Кадры из сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте»

Казанский феномен

Со стороны это выглядит форменным помешательством.

Школьники, начиная с 3–4 класса, заговорили на давно забытом языке, в лексиконе появились термины «чушпан», «скорлупа», «суперы» и прочие. Особенно увлеченные пытаются косплеить события 40–45-летней давности, имитируя массовые побоища в советской Казани. Самой ходовой фразой стала «Пацаны не извиняются», используемая недорослями к месту и не очень.

Причина проста – на экраны вышла 8-серийная криминальная драма «Слово пацана. Кровь на асфальте». Проект Жоры Крыжовникова, повествующий об уличных бандах Казани 70–80-х, в прямом смысле стал ролевой моделью для российской молодежи.

Совершенно парадоксально – с одной стороны, эффект был неожиданным, с другой стороны, вполне предсказуемым. Давненько не случалось, чтобы отечественный продукт находил такой живой отклик. В последнее время эйфория наблюдалась по корейской «Игре в кальмара», оттуда же выросли пресловутые «ЧВК Редан». А здесь вполне историческая драма о непростом советском прошлом стала примером для подражания и переживания.


Персонажи сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте»

История сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» строится вокруг «Казанского феномена», гремевшего по Союзу 70–80-х годов. Если бы не книга Роберта Гареева «Слово пацана» (на ней и построен сериал), то о событиях 40-летней давности просто позабыли со временем.

Началось все с банды «Тяп-Ляп», родившейся в трущобах Казани. Нехитрым набором силовым навыков бойцы организовали сбор денег с фарцовщиков, вымогали деньги со школьников и студентов, и отвоевывали территорию у остальных группировок. Последних со временем становилось все больше.

В один прекрасный момент в Казани сложилось ситуация, когда «чушпаном» (то есть не примкнувшим ни к одной группировке) оставаться было опасно для здоровья и репутации. Об этом, к слову, и повествует сериал Крыжовникова – герой с кличкой «Пальто» вынужденно вступил в банду «Универсамовские», дабы не выплачивать последние копейки вымогателям.

Пересказывать сейчас сериал не имеет особого смысла, так как он еще не закончен. Гораздо интереснее ажиотаж, который он вызвал.

С самой первой серии стало понятно, что мимо «Слова пацана» современная молодежь так просто не пройдет. Авторы зацепили все возрасты, ярко раскрыли персонажи и выбросили на экран все это в красивой упаковке, сдобрив качественной музыкой.

Понятия, которые пропагандируют герои, понятны и просты – преданность улице, верность данному слову и презрение к предателям. Картина щедро сдобрена блатной романтикой, но и она подана ущербной и несправедливой. Гораздо важнее братство «универсамовских», готовых драться до последнего за своих близких. Это очень не понравилось чиновникам и прочих лицам, ответственным за моральное состояние молодежи.

Несмотря на то, что Крыжовников благоразумно присвоил фильму категорию 18+, его все равно попытались запретить. Естественно, сработал эффект Стрейзанд, когда тянет на все запрещенное, и «Слово пацана» обрело миллионы новых зрителей. Сейчас многие из них, как сами признаются, живут от четверга до четверга, от премьеры новой серии до следующей.

Ты теперь с улицы, а кругом враги

Бред ситуации в том, что запрещать сериал не за что. Пацаны учат плохому? Да, действительно, в криминальной драме не обходится без хулиганства и мелкого воровства. Но все положительные персонажи исключительно робингуды. По всем канонам жанра воровская воронка неизбежно затянет парней на дно – кого в тюрьму, кого в касту отверженных, а кого и на кладбище.

У российской молодежи сейчас явный запрос на справедливость, и они его тонко чувствуют. «Слово пацана» показывает, как надо, а как не надо жить. Как справедливо заметил один из критиков, для немалой части ребят 70–80-х слово пацана трансформировалось в слово офицера. Вчерашние герои уличных банд штурмовали Панджшер, брали Грозный и сейчас бьют врага в спецоперации. Именно поэтому драма о казанской молодежи так популярна – старшие товарищи сплошь и рядом видят себя в персонажах с экрана.

Потому что казанский феномен – по большому счету феноменом и не был: уличная преступность в позднем Советском Союзе процветала во многих городах. Кроме, Москвы и Ленинграда, разумеется.


Персонажи сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте»

В итоге, если рассматривать сериал как «идеологическую диверсию», то с таким же успехом следует запретить «Бригаду», «Брата», «Бумера» и им подобные. «Бандитский Петербург» первым пойдет под нож как законодатель жанра, а с ним и зарубежные гангстерские саги.

Потуги к запрету всего и вся – это лишь подпись под собственной беспомощностью. Точнее, непонимание происходящего. Нынешним реформаторам не удалось создать привлекательную для подростков идеологию, они лишь десятилетиями размывали мозги, шарахаясь из одной крайности в другую. Сначала мы строим образование по образу и подобию западному, а сейчас играем в суверенную педагогику с уклоном в патриотизм. В самом ближайшем будущем, вероятно, вообще вернемся в патриархат. Последние потуги о девушках, которые должны рожать и не думать о карьере, ведут именно к этому.

Вывод простой – если бы подростков удалось занять правильной, честной и интересной идеей, никто бы на «Слово пацана» не позарился.

Сериал Крыжовникова полезен еще и с исторической точки зрения.

Молодые видят с экрана, насколько далеко современное общество шагнуло вперед в сравнении с поздним СССР. Период перед распадом СССР и ранняя Россия вообще слабо отображен в массовом искусстве. Осмысление наследия Великой Отечественной войны в кино оставило немного места остальным историческим периодам. Нельзя спорить с памятью о великих победах в спорте («Движение вверх», «Чемпион мира» и «Легенда № 17»), но они лишь лакируют непростую действительность Советского Союза. Как и в любой другой стране, в СССР было все – и хорошее, и плохое.

Отчаянно ностальгирующим по позднему Союзу очень не понравится «Слово пацана», но сериал правдив и верен, хотя и не лишен лакового налета. Крыжовников здесь не открыл ничего нового – подобный эффект, к примеру, сопровождает сериал «Нулевой пациент», освещающий эпидемию ВИЧ в Советском Союзе. Такие фильмы нужны и молодежи, и людям постарше, чтобы показать, насколько государство и общество изменились за последние десятилетия. Фильм-прививка от чрезмерной грусти бытия. А для потенциальных чушпанов – пособие как отвечать за свои слова, бить в ответ, а иногда и первым, когда того требует ситуация.

Вишенкой на торте стала популярность «Слова пацана» на Украине.

Саундтреки к сериалу висят в топах украинских интернет-чатов. Лучшей информационной спецоперации и придумать сложно. ЦИПСО старательно вымарывает упоминания о сериале, вбрасывает фейки в российскую повестку, но в Киеве, Львове и Харькове с таким же, как и у нас, нетерпением, ждут новую серию.

О чем это говорит?

Прежде всего о том, что у нас с украинцами общее прошлое. И даже которое не общее, также очень схоже с нашим. Мимо Украины не прошли лихие 90-е, только задержались намного дольше, чем в России.

Пусть это прозвучит высокопарно, но успех драмы о казанских пацанах дает надежду, что не все в стане врага для нас потеряно, и общее прошлое в самое ближайшее время станет крепким фундаментом нашей Победы.