ФОТО: KOLDUNOV/SHUTTERSTOCK

Десятки тысяч людей без тепла, света и воды в -30. И не в зоне вражеских обстрелов, а под Москвой. Что это — самая страшная диверсия с начала СВО или системная проблема государственного управления? Кто виноват и что делать?

Путин приходит на помощь

Последний день длинных зимних каникул ознаменовался бодрой новостью ТАСС:

Президент… заслушал доклад губернатора Московской области Андрея Воробьёва о положении дел в районах, где нарушено электро- и теплоснабжение… Глава государства дал поручения главе МЧС Александру Куренкову… и компании «Россети» продолжать принимать все возможные меры для обеспечения тепло- и энергоснабжения.

Читать это следует так: всё в порядке, президент в курсе ситуации, всех, кого до сих пор не спасли, точно спасут.

Велик соблазн в этом месте написать что-то о предвыборной кампании и о том, что граждане чуть что обращаются прямо к президенту, потому что только ему и доверяют, а не местным и не региональным властям. Однако ирония выйдет неуместной: действительно, государственное управление в России так устроено, что чем важнее проблема, тем более высокий уровень государственной власти требуется для ее решения. Верно и обратное: если уж проблему заметили на самом верху, то она точно будет решена, потому что для её решения будут приложены все возможные и часть невозможных усилий.

НА ДАННЫЙ МОМЕНТ ХОЛОДА ОТСТУПИЛИ, ТЕХНИЧЕСКИ ЗАПУСТИТЬ РАБОТУ ВСЕЙ СИСТЕМЫ ОТОПЛЕНИЯ СТАНОВИТСЯ ПРОЩЕ.  ФОТО: ЦАРЬГРАД ОПЕРСЛУЖБЫ В КЛИМОВСКЕ

В данном случае проблема более чем серьёзная по любым меркам: люди замерзают в собственных квартирах, дать тепло быстро не удалось, дело дошло до президента и его персональных поручений главе МЧС, но теперь дело точно пойдёт, волноваться не о чем.

-30, если диктор не врёт

Масштаб проблемы, которую Владимир Путин был вынужден решать лично, трудно преувеличить. Уже 5 января СМИ сообщали о перебоях в подаче света, тепла и воды в 20 населённых пунктах Подмосковья. Только в одном Подольске к этому моменту не было тепла в квартирах 20 тысяч (!) жителей.

Именно 5 января начала свою проверку перебоев в предоставлении электроэнергии, отопления и водоснабжения на территории региона Прокуратура Московской области.

Прокуратурой контролируются сроки проведения работ по восстановлению подачи электроэнергии, тепла и водоснабжения жителям многоквартирных домов, а также порядок начисления гражданам платы за коммунальные ресурсы в соответствии с полученным объёмом.

С начислениями вопрос, насколько можно судить, решили быстро: за тепло и воду, которых не было, платить никто не будет. Гораздо сложнее оказалось решить вопрос о том, как запустить остановившиеся котельные, вернуть свет и тепло в дома (в большом количестве квартир люди были вынуждены ночевать при температуре +5) и, самое главное, как сделать так, чтобы при аномальных, но, в общем, вполне привычных для России морозах в -25 и -30 система тепло- и электроснабжения продолжала работать и не порождала чрезвычайных ситуаций.

На данный момент холода отступили, технически запустить работу всей системы отопления становится проще. Можно надеяться, что до конца зимы ничего подобного больше не случится. Но стоит ли этому радоваться? Системного решения пока нет.

МОЖНО НАДЕЯТЬСЯ, ЧТО ДО КОНЦА ЗИМЫ НИЧЕГО ПОДОБНОГО БОЛЬШЕ НЕ СЛУЧИТСЯ. НО СТОИТ ЛИ ЭТОМУ РАДОВАТЬСЯ? СИСТЕМНОГО РЕШЕНИЯ ПОКА НЕТ. СКРИНШОТ ТГ-КАНАЛА MASH

Кто виноват и что делать?

