ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ЦАРЬГРАДУ ПРЕСС-СЛУЖБОЙ ФЕСТИВАЛЯ

Сегодня в Московском доме художника торжественно откроется по-настоящему уникальное мероприятие – Фестиваль современного церковного искусства «Видеть и слышать», посвящённый теме, актуальной не только для отечественной культуры, но и для всего нашего общества: «Да будут все едино». Фестиваль пройдёт с 27 октября по 4 ноября при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Департамента культуры города Москвы, Московского союза художников, Российской академии художеств и Центра содействия церковному искусству.

Давайте напрямоту. Для абсолютного большинства наших соотечественников слова «современное церковное искусство» практически ни о чём не говорят. К сожалению, будучи людьми верующими, в реальной жизни мы лишь изредка заходим в православный храм, чтобы «поставить свечку». Обычно же за всю жизнь бываем лишь на двух богослужениях – крещении и отпевании. Да и даже будучи воцерковлёнными, едва ли можем отличить работы Андрея Рублёва от Дионисия или Феофана Грека. Не говоря уже о современных мастерах. Не так ли?

Увы, ответ очевиден. Впрочем, излишне увлекаться самобичеванием, к слову, не свойственным православной традиции, тоже не стоит. Слава Богу, в течение последних десятилетий мы пережили самое настоящее Второе Крещение Руси. Начавшееся довольно бурно, когда истосковавшиеся по духовной жизни русские люди массово обратились к Православной Церкви.

ФЕСТИВАЛЬ СОВРЕМЕННОГО ЦЕРКОВНОГО ИСКУССТВА «ВИДЕТЬ И СЛЫШАТЬ» ПРИВЛЕКАЕТ ЛЮДЕЙ САМЫХ РАЗНЫХ ВОЗРАСТОВ. ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ЦАРЬГРАДУ ПРЕСС-СЛУЖБОЙ ФЕСТИВАЛЯ

Но стоит признать, что крестились, да не просветились. Пока что, оставшись, как наши далёкие древнерусские предки в первые десятилетия (а в чём-то даже столетия) после Первого Крещения Руси, «двоеверами». Только если тогда двоеверие было полухристианско-полуязыческим, то сейчас оно остаётся «полубезбожным». Из-за банальной душевной лени мы забываем о воскресных и постных днях, о православных праздниках и элементарных правилах церковной жизни, без которых крещёному человеку жить просто невозможно.

Но вспоминая то, как к вере пришёл сам Святой равноапостольный Великий Князь Владимир, мы приходим к знаменитому эпизоду «Повести временных лет», известному со школьной скамьи. Да-да, тому самому, откуда есть пошла крылатая княжеская фраза «Руси есть веселие пить, не можем без того быть» в отказ принять ислам. Так вот в итоге Великий Князь направил послов в разные земли, включая Ромейское Царство (ныне именуемое «Византией»), откуда, побывав в Святой Софии Константинопольской, они прибыли с таким рассказом:

И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на Небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве.

То есть Русь пришла к своему Крещению через эстетику Православия. Через то самое «богословие в красках» и «богословие в пении», которое вполне может просветить и человека XXI века, в реальности мало отличающегося от людей тысячелетней давности. Разве только не столь испорченных «квартирным вопросом» и интернетом.

Собственно, именно этот летописный эпизод автор данных строк уже вспоминал год назад, когда группа друзей и единомышленников Первого русского телеканала Царьград во главе с художественным руководителем тезоименитой (одноимённой) мастерской «Царьград» Дмитрием Трофимовым организовала выставку «Монументальное искусство в Церкви».

ШАБАЛИНА Д.В. ЛЕОНТЬЕВ М.С. МОЗАИКА, РОСПИСЬ НИЖНЕГО ХРАМА ВООРУЖЁННЫХ СИЛ РФ. ВЫСТАВКА «МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЦЕРКВИ». ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ЦАРЬГРАДУ ПРЕСС-СЛУЖБОЙ ФЕСТИВАЛЯ

Выставку, за прошедшие без малого полтора года значительно возмужавшую и окрепшую. Превратившуюся в Фестиваль современного церковного искусства «Видеть и слышать», посвящённый теме, актуальной не только для отечественной культуры, но и для всего нашего общества, «Да будут все едино», который пройдёт с 27 октября по 4 ноября.

«Монументальное искусство в Церкви» 2.0

С Дмитрием Трофимовым, генеральным продюсером Фестиваля, мы пообщались непосредственно накануне его открытия. О замысле этого проекта, его уникальности, о том, что же смогут увидеть и услышать гости Фестиваля. И конечно, о главной идее, а может, даже и идеологии.

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПРОДЮСЕР ФЕСТИВАЛЯ СОВРЕМЕННОГО ЦЕРКОВНОГО ИСКУССТВА «ВИДЕТЬ И СЛЫШАТЬ» ДМИТРИЙ ТРОФИМОВ. ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ЦАРЬГРАДУ ПРЕСС-СЛУЖБОЙ ФЕСТИВАЛЯ

Царьград: Начнём, что называется, ab ovo. Почему Фестиваль «современного церковного искусства»? Нет ли здесь переклички с так называемым «актуальным искусством», «актуальность» которого лишь в том, что оно бросает вызов традициям?

Дмитрий Трофимов: Ни в коем случае. Здесь всё очень просто. Речь исключительно о временном факторе и никаких параллелей с современным «актуальным искусством». В Фестивале принимают участие наши современники. И, в отличие от прошлой выставки «Монументальное искусство в Церкви», прошедшей в июне 2022 года, где были представлены работы последних трёх десятилетий, на этот раз мы обратились к работам последних трёх-пяти лет.

