© MAKSIM KONSTANTINOV/GLOBALLOOKPRESS

За год доллар по отношению к рублю вырос на 74%. Таким образом, за этот период времени российская национальная валюта ослабла сильнее, чем даже турецкая лира (55%), посчитали аналитики.

Если девальвация будет продолжаться с такой же скоростью, как сейчас, то уже через год доллар будет стоить 150 рублей и выше. Фактически речь идёт о том, что с приходом десять лет назад Эльвиры Набиуллиной в ЦБ стартовал период высокой волатильности и постоянного ослабления рубля. В эти дни российская национальная валюта проходит очередной этап девальвации. Евро и доллар торгуются на уровнях конца марта прошлого года. Давление на рубль беспрецедентное. Ключевая причина — ситуация с платёжным балансом страны. Относительно низкие глобальные цены на углеводороды уже привели к дисбалансу между экспортом и импортом. В ЦБ согласны с этим выводом, но подчёркивают, что данный факт не несёт рисков для финансовой стабильности. Однако, по мнению экспертов, в происходящей девальвации есть важные нюансы.

«Мы видим четыре квартала подряд непрерывной, причём сильной девальвации рубля, а теперь давайте вспомним: а было ли вообще хоть когда-либо в российской истории такое? И я скажу, что не было. То есть  ни в 2014-м, ни в 2008-м, ни в 1998-м четырёх подряд кварталов сильной девальвации не было. Всё ограничивалось тремя кварталами. Это принципиальнейший момент, который мы сейчас видим, — говорит финансовый аналитик Владимир Левченко. — И более того, девальвация рубля сейчас несёт за собой гораздо более серьёзные последствия. И не только макроэкономические, социальные и политические и можно там продолжать дальше. Но это не тема текущего эфира, поэтому то, что сейчас происходит, это серьёзный подрыв не только экономики России, это очень и очень серьёзная история, и игнорировать такие вещи нельзя категорически. Более того, мы видели ускорение девальвации после 24 июня в моём родном городе, и тогда я говорил всем, что нужно срочно, прям срочно вводить контроль над потоками капитала. Если этого не сделать, будет катастрофа, которую мы сейчас и наблюдаем, и абсолютно причём рукотворная катастрофа. И в ней люди — тот же Антон Силуанов и люди в ЦБ  — просто отказываются воспринимать реальность, это преступная халатность или что-то более серьёзное? Я не знаю».

Обвал рубля связан и с рекордным бегством капитала из страны. Так, за минувшие пять кварталов (с 1 января 2022-го по 31 марта 2023-го) из России ушло почти $160 млрд. Более сильный отток был в конце кризисного 2008 года, когда за аналогичный период из России было выведено $195,5 млрд. По мнению академика Сергея Глазьева, одна из причин происходящего — политика российского Центробанка.

«С учётом ареста и грядущих конфискаций наших активов за рубежом проводимая ЦБ политика есть не что иное, как снисходительство. Созданное его руководством канала финансирования войны недружественных стран против России за наш счёт».

Однако и это ещё не всё. На фоне очередного витка девальвации министр финансов Антон Силуанов делает весьма странное заявление о том, что инфляция в России замедляется. Сейчас она, по его словам, составляет 3,2%.

Абсурдное заявление прозвучало на фоне публикации в правительственной «Российской газете», где указывается, что из-за ослабления рубля автомобили подорожают ещё на 15-20%. Цены на машины, которые ввозят в Россию по параллельному импорту, увеличиваются вслед за курсом доллара и евро. Следовательно, растёт и конечная стоимость ввезённых товаров. Предпосылок к снижению цен нет.

И «вишенка на торте» — Минфин предложил сегодня секвестрировать на 10% расходные статьи госбюджета. Дескать, денег нет, но надо держаться. И это несмотря на то, что цены ещё не отыграли нынешнюю девальвацию российского рубля. Кстати, в эту пятницу ЦБ, скорее всего, повысит ключевую ставку, что потенциально может стабилизировать курс рубля. Однако данное решение моментально ударит по реальному сектору экономики. Очевидно, что нынешний финансово-экономический курс, мягко говоря, потерпел фиаско. Важно не только осознать данный факт, но и приступить к исправлению допущенных ошибок. Например, начать с кадровых изменений.

ЮРИЙ ПРОНЬКО