Когда какой-то образец техники служит долго или очень долго (что-то вроде там Т-72, В-52 или Ту-95) это не то чтобы вызывало настороженность, скорее, становилось причиной размышлений на тему «а не пора ли его на заслуженную пенсию» и все в таком духе. Но потом начинался очередной пожар и становилось понятно, что нет, не рано. Потом – да, возможно, а пока он нужен здесь и сейчас.

И есть такие долгоиграющие ветераны, для которых люди, в чьи обязанности входила бы разработка новых видов вооружений, придумывали кучу модернизационных штуковин, которые позволяли держаться ветеранам на плаву и быть более-менее актуальными.

АН-64 «Апач»…

Начавший службу в далеком уже 1984 году, изготовленный в количестве более 2400 экземпляров и являющийся самым распространенным боевым вертолетом в мире. В следующем году будет отмечать «сорокет», и это в принципе, показатель его возможностей.

Стоит на вооружении 16 армий мира. По количеству обгоняет наш Ми-24, который хоть и был выпущен в больших количествах, но к 2021 году уцелело меньше «Крокодилов», чем «Апачей».

Армия Израиля в числе тех, кто не просто имеет на вооружение АН-64, но активно их эксплуатирует. То есть, не поражают учебные мишеньки на маневрах, а работают по реальному противнику.

Израильтяне пошли по своему пути развития, и свои ударные вертолеты модернизировали своими силами. В чем сила инженеров Израиля? Правильно, в радиоэлектронике. И то, что израильские инженеры сделали свою армию одной из самых технологически продвинутых армий на планете- это неоспоримый факт. И пусть технологии не всегда являются залогом победы, работы в Израиле велись, ведутся и будут вестись.

Будем разбираться, чего такого натворили израильские инженеры с «Апачем», что до сих пор оставляет этот ударный вертолет на линии первого удара?

Вообще израильтяне не скупились на модификации для своей техники, в том числе и вертолетов. Но тот пакет, который они смогли запихнуть в «Апач» — это по-своему шедевр.

На фотографиях ударных вертолетов AH-64 ВВС Израиля в Газе видно, что некоторые из них несут под брюхом заметную капсулу.

Контейнер, который можно увидеть установленным сразу за 30-мм пушкой, содержит дополнительный пакет авионики, и именно в нем заключен секрет, который помогает израильским «Апачам» оставаться на высоте, несмотря на откровенно преклонный возраст многих из них.

Казалось бы, чего такого: подфюзеляжный контейнер с оборудованием. Вообще о его существовании и установке в рамках очередной модернизации было известно еще с 2013 года. В рамках модернизации контейнер начали сперва устанавливать на вертолеты первой серии, АН-64А «Peten», которые пахали в ВВС Израиля с 1990 года.

Далее пришла очередь АН-64D «Sarat» и «Serpent» по израильской классификации. «Serpent» — это вообще эквивалент «Apache Longbow», который начал поступать на вооружение в 2005 году, естественно, с переделанной авионикой.

В модели АН-64D «Serpent», которую мы возьмем в качестве образца для рассмотрения, помимо надвтулочного мачтового радара AN/APG-78 Longbow, отличия от модели D состоят из большой доли авионики, оружия и средств самозащиты израильского производства, которых нет на стандартном «Апаче».

Так что там есть такого, интересного для тех, кто против израильского «Апача»?

Комплекс голосовой связи и передачи данных Rafael (RAVNET 300) и спутниковая связь Elta 1891 с выступающими выпуклыми антеннами, размещенными на внешних частях пилонов.

Система управления миссией Elbit HELICOM, которая обеспечивает обзор поля боя в режиме реального времени.

Комплекс самозащиты Elisra Seraph, который включает в себя систему предупреждения о ракетном нападении SPS-65, постановщик радиолокационных помех SPJ-40 и систему активного противодействия Elbit Rokar, отстреливающую тепловые ловушки, генераторы помех и ложные цели.

Почему именно такое решение – контейнер?

Все просто. У вертолета нет таких требований к аэродинамике, как, скажем, у самолета. А к моменту начала работ по модернизации в планере AH-64 просто не оставалось свободного места. Там размещалось столько авионики, топлива и боеприпасов, плюс еще экипаж из двух человек, со средствами жизнеобеспечения и спасения, что было принято соломоново решение добавить новый комплект электроники на внешний корпус.

Тут еще стоит отметить, что «щечные» обтекатели на AH-64A значительно меньше, чем на AH-64D, что еще больше ограничивает возможности внутреннего размещения авионики и, таким образом, подтверждает правильность решения варианта с подфюзеляжным контейнером.


Ночной вид AH-64A с окрашенным в серый цвет контейнером авионики, установленным под фюзеляжем

В итоге ВВС Израиля полностью модернизировали свой парк AH-64A (12 единиц) до стандарта AH-64D. Но это был сложный и дорогостоящий процесс, включавший в себя отправку вертолетов обратно в Соединенные Штаты для доработки, и модульное решение представляло собой гораздо более экономичный способ расширения возможностей ударного вертолета.

