© T.ME/ BABUSHKIN30/GLOBALLOOKPRESS

Причиной обрушения двух подъездов дома в Астрахани, в результате которого погиб человек, по официальной версии, стал ремонт в одной из квартир. Были повреждены несущие конструкции. Однако среди жильцов и экспертов активно обсуждается вопрос – только ли в перепланировке дело?

По данным астраханской прессы, с этим домом были проблемы и раньше. Дом был построен в начале 60-х прошлого столетия, утверждают жильцы, как временное жильё. Срок эксплуатации – 25 лет. Однако с середины 1980-х, когда дом должны были снести, прошло ещё почти 40 лет. У дома, где произошло обрушение, нет подвала, он стоит на ленточном фундаменте. В соседних домах схожие конструкции и такие же проблемы.

Очевидно, что амортизация основных фондов привела к деградации инфраструктуры и объектов ЖКХ российских городов. И этот процесс приобретает угрожающий характер для жизни и здоровья граждан. Ранее аудиторы Счётной палаты публиковали данные, из которых следует, что износ коммунальной системы достиг 60%. Без серьёзных вложений и инвестиций ситуация может выйти из-под контроля.

Глубинная причина происходящего, на мой взгляд, связана с приватизацией, – сказал в беседе с нами доктор юридических наук, эксперт в сфере ЖКХ Александр Толмачёв. – Когда шла приватизация, когда предприятия приватизировали и весь жилой фонд сбрасывали на муниципалитеты, естественно, сегодняшние олигархи, которые получили всё это имущество среди заводов, пароходов, фабрик и заработали на этом гигантское состояние, естественно, с них я был бы не против спросить: ребят, а вы вообще собираетесь каким-то способом софинансировать с бюджетом города вот тот самый жилой фонд, который получили в виде служебного в этих домах? Кстати, таких домов почти треть, ведь их строили как временное служебное жильё, а потом и перевели уже в состояние муниципального жилья. Но дело-то в том, что дом без фундамента, понимаете, какая штука. И то, что он лет 25-30 должен стоять, а простоял 50-60 лет – это, конечно, великое достижение наших бетонов тех самых 60-х годов. Поэтому сегодня, я думаю, в первую очередь надо нашим депутатам кричать не об ужесточении штрафов за перепланировки – 5 млн мало, давайте сделаем 10 млн за неправильную перепланировку, – а я бы хотел, чтобы претензии предъявили тем ребятам, которые получили заводы и пароходы в той же самой Астрахани. Вот с кого нам надо спрашивать.

Не только обрушение подъездов в жилых домах, когда неправильно эксплуатируется временное ветхое жильё, может стать причиной трагедий.

Так, в минувшем году причиной крупнейшей за последнее десятилетие техногенной аварии в Волгограде, в результате которой сточные воды залили несколько городских районов, а почти 200 тысяч человек остались без воды и отопления, стали установленные в 1970-е годы металлические конструкции вместо бетонных. Волгоградские власти тогда пояснили, что помимо основной металлической трубы «под воздействием намокшего от дождей грунта» проломилась и резервная, что и стало причиной обрушения коллектора.

Наши города становятся опасными для проживания. Либо дорожное полотно может уйти из-под ног или колёс, либо можно заживо свариться в кипятке магистральной теплотрассы, как было в Перми. Либо аварийный коллектор топит фекалиями всё вокруг. Однако самые большие опасения связаны с жилым фондом.

Дома, конечно, в ужасном состоянии находятся все. В стране те дома, которые строились 70 лет назад, и особенно из 200-го бетона, и особенно хрущёвки, отжили своё – их срок жизни 25 лет. Чему мы удивляемся-то? Дом не вечен. Его на яйцах не замешивали, как в старину. Понимаете, ему жизни 25-30 лет, а он стоит 75, естественно, он подвержен обрушениям. Надо признать, что эти дома подлежат сносу, но их не признают аварийными, потому что людей некуда переселять, – подчеркнула член экспертного совета при Комитете Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Вера Москвина в одном из наших эфиров.

Таких домов, по словам Москвиной, треть. Просто пока не каждый рухнул. В Астрахани случилась беда, поэтому видим резонанс: «А остальные города? Каждый год три-четыре дома мы теряем, а все молчат об этом».

Очевидно, что инфраструктура, которая досталась нам от советского периода, выходит из строя. Она показала высокую степень надёжности, но её амортизация давно преодолела все допустимые нормы. Если не предпринять кардинальных мер, количество техногенных катастроф будет только расти, будут гибнуть люди, а деградация достигнет точки невозврата.

ЮРИЙ ПРОНЬКО