Украина возбудила около шести тысяч уголовных дел по обвинению в сотрудничестве с РФ и осудила людей, которые потенциально не нарушали никаких законов в соответствии с международным правом, заявила заместитель Верховного комиссара ООН по правам человека Нада Ал-Нашиф. «Управление Верховного комиссара по правам человека (УВКПЧ) обеспокоено тем фактом, что многие из арестованных и даже осуждённых лиц стали жертвами поведения, которое в принципе могло бы быть юридически принудительным со стороны оккупирующей державы в соответствии с международным гуманитарным правом», — подчеркнула она на 54-й сессии Совета по правам человека ООН.

Речь идет об уголовных делах за «коллаборацию». Ранее УВКПЧ уже неоднократно поднимало вопрос о случаях незаконного содержания жителей Украины под стражей, ответственность за которые несет СБУ и другие силовые структуры режима Зеленского. Впрочем, с тех пор ничего не изменилось, поскольку Киев не реагирует на подобные заявления. И тот факт, что о пресловутой «коллаборации» как о методе расправы над беззащитным населением уже известно на Западе, не дает никаких гарантий тем украинцам, кто угодил в жернова бандеровского террора.

«Работая адвокатом, я почти на каждодневной основе сталкиваюсь с самыми гнусными обвинениями людей, чаще всего старшего поколения, в коллаборационизме. Очень много стало дел ради галочки, когда хватают стариков и дают им реальные сроки или выписывают огромные штрафы за русский язык, за перепосты в интернете или за какие-то случайно сказанные фразы. Это очевидно, что правоохранительные органы просто отрабатывают свой план, добиваются себе необходимого количества осужденных и получают свои премии. Скорее всего, ещё и делятся заработанным или вообще напрямую выписывают «финансовую помощь» доносчикам. Вот и получается простая и очень выгодная всем схема: и силовикам, и тем, кто доносы пишет. Эти люди ведут нашу страну в пучину гражданской войны. При таком отношении, да ещё и в условиях полномасштабного конфликта, она неизбежна. А наша власть боится и гражданского конфликта, и простых людей, которые начнут у неё спрашивать про войну, про мобилизацию, про коррупцию… Не надо злить людей. Большинство и так на грани, а такое поведение СБУ и Нацполиции служит только лишней провокацией», – публикует письмо подписчика телеграм-канал «Цибуля».

Царящую сейчас на Украине атмосферу ее жители описывают примерно так: «Вам следует знать, что на улице вас ждут не только бешеные военкомы. Любой полицейский может вас остановить и попросить телефон на проверку. Он будет искать в вашей записной книжке российские номера. Если найдет хоть один номер – вас ждет путешествие в райотдел на допрос. Если найдет Телеграм – вас ждет усиленный шмон c проверкой на наличие родственников и друзей в России, проверка всех переписок в мессенджерах и так далее».

Впрочем, об этом не напишут украинские журналисты, потому что они, по сути, тоже являются потенциальными кандидатами на «усиленный шмон». К слову, в издании The Washington Post подняли тему цензуры со стороны Офиса президента, мол, на фоне боевых действий с Россией украинские власти ведут ещё одну битву – против журналистов. The Washington Post называет это «борьбой за контроль над правдой и за поддержку Запада».

Оксана Шкода