ФОТО: NIKOLAY GYNGAZOV/GLОBALLООKPRЕSS

Президент Турции привезёт в Россию предложение, от которого русские не смогут отказаться. В этом уверены турецкие газеты и министр иностранных дел. Что же такого скажет Эрдоган, что Путин возобновит зерновую сделку? Мы долго искали ответ и, возможно, нашли.

Намедни мировые СМИ со ссылками на источники в турецких официальных кругах сообщили, что новая встреча Реджепа Эрдогана и Владимира Путина состоится 4 сентября в Сочи. Чуть позже турецкое издание Harriyet («Свобода») сообщило, что для этих переговоров глава МИД Турции Хакан Фидан выработал «формулу реформирования» зерновой сделки, которая должна устроить и Россию, и Турцию.

Прежде чем перейти к этой формуле, стоит задать вопрос: а почему она вообще туркам понадобилась? Что заставляет Эрдогана продолжать клянчить у России новую зерновую сделку? Ответ не этот вопрос совсем не так прост.

 

Для Украины рынок умер

Эрдоган хочет, чтобы сделка, позволявшая Украине экспортировать зерно через Чёрное море, была возобновлена. После того как Россия вышла из неё в июле, мировые цены на пшеницу стали нестабильными – особенно после того, как российские дроны атаковали некоторые объекты украинской инфраструктуры, играющие важную роль в экспорте сельскохозяйственных культур,

– сообщало в конце августа одно из самых авторитетных западных международных изданий Bloomberg.

Нестабильные мировые цены на пшеницу – это эвфемизм. На практике речь идёт о существенном росте цен на пшеницу, который очень выгоден для русского экспорта. Царьград уже сообщал о том, что после отказа от условий зерновой сделки Россия заключила первые контракты по новым ценам – Египет закупил у нас крупную (300 тысяч тонн) партию зерна по 250 долларов за тонну.

ЭРДОГАНА НЕ ВОЛНУЕТ «ДРУЖБА С РОССИЕЙ» КАК ТАКОВАЯ. ОН ОТСТАИВАЕТ ТОЛЬКО ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ ТУРЦИИ. ФОТО: TURKISH PRESIDENCY/GLОBALLООKPRЕSS

Эта прямая выгода России – лишь часть проблем, которые видит перед собой Запад. Другая часть – готовность России поставлять зерно беднейшим странам Африки безвозмездно, выводя их из колониальной зависимости. Для Запада это очень неприятно, ведь обоснование зерновой сделки в том и заключалось, что украинское зерно должны получить африканцы. Вместо этого зерно оставалось в Европе, стабилизируя европейскую экономику.

Есть и третья часть того же уравнения. Зерновая сделка позволяла наполнять украинский бюджет и поддерживала на плаву экономику «страны 404». Теперь с этим сложнее. Стоимость транспортировки зерна с Украины с учётом рисков и дорогой страховки возросла до 150 долларов за тонну. Вывозить зерно не только очень сложно ( невозможно вывезти столько, сколько в сезон 2022-2023 гг.), но и невыгодно. The Wall Street Journal пишет:

Украинские фермеры, доставляющие пшеницу в порты на берегу Дуная, получают до $160 за тонну, а тем временем на другом берегу, в Румынии, их коллеги продают зерно по $215 за тонну. Украинские фермеры уверены, что рынок мёртв, и признаются, что им едва удаётся держаться на плаву.

Без 16 миллиардов долларов за экспортную пшеницу и с учётом сокращения посевных площадей украинский ВВП (как подсчитал ещё в июне экономист Иван Лизан) скукоживается до 80 миллиардов долларов в год. Это уровень тех самых беднейших стран мира. Для сравнения, как раз сегодня стало известно (сообщение об этом опубликовано в Царьграде), что госдолг Украины вырос до 133 миллиардов долларов. То есть он теперь существенно превышает реальный ВВП этой несчастной страны. Понятно, что Украина существует постольку, поскольку получает дотации из НАТО и ЕС. Но теперь эти дотации придётся увеличивать, затягивая пояса немцев, французов, чехов и прочих.

