13 июля президент Владимир Путин принял участие в пленарном заседании Форума будущих технологий «Вычисления и связь. Квантовый мир». Перед началом пленарной сессии он осмотрел выставку передовых разработок в области квантовых технологий ГК «Росатом» и ОАО «РЖД». Видимо, именно они теперь назначены драйверами российских квантовых технологий.

Поэтому в президиуме вместе с Владимиром Путиным были:

  • Модератор Руслан Юнусов, сооснователь Российского квантового центра ООО «Международный центр квантовой оптики и квантовых технологий».
  • Алексей Фёдоров, глава научной группы в Российском квантовом центре.
  • Илья Семериков, руководитель субгруппы в Российском квантовом центре и сотрудник Физического института Академии наук, разработчик 16-кубитного квантового компьютера.
  • Надежда Борщевская, лаборатория оптики Центра квантовых технологий Московского государственного университета.
  • Олег Белозёров, глава ОАО «Российские железные дороги».
  • Владимир Егоров, заместитель директора Национального центра квантового интернета ИТМО.

Во вступительном слове Владимир Путин подчеркнул общий принцип управления государством, который вполне распространим на современные технологии: «Мы ставим перед собой выполнимые задачи, нужные для нашей страны, идём к ним уверенно и добиваемся  результатов». Президент сосредоточился на том, как Россия строит международное научное и технологическое сотрудничество в условиях фактической блокады, объявленной нашей стране властями и правящими элитами некоторых стран. Высказывание содержит скрытый смысл: в некоторых странах власть – только марионетки, а реально процессами управляют именно глобальные  элиты. Вопреки всему, по мнению Путина, «Россия будет идти только вперёд, причём своим собственным путём, не изолируясь ни от кого в то же самое время». Когнитивного диссонанса это утверждение не вызывает.

Президент считает, что главное для опережающего развития страны – сосредоточить усилия на приоритетных задачах:

«Во-первых, на тех направлениях, где мы уже обладаем технологиями и продуктами глобального уровня, например в атомной энергетике, в искусственном интеллекте и во многих других сферах». Жаль, что те, кто готовил доклад Путину не «огласили весь список». К слову искусственный интеллект точно не относится к нашим достижениям. Балет – да, ИИ – нет.

«Во-вторых, на тех областях, которые являются критическими для развития страны и где мы в обязательном порядке должны – именно должны – обладать собственными компетенциями. При этом у нас должны быть не просто научные разработки и базовые решения, а вся технологическая и производственная цепочка: собственное оборудование, элементная база, программное обеспечение и, конечно, люди, кадры». С этим не поспоришь, в 90-е годы во время приватизации были полностью разрушено порядка 30 000 крупных и мелких заводов. Поэтому соединить производственную цепочку не удается до сих пор. Главное, что не стало инструментальной промышленности и заводов для производства станков.

При решении этих задач, со слов президента, Россия не собирается замыкаться на себе, а напротив, намерена создавать и расширять равноправные, взаимовыгодные технологические и научные альянсы с другими государствами, в том числе со странами БРИКС. Правда, здесь очень важно, как они понимают это самое «равноправие». Как одну из важнейших задач на следующий год председательства России в этой организации дружественных стран, Путин видит развитие «передовых технологиях вычислений, обработки, хранения и передачи данных». При этом принципиальная задача видится ему как «внедрение управления <государством> … на основе больших данных». По мнению президента, «цифровые платформы позволят развивать умные города и беспилотные системы, использовать «цифровые двойники» технических систем и процессов их производства, начать широкое применение точного земледелия в сельском хозяйстве, выйти на новый уровень в логистике и энергетике, в развитии телемедицины и онлайн-образования, в предоставлении госуслуг и осуществлении финансовых расчётов». Это стандартный набор «заманух» от цифровизаторов, которые позволят жизнь граждан сделать более удобной в клетке G5-G6. Цифровые технологии станут, по мнению первого лица государства, «системообразующей инфраструктурой для дальнейшего развития, для будущего нашей экономики в целом».

Решение этой глобальной задачи Путин видит через новый национальный проект на период до 2030 года  по формированию экономики данных, который планируется подготовить к следующему лету. В нем обозначены 7 (семь) составляющих:

  1. Сбор данных. Имеется в виду в применение высокочувствительных датчиков, включая квантовые сенсоры, которые радикально повышают точность позиционирования объектов, позволяют обнаруживать заболевания на самых ранних стадиях, применяются в других передовых областях, например в системах спутниковой и наземной связи.
  2. Передача данных, развитие систем связи. Это системы G5-G6, которые смогут передавать информацию в режиме реального времени, что критически необходимо для развития робототехники, систем беспилотного транспорта и автоматизации городской среды.
  3. Суверенная инфраструктура для вычислений и хранения данных внутри страны. Это отечественные облачные платформы и центры обработки данных, которые смогут эффективно поддерживать работу государственных органов, предприятий, операторов связи, а также вычислительные мощности собственного производства, в том числе на качественно новых принципах — с использованием квантовых и фотонных технологий.
  4. Безопасность данных. Необходимо продолжить работу над технологиями квантовых коммуникаций и квантового шифрования.
  5. Суверенные и национальные стандарты и протоколы работы с данными. Такие стандарты необходимы для надёжной обработки и хранения данных, в том числе персональной информации граждан, для применения технологий квантовой криптографии.
  6. Алгоритмы обработки и анализа данных, включая решения в области искусственного интеллекта, а также отечественное программное обеспечение.
  7. Хранилища кода. Это отечественные платформы и сервисы, которые нужны для совместной работы программистов не только из России, но и из других государств мира.

Вот такая картина будущего маслом. Так его видит президент и хорошо, что он заглядывает вперед, но лучше всего делать это все-таки своими глазами.

Владимир Путин отлично понимает, что для решения задач нацпроекта экономики данных необходимо «развитие серийных производств по выпуску особо чистых материалов и технологических сред» — то самое производство средств производства. Однако шаги в будущее, которые  цифровизаторы выдают за инновации, совершенно не то, чем кажутся. Сложно поверить, что московский квантовый кластер, к созданию которого  приступило правительство столицы в лице Департамента информационных технологий Эдуарда Лысенко, будет сильно отличается от деревень князя Потемкина

Может заявленные президентом будущие «мегагранты» помогут российским ученым и производственникам поднять цифровую отрасль. Но это произойдет только при их полном контроле независимой государственной структурой. Иначе и их разворуют близкие к тому же Минцифры интересанты. В этом плане показателен произведенный давеча арест замминцифры Максима Паршина по подозрению в получении взятки в особо крупном размере.

РИА Катюша