Наличие большего парка ударных вертолетов является необходимым условием для выполнения боевых задач ЦАХАЛ, причем вертолеты во всех конфликтах, в которых участвовал ЦАХАЛ, играли весьма значительную роль.

Сегодня израильские ВВС полагаются на эскадрилью AH-64A и AH-64D, обе базируются на авиабазе Рамон в пустыне Негев. 113-я эскадрилья «Хорнет» летает на AH-64D, а 190-я эскадрилья «Мэджик Тач» летает на AH-64A.

Помимо авионики местного производства и комплекта средств самозащиты, эти вертолеты несут оружие израильского производства, в том числе ракету «Spike» NLOS, которая планируется к использованию на «Апачах» армии США. Известное в списках израильского вооружения как «Таммуз», это оружие с электрооптическим наведением, которое можно считать барражирующим боеприпасом, имеет дальность действия около 20 километров.

Израильские AH-64 часто вооружаются как AGM-114 «Hellfire», так и «Spike» NLOS, причем ракета израильского производства служит дополнительным оружием, которое дополняет возможности поставляемых США «Hellfire». В частности, «Spike» NLOS может похвастаться системой наведения с двумя режимами работы. Один из них позволяет ему просто поражать неподвижные цели по заданным координатам, другой режим, в котором оператор может корректировать конечную фазу полета ракеты, используя видеопоток, передаваемый с инфракрасной камеры в носовой части ракеты. Цилиндрический модуль прямой видимости, который может быть прикреплен к крыльям «Апача» (см. ниже), используется для двустороннего управления «Спайком».

Этот AH-64D несет одну ракету Spike на правой подвеске подвески. Антенна прямой видимости для Spike установлена с левой стороны.

Оружейники загружают ракету Hellfire на израильский AH-64. Выпуклые антенны спутниковой связи в верхней части заглушки крыла и барабанообразную антенну прямой видимости на конце крыла – для наведения ракеты Spike.

Все эти дополнительные системы, безусловно, увеличивают вес, что повлияет на характеристики AH-64, но это неочевидно. Ясно, что Израиль рассматривает это как нормальный компромисс, учитывая то, что он получает в расширенные возможности в боевых условиях.

Израильские AH-64, судя по отчетам ЦАХАЛ, также использовались для борьбы с беспилотниками, при этом гибкость винтокрылых машин с точки зрения развертывания и их низкая скорость делают их пригодными для наведения на определенные категории беспилотников. Ракеты «Хеллфайр» в таком случае могут быть использованы для борьбы с БПЛА, хоть это и не совсем по назначению этих ракет. Но здесь важнее результат, а результат таков, что вертолеты ВВС Израиля вполне успешно сбивают беспилотники.


Знак сбития иранского беспилотника на носу AH-64D

Помимо своей роли в поражении целей на земле и в воздухе, израильские AH-64, с их мощными датчиками и системами связи, также хорошо оснащены для действий в роли разведки, наблюдения и рекогносцировки (ISR). Это использование особенно актуально при операциях по непосредственной поддержке наземных войск, как в Газе, а также при патрулировании протяженных и часто напряженных приграничных районов Израиля.

В общей сложности на вооружении Израиля находится 48 AH-64 обеих версий, из них менее 20 являются усовершенствованными моделями D.


AH-64A, несущий полный комплект из четырех баков уменьшенного размера

Фотографии с нынешней кампании в Газе подтверждают, что модернизированные AH-64A остаются важной частью парка ударных вертолетов ВВС Израиля, несмотря на свой возраст.

Вообще удачный эксперимент с подфюзеляжным контейнером показал, что такая практика с импортной военной техникой, как взять все хорошее и сделать это еще лучше, в случае с Израилем — модернизация с использованием подсистем местной разработки, сказывается весьма положительно на свойствах боевой машины.

В этом плане истребительные силы ВВС Израиля наиболее известны именно этим, поскольку их F-15 и F-16 были настолько глубоко модифицированы, что практически очень далеко ушли от изначальных образцов. И этот процесс не заканчивается, а наоборот. Новый F-35I «Adir» также продолжает эту традицию.

Израильские «Апачи» действительно не похожи ни на какие другие на планете, но модели «А» имеют свой собственный внешний вид благодаря некоторому дополнительному пространству, добавленному с помощью их подфюзеляжных контейнеров.

Страна с высокоразвитой радиоэлектронной промышленностью и обладающая богатым инженерным потенциалом может без оглядки использовать как отечественные, так и импортные системы вооружений, ведь вопросы поддержания образцов военной техники в таком случае отходят на второй план, поскольку инженеры и конструкторы справляются с этими задачами.

В этом отношении Израиль делает весьма оригинально: с одной стороны, модернизируя свою технику при помощи собственных разработок, он обеспечивает полную ремонтопригодность, с другой – максимально затрудняет использование своей техники в качестве трофеев.

Автор:
Роман Скоморохов