Не так давно освежил спортивно-новостную повестку небезызвестный международный олимпийский чиновник Томас Бах. Как говорится, снова бахнуло. Томас вступился за израильских спортсменов на фоне откровенных актов геноцида палестинского народа армией Израиля:

«Спортсмены не могут нести ответственности за действия своих властей!»

Не успел остыть микрофон, как Баху напомнили его же слова о России, намекая на слишком явные двойные стандарты. «Соревнования или мероприятия не должны проходить на территории Российской Федерации или Белоруссии. На любых мероприятиях, организуемых олимпийским движением, не должно быть никаких национальных или государственных символов этих стран».

Бюрократы МОК немного вздрогнули, но быстро прикрылись «олимпийским перемирием», которое, якобы, нарушила Россия. Впрочем, после такого повышения мировых ставок и раскрутки маховика пещерной ксенофобии, чинуши от Олимпизма могли бы отделаться и классической фразой «это другое». И никого бы не покоробил факт абсолютной слепоты МОК во время обстрелов Донбасса, при попытке Тбилиси нацистскими методами зачистить Южную Осетию в 2008-м году… Ливия, Сирия, Афганистан, Ирак, Югославия – «этодругина» у «международного» чиновничества хватит на всех.

И, разумеется, снова в информационном поле зазвучало необычайно «оригинальное» мнение, что Олимпизм прогнил и требует кардинального реформирования. И это будет критической ошибкой, как и попытка сварить суп из поганок или взбодриться ударом тока.

Кадры решают всё!

После института я пару лет работал заместителем директора юношеской спортшколы. Таким образом, буквально на моих глазах росли те самые спортсмены, которые лет через пять уже будут заканчивать карьеру. И как-то раз с одним таким персонажем, который к тому времени уже выполнил разряд КМС (кандидат в мастера спорта) по борьбе, мы разговорились.

Откровения будущего покорителя Олимпов прозвучали настоящим диагнозом. Борец просто с возмущением удивлялся, почему это в нашей школе есть такая нелепость, как парусный спорт! Почему на это тратят деньги? Мол, с борьбой всё понятно – тут и самозащита, и радость намять бока ближнему своему. С футболом тоже всё понятно – дело денежное и модное. А вот всякие там парусный спорт, тяжёлая атлетика – это всё не нужно, непрактично.

Парню едва исполнилось 18 лет. Казалось бы, ещё должен гореть тот романтический огонёк Пьера де Кубертена, который и зажёг заново Олимпийское движение. Но передо мной стоял закольцованный торгаш, которому все эти девизы «Citius, Altius, Fortius» были глубоко безразличны, наоборот мешали, да ещё и раздражали непонятностью латыни. Но подгнили не только корни, но уже и ягодки на самой Олимпиаде.

Помните американскую гимнастку Симону Байлз, похожую на маневровый тепловоз? Последний раз, правда, она прославилась допинг-скандалом. Но самое забавное, что именно Симона Байлз в 2016-м году больше всех возмущалась якобы систематическим употреблением допинга российскими спортсменами! По её словам это «недопустимо»!

Австрийский лыжник Йоханнес Дюрр тоже в своё время буквально проклинал россиян за пресловутый допинг. На этом «правдорубе» вообще шапка сгорела – он сейчас дисквалифицирован пожизненно!

Впрочем, зачем далеко ходить? Буквально пару недель назад у американского фигуриста Винсента Чжоу случилась самая настоящая истерика. Винсент на чём свет стоит клеймил МОК и Спортивный арбитражный суд из-за затянувшегося дела о допинге российской фигуристки Камилы Валиевой. И причина такой вспышки активности отнюдь не в борьбе за чистоту рядов. Просто-напросто Чжоу в случае дисквалификации Валиевой автоматически получает «командное» золото Олимпиады в Пекине. А так как гражданин Чжоу откровенно второстепенный спортсмен, золото мгновенно повысит его рейтинг и поправит финансовое положение.

Ну, нет среди действующих спортсменов примера заботы о коллегах, да ещё из другой страны! А зачем? Подвинул товарища по опасному спортивному бизнесу – и радуйся новой ступени в карьере. И, кстати, забег с шестом на дальнюю дистанцию от «неофицера» Исинбаевой просто идеально ложится в общую тенденцию, как и забег толпы её последователей.

