В Донецкой Народной Республике состоялись праймериз партии «Единая Россия». Суть мероприятия — проведение предварительного голосования по отбору кандидатов в депутаты на предстоящих осенью выборах. Жители Донбасса впервые принимали участие в этом. Впечатления смешанные: с одной стороны присутствует надежда на лучшее, с другой, голосовавшие отмечают, что в списках нет новых лиц, на появление которых так надеялись люди, почти нет там и защитников республики, тех, кто с оружием в руках защищал и продолжает защищать Родину. И, разумеется, админресурс — куда же без него.

Если бы не война, голосовать пришло бы больше

Праймериз в ДНР проходили в течение шести дней, с 22 по 28 мая, и отличалось, по словам ряда участников, большой демократичностью.

Так, дончанка, экономист по профессии, Светлана Волкова отметила, что любой желающий член партии «ЕР» мог сдать свои документы по установленной форме для участия в предварительном голосовании.

Светлана отметила, что первоначально жителям ДНР было предложено электронное голосование в связи со сложной военной обстановкой в республике и сохраняющейся опасностью обстрелов. Затем было открыто порядка ста очных участков для голосования.

«С их адресами можно было ознакомиться на сайте ЕР, а также в соцсетях. Лично я проголосовала на своей малой родине, в Старобешевском районе, участок для голосования был открыт в музее Паши Ангелиной», — говорит Светлана.

По словам нескольких собеседников «Антифашиста», ажиотажа на праймериз не было, «но люди приходили и голосовали».

«Понятно, что праймериз проходили фактически под обстрелами ВСУ. Поэтому большая часть людей осторожничала, но все равно многие приходили на участки и голосовали…».

Жители Донецка уверены, что если бы не военная ситуация, желающих проголосовать было бы в разы больше.

«…Были бы даже очереди, как, например, в 2014 году, когда проводился референдум. Мы же выбираем не только кандидатов в депутаты Народного Совета, но и депутатов местных советов, тех, кто будет решать проблемы районов и это очень важно для нас всех», — пояснила «Антифашисту» одна из участниц праймериз, юрист по профессии Инна Воскобойникова.

Медсестра Виктория Квашина проголосовала через интернет, предварительно зарегистрировавшись на Госуслугах. «Это очень удобно, потому что я живу в Киевском районе, а он постоянно обстреливается. На телефон мне пришло смс с кодом, и через личный кабинет я получила доступ к бюллетеням с фамилиями кандидатов в депутаты…».

На вопрос обязательно ли проводить праймериз перед выборами, жительница Донецка заметила, что праймериз имеет отношение к рейтингу каждого отдельного кандидата.

«Благодаря праймериз партия, которая организует этот процесс, по рейтингам кандидатов может составить впечатление, достоин ли человек идти в депутаты, или нет».

Отсутствуют новые лица и те, кто защищал республику

Некоторые участники голосования указали на ряд недостатков в ходе его проведения. Так, житель Горловки, инженер Виктор Головин заявил, что главной проблемой считает отсутствие новых лиц среди кандидатов.

«Создается впечатление, что среди кандидатов нет случайных или новых людей, все старые лица. Такое ощущение, что список первых 80-ти кандидатов вообще был готов заранее. Хотя, например, некоторые фамилии, такие, как Саша Хряков (19-ый в списке) и Валера Скороходов (10-ый в списке), известны достаточно узкому кругу, большинство нашего народа их не знает, и, тем не менее, они в числе тех, кто входит в первую двадцатку. В то же время, ректор университета – 77-ой в списке, следом за ним идет ректор ДПИ – 78-й в списке….».

Еще один участник праймериз, макеевчанин, бывший ополченец Станислав К. отметил, что обнаружил в списках кандидатов всего около 2% тех, кто воевал и защищал республику с оружием в руках.

«Помнится, врио главы ДНР заявлял, что в списках будут новые люди, ополченцы, военнослужащие, которые воевали за Донбасс, но оказалось, что этих людей меньше 2%», — говорит он.

«Походы» и скриншоты

Части респондентов не понравились коллективные «походы» бюджетников на участки для очного голосования.

«Наш преподавательский состав, как первоклассники, коллективно, во главе с директором, пошел на участок для голосования… Ничего подобного в других субъектах РФ не наблюдалось, но Донбасс — особый регион, здесь так…», — отметила Анна Г., педагог одной из школ Ворошиловского района Донецка.

По словам дончанки, немало нареканий вызывало и требование руководства школ и вузов высылать скриншоты от проголосовавших.

«Надо было скриншоты высылать ректору или руководству школы в чаты. То есть, непонятно, почему было такое недоверие к людям…».

Преподаватель одной из центральных школ Донецка Светлана С. рассказала, что им посоветовали проголосовать просто «за всех».

«Мы же не знаем, кто какой кандидат, поэтому нам завуч посоветовала проголосовать «за всех». В бюллетене есть такая графа. Мы и проголосовали. Потом она решила перестраховаться и предложила еще проголосовать очно, но мы пояснили, что уже проголосовали в электронном режиме, и под обстрелами на участок (для голосования) идти нет смысла».

Наиболее осведомленные в отношении партийной структуры «ЕР» дончане задались вопросом, почему в руководстве региональной ячейки нет донецких представителей.

«У нас руководит отделением «ЕР» человек из Ростова, и два из Курска. А где же донецкие? Их нет», — подчеркнул один из опрошенных участников праймериз.

Большая часть собеседников «Антифашиста» сошлась во мнении, что если состоятся выборы осенью, кто действительно прошел в депутаты, станет известно после первой сессии Народного Совета и местных советов.

«Многие думают, что праймериз все уже определил, на самом деле, со своими депутатами мы познакомимся только осенью, если выборы состоятся», — заявила одна жительница Донецка.

По ее мнению, поскольку ВСУ стоят в десяти километрах от Донецка, нет гарантии, что противник не попытается наступать на город, в таком случае, выборы могут быть перенесены на другой срок либо отменены вовсе.

«Прошедшие праймериз, я думаю, будут вспоминать, как еще одно мероприятие, подобное тому, в котором мы все участвовали в 2016 году. Главное ведь не сами праймериз, как таковые, а то, какие изменения после выборов произойдут в республике, станут ли наши люди жить лучше? Вот в чем вопрос», — резюмировала участница предварительного голосования.

Что ж, позитивные изменения, на которые надеются жители ДНР, голосуя за кандидатов в депутаты разных уровней, действительно главное. Но здесь, как говорится, поживем – увидим. Надежда людей на лучшее присутствует, кредит доверия пока есть, а вот как им распорядится власть, станет видно уже ближе к концу года.

Екатерина Ветрова