В ЭТОМ ГОДУ ЕВРОПУ НАКРЫЛ ВАЛ ВСЕВОЗМОЖНЫХ «НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ», СВЯЗАННЫХ С СЕЛЬСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ. ГОРЯТ ПОЛЯ, ТЕХНИКА, ЗЕРНОХРАНИЛИЩА. ФОТО: IMAGO/ANDRÉ MÄRZ/GLОBALLООKPRЕSS

Как будто этого мало, ситуация на мировом зерновом рынке продолжает меняться – и каждое следующее изменение грозит серьёзным ростом цен. В конце июля Индия запретила экспорт белого риса, кроме сорта «басмати». Смысл решения – оставить больше зерна внутри страны и таким образом снизить внутренние цены. Индия поставляет на мировой рынок ни много ни мало 40% риса. Решение Индии означает создание долгосрочной тенденции роста цен на зерно.

Для Турции остаётся надежда

Российский экспорт после отказа от зерновой сделки вырос весьма ощутимо. В августе он составил 5 миллионов тонн, в то время как в июне составлял 3 миллиона тонн. При этом, как пишет журнал «Эксперт», отечественные трейдеры сейчас продают пшеницу без вынужденных скидок, которые в период действия Черноморского соглашения достигали 50 долларов за тонну и более (в среднем 20% стоимости). По мнению экспертов, в период зерновой сделки экспортёры недополучили как минимум (!) 1 миллиард долларов.

Правда, экспортёры очень хотели бы сократить ещё и внутреннюю вывозную пошлину, но это, как говорится, совсем другая история – вряд ли стоит поддерживать экспорт, если он не выгоден государству.

Что же такого должен предложить Эрдоган Владимиру Путину, чтобы президент России в такой ситуации согласился возобновить зерновую сделку? Ведь, как ни крути, без сделки нашей экономике лучше, сто миллиардов на дороге не валяются, благодарность африканских стран тем более не та вещь, от которой стоит отказываться. Дестабилизация украинской экономики в условиях СВО – вообще бесценна.

УНИЧТОЖЕНИЕ УКРАИНСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ СУЩЕСТВЕННО УВЕЛИЧИВАЕТ ЗАТРАТЫ И ВЛИЯЕТ НА СТОИМОСТЬ ЗЕРНА. ФОТО: COVER IMAGES/GLОBALLООKPRЕSS

Нет, зачем зерновая сделка Эрдогану, понять как раз можно. Потери Турции от смены зернового транзита оцениваются тоже примерно в миллиард долларов США – а в Турции высокая инфляция и тяжёлая ситуация в экономике. К тому же турецкий лидер очень хочет оставаться главным посредником между Западом и Россией и главным выгодополучателем от торговли с Россией в условиях санкций. Но что он может предложить?

Россия выдвигает конкретные условия возвращения к зерновой сделке. Это подключение к международной банковской системе расчётов SWIFT российских банков и финансовых институтов, которые обслуживают поставки продовольствия и удобрений, восстановление работы аммиакопровода «Тольятти – Одесса», разблокирование российских активов, связанных с сельскохозяйственной отраслью.

Ни одно из этих условиях никак не противоречит интересам Турции. Ни одного из этих условий Турция не может выполнить сама и не может гарантировать выполнение этих условий Западом. (А восстановить аммиакопровод на территории Харьковской области и Запад вряд ли сможет.)

Что же она может «реформировать» в сделке? Не исключено, что эта новая сделка будет касаться не украинского экспорта, а действительно интересов России, Турции, стран Ближнего Востока и Африки.

Не все эксперты обращают внимание на то, что писала ещё в июле Financial Times об «альтернативном плане» . Согласно этому плану Катар должен платить за поставки зерна в Турцию, которая, в свою очередь, становится хабом, то есть перевалочным пунктом для распределения этого зерна «среди нуждающихся стран». Как легко заметить, в этом плане нет никакой Европы с интересами её экономики, нет Украины и украинского зерна – оно просто никому не нужно – и нет ООН с пустыми обещаниями её генсека. А вот выгода для Турции, которая берёт на себя действительно важную часть реальной работы в этом плане, есть. И есть главное – возможность обеспечить исполнение всеми участниками сделки своих обязательств. Ведь если нет – поставки в любой момент останавливаются.

Что с того?

Сказанное выше – не более чем предположения, сделанные на основании публикаций в совершенно открытых источниках. Никаких страшных тайн мадридского двора, никакой конспирологии, один только здравый смысл. Оправдаются ли эти предположения, вновь покажет время. Продолжаем вести наблюдение.

АНДРЕЙ ПЕРЛА