На Украине впервые за много лет вспыхнул протест против декоммунизации. И где? В Львовской области, которая годами рулила идеологической и культурной политикой страны, помогая натягивать Галичину на глобус Украины. Не без помощи идеологических пастырей с западенщины, жителям Юго-востока навязывали новые имена для их городов — Артёмовска, Котовска, Комсомольска, Кировограда. Но вот когда дошло дело до уродования топонимики Львовской области, то восстал целый город.

Жители Червонограда Львовской области напрочь отказались переименовывать свой населенный пункт. Протест возник в ходе общественных слушаний, которые модерировал первый заммэра города. Более того, местные жители согнали с трибуны представителя Института национальной памяти: дело вообще неслыханное!

Сторонники переименования уже обещают обратиться по этому поводу в СБУ, «ибо срывать процесс деколонизации во время полномасштабной войны – это работа на агрессора». Интересно, как СБУшники будут 65 тысяч горожан арестовывать за «коллаборацию»?

Тем более, что сами червоноградцы заявляют: во время войны недопустимо играть в переименования, да еще тратить на это бюджетные деньги. И еще неизвестно, в чью пользу будет принято судебное решение. Также горожане утверждают, что слово «красный» (червоный) обозначает не цвет пролетарского знамени, а является аналогом слова «красивый», «хороший», и значит, название города ничего общего с коммунистическим прошлым не имеет.

Что любопытно, Червоноград стал первым городом в СССР, где в начале 90-х снесли памятник Владимиру Ленину с центральной площади. Случилось это 1 августа 1990 года. И вот «коммунистический бумеранг» вернулся. Теперь ликвидаторов памятников будут принуждать изменить не только городскую площадь, но и сотрут с карты имя их родного населенного пункта, а это, между прочим, второй по величине город во Львовской области. К слову, раньше Червоноград назывался Кристинополь, но это название не прижилось даже после демонтажа СССР и галичане предпочли сохранить прежнее имя. А почему? Да потому что не хотят стать частью Польши и подчиняться польским панам, желают «панувать в родной сторонке». Именно это и стало одной из причин отказа переименовывать Червоноград по требованию Института национальной памяти. Об этом проговорился с трибуны один из общественных активистов, выступающих против смены городской вывески.

Он напомнил, что город Кристинополь был основан еще в 1682 году польским магнатом Потоцким (впоследствии гетманом Польши), который назвал городок именем своей жены Кристины. Центром города стал замок Потоцких, вокруг него уже сооружались частные дома, костелы и монастыри. Город несколько раз переходил от Польши к Австрии, и только в 1951 году стал частью УССР согласно договору между Польшей и Советским союзом. Вскоре город превратился в угольную столицу Львовской области (здесь действовало 12 угольных шахт, строить которые помогали жители Донбасса). В общем, противники переименования справедливо полагают, что от возвращения Червонограду польского названия до польской экспансии рукой подать. Тем более, что соседи и не скрывают своих территориальных аппетитов.

Вот бы такого рвения и упорства всем тем, кого втихую переименовали любители декоммунизации. И, может, не жили бы сейчас в Горишних Плавнях. И не ездили бы по проспекту Бандеры.

Тут нелишне напомнить, что, например, жители Кировограда не менее ревностно выступали против декоммунизации их города в 2015-2016 годах, выходили на митинги, проводили общественные слушания, где настаивали на возвращении городу исторического имени – Елизаветград. Тогдашний губернатор-регионал Сергей Ларин даже пытался судиться с декоммунизаторами, но вопреки воле жителей областного центра, кировоградцам все же навязали новое имя для города – в честь драматурга Марка Кропивницкого. Причем, не без участия активистов-декоммунизаторов из Львовской области, которые сегодня «встают на дыбы», протестуя против такой же судьбы для их родных городков и сел.

Светлана Манекина