© GTW IMAGEBROKER.COM/GLOBALLOOKPRESS

Какую политику на самом деле проводит Казахстан – противостояния с Россией или, напротив, единения… Но такого единения, чтобы игру вести исключительно втёмную. Сложную роль Астаны разбираем вместе с экспертами, претендуя на открытие этого сундука с секретами.

В Казахстане ввиду последнего заявления Касым-Жомарта Токаева о безусловном следовании санкционному режиму против России как бы намекают, что отношения с Западом – приоритет. Резюмируя, казахстанский лидер внёс в своё заявление поправку, мол, санкции санкциями, а «анти-Россию» никто не устраивает. Но всё ли так просто? Насколько важен для нас Казахстан, а мы для него и при чём тут США? Ответы на эти вопросы – в материале Царьграда.

Россия и Казахстан считаются равноправными союзниками и интеграционными партнёрами. На начало 2022 года русские составляли порядка 18% населения страны. В 2022 году Казахстан не стал присоединяться к масштабным санкциям, вызванными началом специальной военной операции на Украине, однако казахстанские власти заявили, что не будут помогать России обходить ограничения.

С начала 2000-х годов Китай является первым направлением казахстанского экспорта, но больше всего товаров Казахстан закупает именно в России. Если верить данным ООН, то в 2020 году торговый оборот двух стран составил более 21% совокупного товарооборота Казахстана со всем миром ($18,2 млрд). В 2021 году казахстанская экономика проинвестирована российскими компаниями на сумму не менее $17 млрд, а уже в следующем году этот показатель вырос до $26 млрд. И это не предел. Страны надеются в ближайшие год-два увеличить товарооборот до $30 млрд.

США забираются в Казахстан

Очевидно, что Казахстан пытается балансировать между Россией и Западом, отрекаясь от советского прошлого, при этом надеясь сохранить дружеские отношения с Москвой. Токаев очень рад, что ушедшие из России западные бренды остались в его стране. Ещё больше он гордится, что Казахстан не участвует в параллельном импорте в Россию.

У нас есть давние традиции сотрудничества в различных сферах, включая торговлю и гуманитарные связи, – сказал Токаев.

Но если российские компании и бизнесмены хотят обходить санкции через Казахстан – там найдутся помощники. По крайней мере в этом уверены в США.

А ЭТО ИЛЛЮСТРАЦИЯ НАШЕГО ОБЩЕГО СОТРУДНИЧЕСТВА НА ВОЕННОМ УРОВНЕ. МИНИСТР ОБОРОНЫ БЕЛОРУССИИ ВИКТОР ХРЕНИН, МИНИСТР ОБОРОНЫ КИРГИЗИИ БАКТЫБЕК БЕКБОЛОТОВ И МИНИСТР ОБОРОНЫ КАЗАХСТАНА РУСЛАН ЖАКСЫЛЫКОВ (СЛЕВА НАПРАВО) ВО ВРЕМЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО ФОРУМА «АРМИЯ-2022» В КОНГРЕССНО-ВЫСТАВОЧНОМ ЦЕНТРЕ «ПАТРИОТ». ФОТО: ВЕДЯШКИН СЕРГЕЙ/АГН «МОСКВА».

Представитель Госдепа О’Брайен в мае этого года заявил, что России удалось восстановить объём импорта ключевых микрочипов и электроники до уровня, который наблюдался до введения западных санкций. И Казахстан, по его словам, входит в число стран, которые помогают России. Газета New York Times также признала, что США и Евросоюз не смогли остановить импорт важных для оборонной промышленности электронных компонентов на миллионы долларов.

Ведущий научный сотрудник Центра постсоветских исследований Виктор Мизин считает, что США и Евросоюз пока боятся вводить прямые санкции против Казахстана, навязывая всевозможное партнёрское сотрудничество.

Они предпочитают такие мягкие меры, то есть как-то умасливать их, говоря, зачем вам это надо, давайте мы лучше увеличим такие-то вложения. И неслучайна поездка нашего любимого канцлера Шольца туда. Вот эта проблема очень волнует, потому что в отношении Китая или КНДР сделать вряд ли чего можно. А здесь будут пытаться делать всё, чтобы этот канал перекрыть, – заявил Мизин в беседе с Царьградом.

Он указал, что в нынешних условиях для американского правительства важно обеспечить сильное негативное воздействие на экономику России. В США обеспокоены, что Россия продолжает торговать, например, с Евросоюзом. «Это одна из приоритетных задач, чтобы санкции не были, как они говорят, дырявыми», – пояснил наш собеседник.

Мизин добавил, что позиция Токаева «очень сложная, поскольку ему придётся соблюдать какой-то баланс». Портить отношения с Россией было бы безумием, сказал эксперт.

К слову, правительство Казахстана эффективно проводит работу по мониторингу товаров и услуг, которые могут быть импортированы в Россию, что подтвердил американский посол в Астане Дэниел Роземблюм.

ОСТАНЕТСЯ ЛИ КАЗАХСТАН ДРУЖЕСТВЕННЫМ ГОСУДАРСТВОМ ПО ОТНОШЕНИЮ К РОССИИ? И КАК ПОСТУПИТ МОСКВА, ЕСЛИ НЕТ? ФОТО: © KREMLIN POOL/GLOBALLOOKPRESS.

Выводы делать рано

Некоторые казахстанские политологи после того самого заявления Касым-Жомарта Токаева поспешили заявить, что Казахстан планирует выход из Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

По мнению заместителя директора Института стран СНГ Владимира Жарихина, в ближайшее время такой сценарий маловероятен. Он призвал не верить спекуляциям в СМИ на тему возможного выхода Казахстана из ОДКБ.

Если говорить о казахстанских политологах, знаете, если слушать наших политологов, то мы уже давно ведём ядерную войну, – отметил Жарихин в комментарии Царьграду.

Он уверен, что аккуратное поведение казахстанских властей в отношении России следует воспринимать в контексте стремительного развития многополярного мира.

У нас на дворе многополярный мир, мы никак не привыкнем. То есть, если он не с нами, значит, против нас. Если он не в нашей команде, то он в чужой – американской. Вот от этой биполярности, которой в мире уже нет, надо избавляться. Казахстан отстаивает свои интересы, которые в большинстве случаев совпадают с российскими. Но в некоторых случаях и не совпадают. И поэтому нам не нравится, что он делает. Но иногда не нравится и нашим американским недругам. Поэтому надо на это смотреть спокойнее, без того, чтобы тут же кидаться: ах, Казахстан уходит, он теперь американский, – резюмировал наш собеседник.

Возможно, и стоит уделять меньше внимания вбросам в информационном пространстве, дискредитирующим политику властей, которые придерживаются курса на всестороннее сотрудничество, несмотря на внешние факторы. Но и исключать нельзя, что Астана пойдёт дальше.

ИВАН ЕВСЕЕВ