PABLO ROJAS MADARIAGA/GLOBALLOOKPRESS

В России прошла волна массовых поджогов военкоматов. Сообщилось об инцидентах в Можайске, Россоши, Казани, Омске, Подольске, Санкт-Петербурге, Калуге, Копейске, Верхнеуральске и других городах нашей страны. География не подлежит анализу. Что побудило людей пойти на такое преступление? Об этом говорим с генералом ФСБ в отставке Александром Михайловым.

По всей видимости, преступники выбирают объект без какой-либо системы, действуя наобум. Так, «коктейлями Молотова» забросали военкомат в Улан-Удэ. Среди белого дня и под шокированные крики очевидцев. Очевидцы сообщили, что видели пару у комиссариата на улице Каландаришвили. Женщина держала пакет с бутылками, мужчина доставал их и швырял в двери и окна. При этом их не смущало то, что военкомат из этого здания давно съехал.

Также были попытки поджогов военкоматов в Находке, в Сестрорецке, в Ставрополе, Майкопе и Ишимбае. Практически все задержанные – женщины. Так, за попытку совершить преступление в Ишимбае была задержана 18-летняя продавщица детского магазина. Девушка пришла к военкомату, разлила у двери горючую жидкость и подожгла. Она успела скрыться с места преступления, но вскоре была задержана.

Ещё одну 21-летнюю пироманку задержали в Адыгее. Девушка пришла к зданию военкомата в Майкопе. С собой у неё было четыре «коктейля Молотова» и пакет с двумя бутылками для розжига. Но довести свой умысел до конца она не смогла благодаря оперативной работе сотрудников полиции.

В Сестрорецке задержали 53-летнюю Наталью. Женщина вошла в здание военкомата с тремя «коктейлями Молотова» и заявила, что планирует сжечь всё вокруг. Её вывели на улицу и задержали.

Также сообщалось о попытке поджога военкомата на юго-востоке Москвы в Кузьминках. Из Всеволожска пришла информация, что те же самые действия пытался совершить мужчина в возрасте. И все эти эпизоды буквально как под копирку!

Чем вызвано это поведение наших граждан? Зачем поджигают военкоматы в нашей стране и кто за этим стоит? Об этом ведущая «Первого русского» Елена Афонина поговорила с генералом ФСБ в отставке, членом высшего совета общероссийского движения «Сильная Россия» Александром Михайловым в эфире программы «Мы в курсе»

Что стоит за этими поджогами?

Елена Афонина: Александр Георгиевич, понятно, куда, собственно, уходят корни этой проблемы, где искать тех, кто выдаёт себя за сотрудников ФСБ, полиции. Можете объяснить, почему так концентрированно, так массово всё это началось именно первого августа и продолжается сейчас? Есть объяснение этому?

Александр Михайлов: Ну, для этого  следователи должны определиться, что послужило мотивом. А главный мотив в том, что у нас очень высокий протестный электорат. И когда им подсказывают какого удобного врага, они вымещают свою злобу за всё – за ЖКХ, за  неустроенность жизни, за маленькие пенсии – на каком-то органе власти. Надо чётко понимать, что послужило первопричиной, с чего началась вся эта эпидемия.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

Мы имеем дело с эффектом домино. Я думаю, что это будет ещё продолжаться некоторое время. Мы с такими вещами сталкивались неоднократно. Помните, массовые самоубийства детей и подростков, лжеминирование объектов инфраструктуры и так далее? С этим надо разбираться. Я считаю, что сейчас мы запустили процесс самоуничтожения, потому что часто об этом говорим. Хотим мы того или нет, но нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся…

А процесс будет продолжаться. Вопрос в том, как его останавливать? Это проблема не только правоохранительных органов, а самого гражданского общества.

Если верить той информации, которая есть, то людей стимулируют проведением подобных акций, гарантируя списание долгов или кредитов. И это один вопрос. У нас достаточно турбулентная напряжённость в обществе, которая не всегда связана с СВО. Да, военкомат совпал по своей тематике с СВО, призывами и так далее.

Но это уже приобретает характер криминальной моды на совершение такого рода акций. И здесь от решительности властей и разъяснительной работы будет зависеть, будет продолжаться этот процесс или мы его приостановим.

