Считается, что демократия – это, якобы, власть народа, отсутствие явно пропагандируемой идеологии, частая  сменяемость руководства и рыночная экономика. Тоталитаризм – это, без всяких «якобы», отсутствие власти народа, наличие пропагандируемой идеологии, несменяемость власти и управляемая, плановая экономика.

Демократия, в её англо-саксонском понимании, не хочет иметь ничего общего с тоталитаризмом, а так называемый тоталитаризм не считает сам себя тоталитаризмом, а относит тоже к демократии, но другого типа.

Такое разное понимание сути демократии  разделяет мир на две половины. «Демократы» на дух не переносят тоталитаризм, а приверженцы тоталитаризма подсмеиваются над так называемой «демократией» и её комичными выходками во всех областях общественной жизни.

Демократия даёт права на существование, процветание и общественное самовыражение, в первую очередь,  странным и, порой, явно нездоровым людям. Тоталитаризм им в этом отказывает. То есть, отказывает им не в праве на существование, а в праве на процветание и общественное самовыражение.

Демократия примечательна тем, что позволяет прорвавшимся наверх личностям обустроить положение своих семейных кланов наилучшим образом. Схема простая, но действенная: наобещал с три короба – избрался – в первые пять лет наладил контакты – во вторую пятилетку собрал урожай и всё! – свободен, уступи место следующему желающему поправить материальное положение своей семьи. Жаль, конечно, покидать тёплое место, но это всё-таки лучше, чем, извиваясь ужом, отвечать перед народом за допущенные ошибки и неисполненные обещания.   Преемник, ясное дело, картинно возмутится состоянием оставленного ему хозяйства, пообещает всё исправить, но  впоследствии тоже ни за что отвечать не будет, поскольку  он и за прежнее – не должник, и за будущее – не ответчик. Поступит точно так же, как и предшественник – уйдёт от личной ответственности, передав власть демократическим путём следующему обманщику. Уйдёт именно тогда, когда тучи над ним начнут сгущаться и приблизится время отчитываться перед избравшим его народом о результатах работы на посту.

На демократическом «Олимпе» действо разворачивается в точности по сценарию старого советского анекдота про три пакета: 1. Вали всё на предшественника, 2. Бери повышенные обязательства, 3. Готовь три пакета…

При этом, поскольку началом пути политической карьеры является этап обещаний, то в демократическом обществе повышенные шансы стать избранниками народа имеют болтуны без совести и чести, всякого рода манипуляторы и просто откровенные негодяи.

В тоталитарном государстве власть долгое время держится на одной общенародной идее и одном человеке, а зачастую и переходит по наследству.

Общенародной идеей может быть не только марксизм-ленинизм или идеи чучхе, но и, например, традиционные ценности, или Ислам, или «Православие, Самодержавие, Народность», или ещё что-нибудь.

Всё это, вроде как, не очень прогрессивно, но, с другой стороны это гарантирует, что потомок продолжит дело предка, а не помоями обольёт! Сын не отречётся от дел и обещаний отца, а сочтёт себя обязанным их продолжить и исполнить. Возьмёт на себя ответственность по «долговым государственным обязательствам»  отца. Не оправдавшие доверия второстепенные руководители не просто мирно уйдут на покой, а будут примерно и показательно наказаны перед лицом народа. Простой же народ, понимая, что и пяти, и десяти лет всё-таки не всегда бывает достаточно для реализации масштабных преобразований, сам требует продолжения деятельности главы государства и следования прежним курсом. Потому, что каждый понимает, что «не дай Бог жить в эпоху перемен». И чем же это не демократия, не власть народа?

Так что западные и восточные народы вкладывают в одно и то же понятие демократии разные смыслы.

Если говорить о «западном» варианте демократии, то его суть легко понять по двум нижеприведённым высказываниям.

Что такое демократия в масштабах всей планеты?

Когда-то Иосиф Сталин (1878-1953)  за много лет до нашего времени стал автором прекрасного и глубокого изречения: «Я всегда думал, что демократия – это власть народа, но вот товарищ Рузвельт мне доходчиво объяснил, что демократия – это власть американского народа».

Сталин проник в самую суть и иронично выразил её.

Самые демократические, по нынешним понятиям, страны – это как раз те, в которых осуществляется власть американского народа. Где глава правительства  получает прямые указания от посла США, или, вообще даже не приступает к обязанностям до тех пор, пока лично не наведается в Вашингтон и не получит современный  ярлык – грамоту на княжение.

Так и получилось, что демократическими в наше время считаются страны, которые идут в фарватере интересов США, и в которых главенствует власть американского народа. Это практически все страны «цивилизованного мира».

Немногочисленные  уважающие себя страны мира, где американское мнение и желания не только никого не интересуют, но и считаются вредными для местного народа, соответственно, называются тоталитарными.

Демократия на региональном или блоковом уровне, например, в нынешней объединённой Европе или в НАТО, хорошо описывается высказыванием Бенджамина Франклина (1706-1790): «Демократия – это когда два волка и ягнёнок голосуют насчёт обеденного меню».

Маленькие европейские «ягнята», формально имея равное с «волками» право голоса, на самом деле, под угрозой съедения просто вынуждены поддерживать любое, даже самое невыгодное для себя лично предложение европейских «волков», засевших в Брюсселе.

Но у этого высказывания Б.Франклина есть и продолжение: «Свобода – это когда хорошо вооружённый ягнёнок оспаривает результат такого голосования».

 

И начало процесса оспаривания результата голосования пока немногочисленными «ягнятами» мы наблюдаем сегодня. Вскоре увидим, догадывались ли они о том, что затевая это, нужно быть уверенным, что достаточно хорошо вооружён.

А у каждого государства мира, теоретически, есть два пути. Хочешь, чтобы тебя считали светлоликим демократом, – признай над собой власть американского народа. Хочешь быть просто свободным – вооружайся, чтобы иметь право на оспаривание результатов голосования в одной компании с волками.

Теоретически – путей два, а практически – один, и каждое государство само имеет право выбирать свой путь в зависимости от степени самоуважения и вооружённости.

А что, возможность совершить такой выбор – это вполне убедительное свидетельство существования в мире и демократии, и свободы.

Андрей Большаков для ИО «Русский дозор»