Автор предлагает условным стартом реализации программы считать то, что начиная с 2024 года американские МАПЛ типа «Вирджиния» будут периодически (планово) заходить в австралийскую ВМБ Перт (Осборн), надо понимать, что окончательного решения в данном вопросе еще нет. Возможно, будут заходить и «лоси», но поскольку теоретически предполагается покупка «Вирджиний», то логичнее все-таки они.

Постоянные заходы британских «Эстьютов» планируются где-то с 2026 года, хотя это и не факт. Поскольку программа британских МАПЛ сильно отстает от графика, вступление в строй последней – «Эйджинкорт», ожидается в 2027. С учетом ТО и ремонта, в строю будет не больше трех субмарин «Эстьют». Отправлять одну из немногих на другой конец света – занятие так себе.

Ремонт

Автор надеется, что сухой док в Девонпорте модернизируют, увеличат в размерах и сертифицируют для обслуживания атомных подводных лодок. Но пока этот вопрос не рассматривался министерством обороны даже в теории. И это делает ситуацию с ремонтом и обслуживанием британских АПЛ очень сложной, можно сказать, опасной. Поскольку для этих целей есть только один док в Розайте.

К тому же в 2035 году у «Эстьют» закончится срок эксплуатации. После чего либо списание, а куда ее списывать, если еще ни одна из списанных британских АПЛ не утилизирована. Либо длительный, дорогостоящий ремонт. Если для этих целей занять единственный док в Розайте, то на случай каких-либо ЧП не остается вообще ничего. После чего такие ремонты или списание ожидают все остальные «Эстьюты».

Помимо вышеперечисленного, есть еще одна проблема.

Очередную программу строительства кораблей в королевском флоте всегда страховала предыдущая. Так, «Трафальгаров» страховали «Свифтшуры». Последний из них «Скептр» списан даже позже «Трафальгара» – в 2010 году. Последний из «Триумов» совсем недавно сбегал до Гибралтара и обратно. Понятно, что это сугубо рекламный ход перед списанием, но тем не менее лодка на ходу. А вот кто и как будет страховать перспективную австралийско-британскую МАПЛ, вопрос открытый.

Это что касается ремонта, теперь поговорим о строительстве.

Строительство

После того, как стапель освободится от последнего «Эстьюта», на нем заложат «Дредноут». Если учесть, что даже «Эстьюты» строились в среднем по десять лет, то сколько времени займет строительство большей по размерам и более сложной технически лодки, можно только гадать.

Теоретически к 2035 году на стапеле будет корпус второго «Дредноута». В идеальной ситуации, что очень вряд ли – третьего. То есть строить перспективную лодку для AUKUS просто негде.

Теперь вернемся к американским «Вирджиниям».

Ситуация приблизительно такая же, как и в Англии. МАПЛ, как и будущие ПЛАРБ, типа «Колумбия» строят две верфи, которые взаимосвязаны по корпусам. Остановка одной верфи означает полную остановку всего строительства.

Темпы строительства тоже сильно отстают от желаемых. Пока что американцы вытягивают 1,2 лодки в год, вместо положенных двух. Но и тут, есть нюансы.

Так, строительство двух очередных лодок типа «Виржиния» Block V, SSN-812 и SSN-813 было задержано более чем на год из-за спора между Пентагоном и фирмой «Дженерал Электрик» об ответственности в случае взрыва ракеты наземного базирования Tomahawk на борту подводной лодки. До 2018 года военно-морской флот принимал на себя ответственность General Dynamics в случае аварии «Томагавка» на борту строящейся подводной лодки, что является необычно рискованным мероприятием из-за более высокоэнергетичного топлива.

Тупиковая ситуация между военно-морским флотом и General Dynamics задержала закупку материалов для двух подводных лодок почти на год, ранее сообщали USNI News.

Вот так, за здорово живешь американский флот вместо двух «Вирджиний» получил один большой «0».

Учитывая, что ситуация с ремонтом просто катастрофическая, АПЛ стоят в ремонте по шесть лет и больше. Флот пытается перебросить ремонты на фирмы-изготовители, у которых и без того проблем выше крыши.

Откуда в начале 2030-х годов возьмутся три лишних «Вирджинии», можно только гадать.

Тем более что флот США втягивается в длительную и дорогостоящую гонку с ВМФ Китая. И перспективы США в этой гонке выглядят, мягко говоря, не блестяще.

Тут, правда, автор немного дополнил британского публициста. Всех интересующихся оригиналом отсылаю на сайт Navalnews, статья называется «Понимание сроков программы подводных лодок AUKUS».

P. S.

Картинка имеет сугубо иллюстративный характер.

Автор:
Николай Евтушенко
Использованы фотографии:
www.hisutton.com