Разумеется, проблемы в подмосковном жилищно-коммунальном хозяйстве породили бурную радость в «либеральных» кругах, в эмиграции и вообще по ту строну фронта информационной войны. Кажется, «освободители» и «нормализаторы» больше радовались только известиям о дефиците яиц и куриного мяса в некоторых магазинах, потому что слово «дефицит» показалось им прелюдией к бунтам, революции и «крушению режима». Эта радость показательна в том числе и тем, что ошибочна: никакого обрушения систем торговли или ЖКХ в масштабах России (да даже и отдельного региона) не происходит и не произойдёт.

Более благонамеренные сограждане принялись (без малейшего понимания темы) рассуждать о двух интуитивно понятных им вещах: во-первых, о коррупции, а во-вторых об «износе советской инфраструктуры», на которой якобы всё до сих пор держится.

БОЛЕЕ БЛАГОНАМЕРЕННЫЕ СОГРАЖДАНЕ ПРИНЯЛИСЬ РАССУЖДАТЬ, В ЧАСТНОСТИ, ОБ «ИЗНОСЕ СОВЕТСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ», НА КОТОРОЙ ЯКОБЫ ВСЁ ДО СИХ ПОР ДЕРЖИТСЯ. ФОТО: GALYSHEV MIKHAIL/SHUTTERSTOCK

Справедливости ради отметим, что информационные поводы для таких рассуждений были.

Котельная в Климовске городского округа Подольск находится в ведении частников. При этом владельцы не выходят с властями на связь и скрылись,  объяснил губернатор Подмосковья Андрей Воробьёв.  Поэтому решать вопрос будем по-другому. Попросим Следственный комитет выйти с ходатайством в суд о передаче котельной в эксплуатацию муниципальному предприятию.

Решение губернатора, очевидно, совершенно правильное. Если «частник» не исполняет своих обязательств, государство просто обязано лишить его возможности извлекать прибыль. И уж, конечно, должно обеспечить наказание виновных, если они всё разворовали и сбежали.

НЕОБХОДИМОСТЬ СИСТЕМНОГО РЕШЕНИЯ, КСТАТИ, НЕ ОЗНАЧАЕТ, ЧТО ЧИНОВНИКАМ, КОТОРЫЕ СЕЙЧАС, В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ СРЫВАЮТ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛЮДЕЙ ТЕПЛОМ, ДОЛЖНО СТАТЬ ПРОЩЕ И ЛЕГЧЕ. ИСТОЧНИК: ПРЕСС-СЛУЖБА ГУБЕРНАТОРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Виноваты, понятное, дело, не только сами «частники». Уже известно, что задержаны начальник котельной и генеральный директор ЗАО «Климовский специализированный патронный завод (на территории которого находится котельная), а также заместитель главы администрации городского округа Подольска.

Однако традиционный русский вопрос, который стоило бы поставить перед государственной властью, это не  «кто виноват», а «что делать». И вот готовности решать этот вопрос, к сожалению, пока недостаточно.

Политолог Алексей Чадаев, по-видимому, раньше других специалистов проанализировал происходящее и сделал неутешительные выводы: если ничего не менять (причём речь не о трубах, а о системе государственного управления ЖКХ), драмы вроде подмосковной будут повторяться снова и снова. Пока мы не возьмёмся за ум. Потому что причина не только и не столько в изношенности теплотрасс. И даже не только и не столько в коррупции.

Причина в ситуации, когда из строительства в Подмосковье можно извлекать огромные прибыли, при этом не вкладываясь или вкладываясь по минимуму в важнейшие системы коммунального хозяйства.

«Метры квадратные» улетают как горячие пирожки, даже если это 30+ этаж в человейнике в Павшине,  указывает Алексей Чадаев Однако главным ограничением бизнес-модели являются обременения, навешиваемые властью, и связанные с вложениями в инфраструктуру: социальную, коммунальную, транспортную. Для девелопера это всегда статья расходов, а для начальства — вопрос соблюдения нормативов. Совсем внаглую, как раньше, вешать вновь возводимое жильё на существующие сети теперь нельзя, эта сфера обросла каким-никаким регулированием. Но денег хочется.

