LGM-30G Minuteman III в шахте

В ожидании Sentinel

Ненормальное поведение межконтинентальной баллистической ракеты всегда вселяет беспокойство. Особенно когда плохо становится боевой системе одной двух сильнейших ядерных держав – Соединенных Штатов.

В ночь на 1 ноября американцы запланировали штатный испытательный запуск одной из LGM-30G Minuteman III. Процедура хотя и волнительная, но вполне рутинная – само собой, российское военно-политическое командование было предупреждено, а на борту ракеты был имитатор боевой части. Minuteman отправили в небо с территории базы космических сил Вандерберг в сторону Тихого океана. На пятой минуте полета с ракетой случились некие аномалии, после чего изделию передали команду на уничтожение. Minuteman сгорел в атмосфере, успев покрасоваться необычной траекторией перед наземными наблюдателями.

Если верить открытым данным, то после пяти минут полета у LGM-30G Minuteman III должна была отработать последняя из трех разгонных ступеней. Три минуты отводится на работу всех ракетных двигателей – после чего носовая часть, оснащенная ядерной боеголовкой, движется по инерции фактически в космосе на пиковой высоте в 1 120 км. Для сравнения: международная космическая станция работает на гораздо меньших орбитах в 330–400 км. Летит Minuteman III, точнее – падает, на гиперзвуковой скорости. Американцы обещают ракете 23 Маха на терминальных участках траектории.


Один из тестовых запусков Minuteman III из базы Вандерберг

Как выяснилось, сбой случился на пятой минуте полета. Факт такого позднего по времени аномального события настораживает – до конца не понятно, где искать проблему. Часть комментаторов предлагает разбираться с твердотопливными ракетными двигателями.

Несколько десятилетий назад это стало настоящей «серебряной пулей» американской оборонной отрасли. В отличие от советских баллистических ракет на жидком гептиле и его производных, твердотопливные Minuteman заметно упрощали эксплуатацию и повышали надежность. Но всему приходит свой конец – время хранения ракет, самая свежая из которых датируется 1978 годом, не может быть вечным.

В американских ВВС уже сформировали команду следователей, в которую вошли представители командования глобального удара ВВС, 377-й испытательно-оценочной группы, 576-й летно-испытательной эскадрильи, Управления безопасности космического запуска «Дельта-30» и Центра ядерного оружия ВВС. Упомянутая 576-я эскадрилья уникальна для Соединенных Штатов – это единственная в стране контора, задачей которой является испытания межконтинентальных баллистических ракет.

В общем, люди серьезные и знают свое дело. Тем более не первый раз приходится расследовать неудачи Minuteman. Ракета откровенно устарела и морально, и физически, оттого нередко преподносит сюрпризы. Падали тестовые изделия в прошлом столетии и продолжили в XXI веке.

Один из первых инцидентов случился в феврале 1985 года – Minuteman вышел из базы Вандерберг и должен был упасть к юго-востоку атолла Кваджадейн. Но не долетел. Атолл стал традиционной целью испытательных пусков американских баллистических ракет. Именно к этому объекту летел злополучный Minuteman III в первый день ноября. От Вандерберга до атолла примерно 6 750 км, что составляет более двух третей от максимальной дальности ракеты.

Из широко известных аварийных испытаний Minuteman III можно назвать ракету, запущенную 27 июня 2011 года. Изделие также пришлось ликвидировать над Тихим океаном. При этом ранее испытания 10 июня прошло штатно. Аналогичная ситуация сложилась в 2018 году – ушедшую с Вандерберга ракету пришлось ликвидировать практически на орбите.

Приказано уничтожить

Пусть и достаточно редкие отказы Minuteman III не могут не наводить американцев на невеселые мысли. В стране около 400 ракет находятся в разной степени боевой готовности, но теперь никто не может гарантировать высокую надежность ядерной обороны.

Простая арифметика – с начала 2000-х годов случилось как минимум три «аномальных» события. Это примерно 2–10 процентов от всех испытательных запусков с Вандерберга. При самом негативном варианте развития событий, каждая десятая баллистическая ракета выдаст сбой на траектории? Конечно, строгими такие расчеты нельзя назвать, но тенденцию они раскрывают. При этом сбои могут быть разными, вплоть до изменения направление полета или простого схода в океан.

В случае атомной войны американская сухопутная компонента ядерного щита будет похожа на детонирующий склад пиротехники – межконтинентальные ракеты будут лететь, куда судьба укажет. С такой техникой Пентагону жить до 2030 года, пока на вооружение не поступят ракеты Sentinel, призванные заменить все четыре сотни старичков Minuteman III.


Примерно так для обывателей выглядит запуск тестовой межконтинентальной баллистической ракеты

Причины и возможные последствия сбоя, разумеется, назовет специальная комиссия, и совсем не публично. Но уже сейчас специалисты за океаном строят версии.

Одной из них является банальное растрескивание твердого топлива, отчего изменился характер горения. Ракета либо получила слишком слабый импульс, либо двигатели дестабилизировали изделие, отчего с земли наблюдали характерную кривую траекторию полета.

Старший научный сотрудник Института аэрокосмических исследований Митчелла Тим Райан не верит в возрастные изменения в самой Minuteman III. По его словам, причиной аварии могла стать древняя начинка шахты базирования и электронная оснастка. В любом случае, как только военные дойдут до причины, испытания продолжатся – в ближайшее время намечается не менее двух запусков в год.

Не стоит забывать про своеобразное отношение в США к сухопутному компоненту ядерной триады. Сейчас баллистические ракеты шахтного базирования размещаются на территории пяти штатов и представляют собой достаточно простые цели. Эффективными Minuteman III могут быть только в случае первого удара американцев, когда ответно-встречный удар России или Китая застанет уже пустые установки запуска. Несколько десятилетий назад Пентагон пытался нивелировать уязвимость баллистических ракет, установив системы на железнодорожные платформы и даже на колесный ход. Из затеи ничего хорошего вышло – Minuteman III так и остались неподвижными.

Невысокие шансы на выживаемость систем шахтного базирования заставили американцев отвлечься на морскую и авиационную составляющую атомного щита. Minuteman III дорабатывали по остаточному принципу, что привело к серьезному отставанию от России. LGM-35A Sentinel, который ждут через семь лет, условно можно сравнивать с отечественным «Ярсом», а LGM-30G Minuteman III лишь с «Тополем». Последние должны уйти на покой в следующем году.


LGM-30G Minuteman III в шахте

Нельзя сказать, что американцы совсем не занимались Minuteman III. Держать без модернизации свои самые мощные ракеты без должной модернизации, как минимум, опасно. С 90-х годов под замену пошли электронные компоненты, в 1998 году доработали твердотопливную начинку. В числе обновок инфраструктура шахт базирования, боеголовки на 300 килотонн и многое другое.

Американцы уверяют, что от прежней Minuteman III осталась только обшивка – остальное заменили. Только чем заменили, если ракеты, пусть и редко, но продолжают падать?

Насколько хворь поразила остальные ракеты, в США до конца не разобрались.

Баллистическая ракета и её инфраструктура оказались слишком сложными для анализа и принимаемых по итогам решений, поскольку аварии не прекратились. Гипотетически сбои могут проявить себя в каждой из четырех сотен ракет, львиная доля которых сейчас на боевом дежурстве.

Это означает дополнительные расходы американского бюджета, так как складывается ситуация, когда старые ракеты не в лучшей форме, а до новых еще нужно дожить. И это хорошая для России новость, хотя и не судьбоносная – Minuteman III пока скорее жив, чем мертв.

Автор:
Евгений Федоров