ФОТО: FOTOGRIN/SHUTTERSTОСK.СОM

Конец гегемонии Запада уже не за горами, и это очевидно всем, говорят политологи. И не только в России. Но мы видим, что евроатлантический мир не сдаётся и готовится к решающей схватке в своей истории. Что должны в этой ситуации делать сторонники многополярности, сторонники более справедливого мироустройства? На этот вопрос ответил известный швейцарский политолог Ги Меттан.

Царьград: Господин Меттан, сегодня мы всё чаще слышим, что старый миропорядок рушится. Так ли это, на ваш взгляд?

Ги Меттан: Я думаю, что мы живём в очень интересную историческую эпоху. Мы наблюдаем упадок прежнего миропорядка с доминированием политического Запада во главе с США, а также подъём новой политический силы – глобального Юга или глобального Востока. Но не стоит тешить себя иллюзией, что прежний миропорядок уже мёртв. Он увядает, но ещё не исчез.

И мы должны иметь это в виду. Поэтому я предлагаю подумать над тем, как мы можем укрепить нашу идеологическую базу, как мы можем представить наше видение нового миропорядка, многополярного миропорядка, чем мы можем это видение подкрепить? И чем мы можем заменить существующий нарратив? Ибо я полагаю, что Запад всегда будет играть важную роль.

 ГИ МЕТТАН. ФОТО: KATEHON.COM

– Если Запад пытается осложнить проявления многополярности в мире, то как именно он это делает? И что в таком случае делать нам, как с этим бороться?

– Запад по-прежнему может навязывать нам свой нарратив, западные ценности – демократию, свободу слова, права человека. И мы говорим про использование этих ценностей как инструмента, как оружия. Но этот нарратив ещё достаточно эффективен: может быть, он менее эффективен на глобальном Юге, но достаточно эффективен в мировом общественном мнении.

Таким образом, нам нужно укрепить нашу идеологическую или философскую составляющую. Поэтому теперь нам необходимо реанимировать старые или создать новые аналитические центры, в которых мы могли бы обсудить, как нам двигаться дальше. Какие философские идеи, какие ценности, какое видение этого мира мы можем предложить.

И у нас есть все возможности, чтобы предложить какую-то единую ценность. Например, мир. Если мы с вами возьмём русский язык, то у слова «мир» существуют два значения. Это важно для того, чтобы представить образ этого нового мира, который формируется перед нашими глазами.

– Получается, что вместо демократии, прав человека, свободы слова мы предлагаем мир? А это разве не понятия одного порядка?

– Это означает, что у нас могут быть мир и гармония. Это одна из таких концепций, которую мы можем предложить международному общественному мнению не как альтернативу, а как универсальную ценность, входящую в противоречие с инструментализацией таких ценностей, как свобода или демократия, которые уже, по своей сути, выхолощены.

Я нахожусь в Женеве, а Женева – это международный центр мультилатерализма. Не многополярности, а мультилатерализма. Он связан с ООН и другими международными организациями. Я думаю, мы не должны оставлять этот мир атлантическому нарративу международных организаций, и поэтому мне кажется, что очень важно создавать свои аналитические центры, think tanks.

– А где и как, по вашему мнению, могли бы появиться такие центры?

– Мне кажется, очень важно создавать свои представительства при посольствах стран БРИКС, ШОС и в других организациях. То есть там, где международное сообщество собирается и встречается с представителями гражданского общества и неправительственными организациями. Также мы не должны отдавать ООН и другие международные организации на откуп западным странам. Мы можем внести свой вклад – и интеллектуальный, и политический – для укрепления нашего присутствия, для выработки видения многополярного мира.

Самые яркие выступления и главные смыслы – в нашей специальной рубрике «Марафон многополярности».

РЕДАКЦИЯ ЦАРЬГРАДА