Ну а раз денег хочется, появляется бизнес-решение, выгодное всем, кроме, как выясняется, жителей тех самых квадратных метров: согласовывать проекты застройки таким образом, чтобы не строить новую инфраструктуру (котельные, насосные, подстанции, сети), а подписать обязательство вложиться в модернизацию какой-нибудь существующей, в обмен на подключение к ней пула новых абонентов. Потом  это знают и понимают все, сколь-нибудь причастные к отрасли  начинается время формально законных махинаций.

Обязательства по модернизации системы ЖКХ оказываются неисполненными, так удаётся после успешной распродажи всех метров квадратных и сдачи дома в эксплуатацию обанкротить номинальную компанию-девелопера, на которой висели эти обязательства.

СОГЛАСОВЫВАЛИСЬ ПРОЕКТЫ ЗАСТРОЙКИ ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЧТОБЫ НЕ СТРОИТЬ НОВУЮ ИНФРАСТРУКТУРУ (КОТЕЛЬНЫЕ, НАСОСНЫЕ, ПОДСТАНЦИИ, СЕТИ) ФОТО: © MAKSIM KONSTANTINOV/GLOBALLOOKPRES

В чём же решение? Увы, перед нами как раз тот случай, когда сказать «рыночек порешает» означает гарантировать в недалёком будущем проблемы вроде нынешней подмосковной. Чтобы их не было, в этой сфере должно быть как можно меньше рынка и как можно больше государства.

Стройка и недвижимость вообще не должны быть ни сферой сверхприбыли, ни сферой извлечения ренты. Управление ими придётся выносить на уровень выше — на уровень «управления размещением производительных сил… В частности, это должно значить: никакой «уплотняющей застройки нигде, это запрещено. Любое новое жилое строительство где бы то ни было — только на заранее подготовленных «пятнах под застройку. А пятна эти нарезаются исходя из долгосрочного планирования — где и сколько мы хотим жителей к такому-то году  и потом оборудуются по госзаказу,

 пишет Алексей Чадаев, и любой государственно мыслящий человек просто обязан с ним согласиться.

Итак, либо настоящий государственный подход к делу (государство вычисляет, сколько людей и почему ему необходимо в той или иной точке пространства, создает комплексную программу застройки этой точки пространства и привлечения туда людей их других регионов), либо постоянные повторения тех стыдных для космической державы проблем, которые мы имеем сегодня.

Необходимость системного решения, кстати, не означает, что чиновникам, которые сейчас, в настоящее время, срывают обеспечение людей теплом, должно стать проще и легче. Наоборот, именно теперь нужно как можно жёстче спрашивать с губернаторов (в Подмосковье, стало быть, с Андрея Воробьёва) за то, чтобы пока несовершенная система изменится, люди не страдали.

ПОВТОРИМ ЕЩЁ РАЗ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА. СФЕРА ЖКХ В РОССИИ ДОЛЖНА БЫТЬ ПРИЗНАНА СТРАТЕГИЧЕСКИ ВАЖНОЙ ДЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА. ФОТО: LOPOLO/SHUTTERSTOCK

Что с того?

Повторим ещё раз для закрепления материала. Сфера ЖКХ в России должна быть признана стратегически важной для безопасности государства. Отдавать её на откуп, на волю частного бизнеса означает закладывать мину под социально-политическую стабильность. Бизнес может оказывать услуги качественно, если от этого зависит прибыль. Но в ситуации, когда конкуренции, по сути, нет и быть не может, а зато есть возможность извлечения сверхприбыли, бизнес будет заниматься именно прибылью, а не интересами граждан и тем более всей страны.

Настоящим, а не временным решением может быть только национализация ключевых предприятий системы ЖКХ и государственное планирование всего, что связано с жилищным строительством, созданием и эксплуатацией сетей ЖКХ в масштабах огромной страны, в которой бывают холодные зимы. Если такое решение не будет принято и проведено в жизнь, драмы, подобные подмосковной, будут повторяться снова и снова, МЧС собьётся с ног, спасая замерзающих, а президент вынужден будет вновь и вновь давать суровые поручения.

Иначе говоря, проблемы ЖКХ  да, должны быть решены на уровне Главы Государства. Но не в режиме специальной спасательной операции, а системно  с тем, чтобы спасательные операции впредь не понадобились.

АНДРЕЙ ПЕРЛА