Ещё не союзник, но уже не враг

По имеющейся информации, не позже января 2024 года состоится первый раунд переговоров десяти стран-участниц очень оригинального, но уже не столь глобального транспортно-экономического проекта. Это проект, реально конкурирующий и с китайским «пояс-путь», и с международным коридором «Север – Юг» (РФ – Азербайджан – Казахстан – Туркменистан – Индия).

Проект инициируется с осени 2023 года Индией вместе с США и Израилем. При таком несколько неожиданном составе лидеров, проект вполне однозначно нацелен на Европу и Магриб, и представляет собой коридор, практически параллельный «Одному поясу».

Bloomberg со ссылкой на высокопоставленных представителей индийских властей, сразу оценил проект как «проиндийский». «Десятка», с участием Тайваня – «малого» Китая, и по всей видимости, Южной Кореи, Японии и других стран Востока, соберётся по вопросам реализации проекта.

Тогда первая «десятка» станет известна уже совершенно точно. Но что понятно уже сейчас, так это отсутствие в этой «десятке» Ирана, Пакистана и России.

Такой экономический «развод» усугубляется и обстоятельством военного характера. Тот же Bloomberg не так давно сообщил, что военные Индии изучают «сценарии дальнейших действий в случае, если вокруг Тайваня вспыхнет вооруженный конфликт с участием США и других стран».

Точнее, «начальник штаба обороны Индии Анил Чаухан поручил сделать исследование на тему, какое влияние окажет какая-либо война за Тайвань с участием США и их союзников. То есть, что бы в ответ могла предпринять Индия». Причем г-н Чаухан поставил такую задачу «после того, как США неоднократно поднимали эту тему в контактах с Индией».

Радикальный вариант

Один из вариантов предусматривает, что в случае конфликта Индия могла бы стать логистическим центром для стран, «сражающихся» с КНР: ремонтировать и обслуживать их суда и самолеты, поставлять продовольствие, топливо, медицинские изделия.

А при работе «с более радикальным сценарием, специалисты оценят потенциал Индии, чтобы начать непосредственные действия вдоль ее северных границ» и даже открыть «новый театр военных действий против Китая».

Опровержений этой информации пока не поступало. Нельзя не напомнить, что Индия – наряду с США, Австралией и Японией – с 2007 года состоит в четырехстороннем «Диалоге по безопасности» (QUAD). А в QUAD+, оформленного во второй половине 2010-х, участвуют Вьетнам, Южная Корея и Новая Зеландия.

Власти же КНР критикуют систему QUAD, считая это инструментом противостояния с Китаем. Кроме того, 5 лет назад США и Индия заключили в Вашингтоне фактически бессрочное соглашение, позволяющее заправлять на льготных условиях гражданские и военные самолеты и корабли друг друга, обеспечивать их припасами, запчастями, ремонтными бригадами.

Не самые старые счёты

Хорошо известно, что у Индии и Китая старые, даже очень старые счёты, хотя самой независимой Индии нет ещё и века. Прежде всего, самого разного рода нестыковки плохо укладываются в рамки БРИКС и глобальных проектов.

Участие и довольно активное сотрудничество Индии и Китая в рамках ШОС и БРИКС пока не приводит к устранению их серьёзных противоречий по пограничным и внешнеполитическим, точнее – геополитическим вопросам. Отметим, прежде всего, что известная китайская программа «Один пояс – один путь» не включает Индию.

Не записаны в «Один пояс» и ряд других потенциально интересных стран, например, Вьетнам. С точки зрения географии последнее хотя бы более понятно, но главное не это, а старая вражда ДРВ с КНР ещё с короткой войны февраля-марта 1979 года.

Но весьма характерно и то, что в ноябре 2022 года и в сентябре 2023 проводились совместные военные учения Индии и США – соответственно в Гималайском регионе и на Аляске. Так что прокитайским американо-индийское военное партнерство вовсе не является.

Не Бермудский треугольник

В то же время нельзя не учитывать, что почти 65 % общей китайско-индийской границы, имеющей общую протяженность в 3 400 км – остаются предметом давних споров Пекина и Дели. Прежде всего, Индия с 1960-х годов оспаривает китайскую принадлежность района Аксайчин (свыше 34 тыс. кв. км).

Аксайчин находится в своеобразном треугольнике на стыке границ Китая, Индии и Пакистана. Индия на своих картах включает его в провинцию Ладакх. А в КНР поныне оспаривает индийский суверенитет примерно на 70 % территории обширного индийского северо-восточного штата Аруначал-Прадеш, претендуя здесь почти на 90 тыс. кв. км.

Кроме того, на востоке и северо-востоке Индии издавна действуют промаоистские и сепаратистские группировки, поддержка которых китайской стороной едва ли прекращена. А в Индии с конца 1950-х гг. располагается «правительство Тибета в изгнании»…

Из-за упомянутых противоречий остаётся в архивах проект ещё второй половины 50-х гг. прошлого века – трансазиатской железной дороги (свыше 2 500 км) из северо-восточной Индии к китайскому порту Циндао.

Пакта нет, но блоки есть

По имеющейся информации, в Индии уже не первый год предлагают заключить договор о коллективной взаимопомощи с Бангладеш, Непалом, Бутаном и Шри-Ланкой – так называемый «Пакт-Индостан», призванный поддерживать Индию в её проблемных точках с Китаем. Но эти страны издавна «балансируют» между Пекином и Дели, не желая подпасть под доминирующее влияние того или другого гиганта.

Китайская же финансовая помощь этим странам с начала 2000-х гг. существенно превышает индийскую. И, хотя имеются некоторые оспариваемые участки границ КНР с Непалом и Бутаном, этого недостаточно, чтобы в индийско-китайских проблемах ближайшие соседи Индии выступали на ее стороне. И тем более в рамках какого-либо военно-политического блока.

Возвращаясь к возможному обострению вокруг Тайваня, остаётся напомнить, что Индия – наряду с США, Австралией и Японией – с 2007 года состоит в четырехстороннем «Диалоге по безопасности» (QUAD). А в QUAD+, оформленном во второй половине 2010-х, участвуют Вьетнам, Южная Корея и Новая Зеландия.

Официальный Пекин регулярно и настойчиво критикует систему QUAD, считая его инструментом жёсткого противостояния с Китаем. Кроме того, пять лет назад США и Индия заключили в Вашингтоне фактически бессрочное соглашение, позволяющее заправлять на льготных условиях гражданские и военные самолеты и корабли друг друга, обеспечивать их припасами, запчастями, ремонтными бригадами.