Действуют по отработанной схеме

— Александр Георгиевич, давайте не будем забывать, что помимо тех, кто может попасть в категорию протестного электората, было достаточно случаев, когда поджигателями выступали пенсионеры 70 и 80 лет. Представить их такими «борцунами с режимом» довольно сложно, этих старичков. Но есть важный момент: многие из них общались по телефону. В одном случае даже удалось зафиксировать телефонный разговор с одной женщиной, которая шла поджигать военкомат, которую вот так «обрабатывали». Ведь это же отработанная речь и схема. Почему люди ведутся на такую ерунду, как «если у вас кредит, идите подожгите отделение банка»? Которое оказывается военкоматом. Почему это работает?

— Работает. Мы помним, была история с «игрой» «Синий кит», когда дети кончали жизнь самоубийством по наводке непонятных доброжелателей и прочих злоумышленников. И здесь тоже работает. Это воздействие на человека, который находится в непростой ситуации. Когда психологически он готов к совершению преступления. С этой темой надо разбираться и выявлять этих мерзавцев. Я думаю, известно, где они находятся и откуда звонят. Надо блокировать эти каналы.

Но ещё важно вести серьёзную разъяснительную работу. Мы и не предполагали, что можно загнать общество в такой психоз, что и 16-летние, и 80-летние будут идти и поджигать военкоматы по наводке кого-то. Ну что за бред? Люди же понимают, что это уголовное преступление! При чём здесь какие-то обещания, какие-то деньги? С этим надо разбираться, но разбираться, изучив этот феномен.

Кто в «зоне риска»?

— Какие выводы можно сделать из этой ситуации? Я посмотрела подборку, кто там, в каком возрасте, что мотивировало на определённые поступки. И мне кажется, что можно выделить три категории: одураченные, финансово заинтересованные и идейные.

— Так всегда было. Вообще, вся «агентурно-оперативная работа» построена на нескольких аспектах. И прежде всего это материальная заинтересованность. Чтобы одурачить и каким-то образом человека обмануть, поставив его в зависимость. Но с этой серьёзной проблемой мы столкнулись впервые. С тем, что люди идут на преступление, осознавая поступок, только лишь по указке телефонного куратора.

С этой темой надо тщательно разбираться не только правоохранителям, но и психологам. Я понимаю, что наши депутаты начнут требовать какого-то ужесточения. Но это очередная глупость. Потому что разбираться надо с причинами этого явления. А не придумывать, как на это  реагировать уже процессуальным путём.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

— До сентября не начнут, они сейчас в отпуске. Поэтому особых законодательных инициатив до сентября ждать не приходится. Но, как мы видим, ситуация уже развивается достаточно серьёзно. Если не ужесточение, то что? Ужесточение, кстати, уже было. Когда за подобные действия наказание перевели в весьма серьёзные статьи, с весьма серьёзными сроками. То ли не знают, то ли не понимают. Можете объяснить почему?

— Я могу объяснить. Мы часто говорим «наше гражданское общество». Но у нас общество граждан есть, а гражданского общества нет. Потому что гражданское общество предполагает некую регуляцию. Мне кажется, на это должны обращать внимание и общественные организации, и политические движения, и партии. Они должны вести разъяснительную работу.

Потому что люди живут в каком-то замкнутом пространстве своего сумеречного состояния. Вот и идут на эти вещи… Это очень специфическая тема, с которой мы сталкиваемся. Если раньше мы говорили о лжеминировании, и там присутствовал искусственный интеллект и часто рассылки по минированию веерным способом рассылались по объектам, где якобы заминировано здание, то здесь идёт индивидуальная работа с конкретными людьми. Мы же видим это? Исходя из этого надо, выстраивать свою работу.

Все движения и волонтёрские организации, которые постоянно работают с населением, выполняют очень важную социальную функцию. Прежде всего, это предотвращение и предупреждение развития подобных ситуаций на территории России.

— По поводу разъяснительной работы. Давайте вспомним сотрудницу, которая была чуть ли не завотделом одного большого банка. Так вот, она перевела мошенникам порядка полутора миллионов рублей. Не срабатывает ни финансовая грамотность, ни какая-то ещё. Поэтому вопрос открытый, что делать. Спасибо вам, Александр Георгиевич!

ПРОГРАММЫ ЦАРЬГРАДА