— Выставка стала Фестивалем. Выросла? Сущностно изменилась? Или же это просто игра слов?

Д. Т.: Отличия серьёзные. В первую очередь — в масштабе. Как и прошлогодняя выставка, Фестиваль проходит под эгидой Московского союза художников и на его площадке, но в этот раз мы также получили грант Президентского фонда культурных инициатив. Это позволило масштабировать наши мероприятия, сделать их больше и интереснее.

В ЭТОМ ГОДУ ФЕСТИВАЛЬ СТАЛ БОЛЬШЕ И МАСШТАБНЕЕ. ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ЦАРЬГРАДУ ПРЕСС-СЛУЖБОЙ ФЕСТИВАЛЯ

— Например? Что из того, чего не могли позволить в прошлый раз, будет представлено на Фестивале?

Д. Т.: Например, в рамках Фестиваля мы сейчас выпускаем целую серию фильмов, которые рассказывают о жемчужинах храмовых росписей начиная с XII века и до наших дней. Это новое направление, которого не было на прошлогодней выставке. И если в прошлый раз у нас было три концерта духовной музыки, то теперь это уже восемь концертов разных коллективов.

Сама выставка, которая остаётся основой Фестиваля, значительно расширилась. Как я уже сказал, появился видеозал. У нас уже вышли фильмы в серии «Памятники христианского искусства»: «Купола и своды христианских храмов», «Церковь святой Троицы в Больших Вяземах» и «Церковь Воскресения в Ростовском кремле». И это только начало.

Также добавился лекторий. Лекции прочтут известные историки и искусствоведы. В их числе – протоиерей Николай Чернышёв, который расскажет о творчестве известного иконописца архимандрита Зинона, Андрей Виноградов с лекцией «Рождение и развитие христианского храма в Византии и на Руси», Татьяна Самойлова расскажет о портретах русских правителей как феномене позднесредневековой культуры (на примере росписи Архангельского собора Московского Кремля). И многие другие замечательные лекторы.

Также пройдут мастер-классы известных художников, в том числе мозаичиста Елены Кузнецовой, иконописца Игоря Смолыго, мастер-класс по росписи Андрея Ремнёва, по фреске — Евгения Максимова, сграффито – Юлии Смирновой и Дарьи Румянцевой. Кроме того, планируются творческие встречи с авторами книг и издательствами. И мастерские для детей и взрослых по мозаике, каллиграфии, иконописи, росписи и золочению.

В РАМКАХ ФЕСТИВАЛЯ ПРОЙДУТ ЛЕКЦИИ ИСТОРИКОВ И ИСКУССТВОВЕДОВ, ХУДОЖНИКИ ПРОВЕДУТ МАСТЕР-КЛАССЫ. ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ЦАРЬГРАДУ ПРЕСС-СЛУЖБОЙ ФЕСТИВАЛЯ

Традиция и современность

— Возвращаясь к своему первому вопросу, не могу не спросить. В отличие от значительной части современного светского, особенно западного искусства, максимально удалившегося от Традиции, наше современное церковное искусство, напротив, обращение, возвращение к ней?

Д. Т.: Если быть точнее, то это обращение к традициям всего христианского искусства в его цветущей сложности. На нашей выставке мы видим работы, в которых есть отсылки к комниновскому искусству XII–XIII веков, к искусству эпохи Палеологов, к нашему русскому искусству XVII века. За разнообразием художников современности мы видим прообразы, которые они берут в прежних эпохах. Хотя есть и самобытные авторы, творящие в уникальном стиле, не похожем ни на что, но в рамках смыслового единства с православной культурой.

— В таком случае не могу не задать и такой вопрос: а есть ли у Фестиваля то, что мы называем «идеологией»? Та самая общая идея, которая и рождает упомянутое вами «смысловое единство»?

Д. Т.: Эта идея отражена в теме Фестиваля «Видеть и слышать», которая в этом году сформулирована так: «Да будут все едино». Евангельские слова, которые важно правильно произносить. Именно «будут» во множественном числе и «едино». Любовь ко Христу рождает это единство, а также адекватное и точное понимание смыслов православной культуры.

ТЕМА ФЕСТИВАЛЯ В ЭТОМ ГОДУ СФОРМУЛИРОВАНА ТАК: «ДА БУДУТ ВСЕ ЕДИНО». ЛЮБОВЬ КО ХРИСТУ РОЖДАЕТ ЭТО ЕДИНСТВО, А ТАКЖЕ АДЕКВАТНОЕ И ТОЧНОЕ ПОНИМАНИЕ СМЫСЛОВ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ. ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ЦАРЬГРАДУ ПРЕСС-СЛУЖБОЙ ФЕСТИВАЛЯ

— Ну, и в завершение традиционный вопрос: для кого эта выставка? Кого вы ждёте на Фестивале? Судя по уже названным мастерским «для детей и взрослых», аудитория значительно расширяется?

Д. Т.: Именно так. Мы ждём всех, в том числе родителей с детьми. В ходе двухчасовых мастер-классов в наших мастерских для детей и взрослых все смогут своими собственными руками почувствовать, что такое мозаика, что такое каллиграфия, золочение, иконопись, роспись… Уверен, всем будет интересно.

* * *

Напомним, Фестиваль современного церковного искусства «Видеть и слышать» будт проходить с 27 октября по 4 ноября ежедневно с 12:00 до 21:00 в выставочном зале Московского союза художников на Кузнецком Мосту, 11. Вход на выставку и все мероприятия Фестиваля свободный.

МИХАИЛ ТЮРЕНКОВ