Так что вы можете тасовать чиновничью олимпийскую колоду хоть до морковного заговенья – толку не будет в принципе. Причины в другом.

Даёшь эффективного менеджера!

Естественно, мутация атлетов в мелких спекулянтов, готовых не то что в боксёрскую перчатку битого стекла насыпать, но и цианида сопернику в бутылочку подлить, не прошла в вакууме. Олимпийский комитет, как влиятельную структуру, подводили к печальному итогу долго и последовательно, превращая его в карманную бюрократизированную контору.

Одной из самых ярких фигур в этом был ныне подзабытый Хуан Антонио Самаранч. Этот потомок богатого текстильного магната, адепт идеологии националистической франкистской Испании, сделавший карьеру при диктаторе Франко, был поднят до высот президента МОК далеко не зря и не случайно.

Встав у руля Олимпизма, Самаранч буквально перекроил Олимпийские игры с далеко идущими целями. Сначала Хуан вымарал из Олимпизма понятие «любительский». С 1981-го года в играх стали принимать участие профессионалы с известной денежной мотивацией. Далее он принялся торговать правом телевизионной трансляции и самого использования олимпийской символики. Также Самаранч активно привлекал спонсорские средства от целых государств. Так сказать, открылась форточка для возможности банального подкупа комитета целиком.

Разросся до бюрократических масштабов и сам комитет. Романтика движения исчезла моментально – дело-то доходное. Уже во время президентства Самаранча обвиняли в коррупции, как и его окружение. Обвиняют олимпийских бюрократов и сейчас. Во время подготовки к Олимпиаде-2018 в Корее в коррупции был обвинён вице-президент компании Samsung Ли Джэ Ен. Корпоративный деятель якобы подкупил поддержку 27-ми членов МОК олимпийской заявки Пхёнчхана.

Это при Самаранче была отгрохана штаб-квартира МОК в Лозанне, а также он искусственно интегрировал спортсменов в МОК, намекая, что по окончанию спортивной карьеры их ждёт тёплое местечко, если, конечно, будут слушаться комитетского мейнстрима. И снова, привет Исинбаевой!

Но одним из венцов деятельности Хуана стало создание WADA в 1999-м году в той же Лозанне. Правда, штаб-квартира WADA находится в Монреале. Финансирование организации легло и на МОК, и на страны мира. Ну, а тут стандартно – кто девушку обедает, тот её и танцует. А, учитывая обилие коррупционных скандалов уже на тот момент, не нужно было быть экспертом, чтобы предсказать – антидопинговая контора неизбежно станет дубинкой в особо «богатых» руках.

В итоге, все идеи Пьера де Кубертена, возродившего Олимпизм, были буквально отправлены на помойку. Сейчас портрет Пьера работает только ширмой для жёсткого ведения бизнеса. Пьер, при всей неоднозначности своей личности, был человеком принципиальным и дальновидным. Он был резким противникам коммерциализации Олимпизма, не собирался торговать эмблемой движения, боролся с проникновением букмекеров в соревнования, протестовал против крупных финансовых вознаграждений за выигранные медали… Конечно, не помышлял Кубертен и о создании какой-то штаб-квартиры, которая автоматически превратится в коммерческий офис.

В корень смотрел старый французский аристократ! Самаранч же, преднамеренно или невольно, замкнул Олимпизм на капитализм западного типа, в котором олимпийские кольца и девизы – это просто декорация. А кто у нас законодатель мод и эмиссионный центр западной капиталистической модели образа жизни? Правильно – США. И это, заметьте, видно даже на сугубо бытовом уровне.

Все слышали эти выражения – «ты зарплату получаешь или в рублях», «наши так не умеют», «пора валить» и т.д. Людей форматировали и дрессировали, на Западе тоже. Так что дело не в олимпийских бюрократах, в том числе и наших. Дело и в спортсменах, не отличающихся от олимпийских чиновников, но главное – в системе. Теперь просто находиться в ней в любом статусе – это полировать бронзу на Титанике.

Источник