглубоко. Посмотрим, что может вырасти из мелкой пашни со старым конем и плугом.