Опытный аппарат Naviator садится на воду

Пентагон проявляет большой интерес к беспилотным и безэкипажным системам разного рода, в т.ч. с необычными возможностями и функциями. Так, в ближайшее время планируется провести новые испытания экспериментального двухсредного аппарата Naviator, способного летать по воздуху и плавать под водой. Целью этих мероприятий является определение военного потенциала подобной техники и связанных с нею технологий.

Для воздуха и воды

Проект под названием Naviator (дословно «штурман»; также возможно разделение на Navy и Aviator – «флот» и «авиатор») изначально разрабатывался в инициативном порядке специалистами Университета Рутгерса (шт. Нью-Джерси). В 2016 г. проект перешел в ведение специально основанной компании SubUAS. На этом этапе проект привлек внимание Управления военно-морских исследований, которое оказало необходимую помощь.

Университет Рутгерса и компания SubUAS начали показывать опытные образцы двухсредного аппарата в 2016-17 гг. на разных выставках Пентагона. Также организации-разработчики публиковали фото и видео их испытаний. Демонстрировались основные режимы работы – полет, плавание и переход между ними.

Тогда сообщалось, что концепция «Навиатора» может найти достаточно широкое применение в военной сфере. Кроме того, на тот момент проект уже смог заинтересовать силы специальных операций. Впрочем, какие-либо заказы или пожелания от спецподразделений не поступали. При этом нельзя исключать, что организация-разработчик не взялась бы за их исполнение из-за ранней стадии проекта.


Передвижение под водой

В дальнейшем работы по изделию Naviator продолжились. За счет доработки конструкции, внедрения новых приборов и т.п. решений нарастили летные характеристики в воздухе и ходовые параметры в воде. Также увеличили продолжительность непрерывной работы и рабочую глубину. Проводились испытания техники в разных условиях, в т.ч. на открытых пространствах и акваториях. Также отрабатывалось применение беспилотной системы с разных надводных платформ.

Новый этап

Управление военно-морских исследований сохраняет интерес к двухсредному комплексу и планирует дать ему новые возможности. С этой целью недавно запустили программу Subsurface Autonomous Naviator Delivery («Автономная подводная доставка Naviator»), в ходе которой хотят проверить совместимость беспилотного аппарата с безэкипажными платформами.

Разработкой комплекса в виде носителя и двухсредного беспилотника займется компания SubUAS при содействии исследовательского управления ВМС. Соответствующий контракт был подписан 8 ноября. Стоимость работ оценили в 3,7 млн долл. Сроки их проведения не уточняются.

Также пока остаются неизвестными технические аспекты проекта SAND. Заказчик и исполнитель не сообщают, какой вариант «Навиатора» будет проходить следующие испытания, с каким подводным носителем его будут применять и т.д. Вероятно, все эти подробности будут раскрываться позже, по мере проведения запланированных мероприятий. Кроме того, следует ожидать первые оценки проведенных испытаний и прогнозы о будущем предложенной концепции.


Другой вариант аппарата

Универсальная конструкция

Проект Naviator предлагает оригинальную концепцию двухсредного беспилотного аппарата, которая может быть реализована требуемым заказчику образом с использованием разных компонентов и устройств. Допускается масштабирование, возможно получение разных технических характеристик, применение в различных сферах и т.д. Организации-разработчики уже использовали такие возможности – представлен целый ряд опытных образцов с разным составом агрегатов и отличающимися параметрами.

Общая архитектура аппаратов «Навиатор» достаточно проста. По своей конструкции они похожи на распространенные беспилотники-квадрокоптеры. Имеется центральный корпус с приборным оснащением, на котором находятся «лучи» с винтомоторными группами. Все опытные аппараты серии оснащались восемью двигателями и винтами. В отличие от БПЛА для воздуха, конструкция двухсредного аппарата тщательно герметизируется во избежание повреждения электрики и электроники.

В воздухе Naviator, вне зависимости от конструкции и характеристик, работает как полноценный квадрокоптер. Он способен совершать вертикальный и горизонтальный полет, висеть, маневрировать и т.д. Связь с оператором при этом осуществляется по радиоканалу.

Переход к подводному режиму выполняется путем простой посадки на воду с дальнейшим использованием воздушных винтов в качестве гребных. При этом аппарат должен плавать «на боку» для достижения максимальной скорости порядка 10 узлов. Представленные прототипы могли погружаться на глубину от 10 до 30 м. Вместо радиосвязи при этом использовался гибкий кабель, тянущийся за аппаратом.


Применение аппарата для мониторинга подводной обстановки

Двухсредный беспилотный аппарат может нести различные полезные нагрузки. Показанные образцы оснащались видеокамерами во внешнем герметичном кожухе. В зависимости от своих размеров и прочих характеристик, аппарат может получать и иное оснащение. В частности, рассматривается возможность установки различных сенсоров и даже вооружения.

Подводная платформа

В теории, «Навиатор» может работать с любой платформы-носителя. Перевозить его и обеспечивать полеты / плавание могут автомобили с нужным оснащением, катера и суда и т.д. В рамках нового проекта SAND планируют проработать возможность размещения на безэкипажном подводном аппарате. По всей видимости, будет решаться несколько основных конструкторских задач.

В первую очередь, нужно будет решить вопросы базирования на подводной платформе с учетом ее специфики. Предстоит создать некий грузовой отсек для аппарата-носителя с возможностью выпуска и возвращения нагрузки в подводном и надводном положении, подзарядки аккумуляторов и т.д. Также потребуются особые средства управления, связывающие удаленного оператора, подводный носитель и двухсредный беспилотник.

В перспективе такой подводный комплекс, как предполагается, может найти применение в разных сферах. Так, прежде всего рассматривается использование в целях разведки. Подводный аппарат сможет скрытно выходить на рубеж и выпускать двухсредное изделие, которое должно будет подниматься над водой и вести наблюдение, давать корректировку и т.д.


Применение «Навиатора» в противоминных мероприятиях

Naviator может решать и более сложные задачи. Разработчики проекта уже представили алгоритм работы его противоминной модификации. В этом случае аппарат должен работать под водой и искать опасные объекты, после чего подниматься в воздух и передавать данные тральщикам. Затем он сможет вернуться под воду и продолжить работу до следующего сеанса связи.

В целом возможны и другие варианты применения двухсредной техники. Все зависит от потребностей эксплуатанта, используемой платформы и аппарата и т.д. Вероятно, в ходе проекта SAND не только проверят общие возможности, но и попробуют проработать разные варианты применения и определить их потенциал.

Две среды

Таким образом, Пентагон продолжает процесс создания и развития техники для военно-морских сил. В добавок к существующим беспилотным летательным и подводным аппаратам создаются системы с объединением их возможностей. Так, двухсредный аппарат Naviator уже показал свои основные возможности, причем в нескольких разных конфигурациях. Теперь ему предстоит пройти новый этап испытаний на подводном носителе.

Какой будет программа новых испытаний, и как планируют проверять комплекс с разными беспилотными аппаратами, неизвестно. Однако уже ясно, к чему приведет успешное проведение этих мероприятий. Семейство техники «Навиатор» получит дальнейшее развитие, в т.ч. по техническому заданию Пентагона. Кроме того, могут скорректировать планы развития безэкипажных флотилий. И вполне возможно, что двухсредные беспилотные аппараты в дальнейшем получат широкое распространение.

Автор:
Рябов Кирилл
Использованы фотографии:
Университет Рутгерса, SubUAS LLC