ФОТО: FRIEDEMANN KOHLER/DPA/GLOBAL LOOK PRESS

Слухи о снятии с должности генерал-полковника Рустама Мурадова, до сегодняшнего дня командовавшего группировкой «Восток», активно муссируются на передовой. Что там говорят, выяснил наш военкор у бойцов в зоне СВО.

Сирийский след

Мой собеседник, здоровенный спецназовец с позывным Араб, при моих словах о том, что генерала Мурадова освободили от должности, хмурится:

Серьёзно? Не знаю, что сказать. Он такое в Сирии вытворял, брат! Прикинь? Отправлял парней на задания без «бээрок». А если их начинали требовать – давил авторитетом и в итоге пацаны вынуждены были подчиняться.

Поясню: «бээрка» – это «боевое распоряжение». Документ, подтверждающий факт того, что боец выполняет задачу по конкретному приказу конкретного командира. И в случае ранения или гибели дающий этому бойцу или его родным право на компенсации. Ну, и при наличии «бээрки» отдавший приказ начальник имеет все шансы понести причитающуюся ответственность.

Если же такого документа нет, то и ранений как бы нет – лечение и реабилитация за свой счёт. И за погибшего в бою никто никаких выплат не получит. Хорошо, если выдадут тело, чтобы хоть похоронить по-людски. А ещё родные могут получить судебный иск с требованием выплатить стоимость уничтоженной противником техники. Подчеркну – это частное мнение бойца спецназа, воевавшего в своё время в Сирии.

Трагедия Угледара

В интернете есть десятки свидетельств того, как был организован штурм Угледара – когда для морпехов 155-й бригады район сосредоточения с последующим выдвижением на рубеж развёртывания в боевые порядки был назначен в преступной близости от оборонительных позиций противника и наши должны были идти к нему в составе ротных колонн. Должны были… Но артиллеристы ВСУ своего не упустили, нанеся удар ещё на стадии формирования колонн, и потери среди «чёрных беретов» были страшными.

Многие мои собеседники обвиняют в этих потерях именно генерал-полковника.

Мурадов, командуя целой группировкой, очень часто пытался давать указания чуть ли не батальонного уровня. Руководствуясь при этом исключительно постулатами академической военной науки и игнорируя реальное положение дел на плацдармах,

– поделился мнением один из бойцов, пожелавший остаться анонимным.

Что ж… Вероятно, юридические последствия той провальной операции ещё наступят. Тогда мы и узнаем, обоснованы ли были упрёки, адресованные генералу.

Что с того?

Ещё раз: информация об уходе генерала Мурадова с должности появилась пока что лишь в нескольких ТГ-каналах, и официального её подтверждения до сих пор не было. Тем не менее в Сети уже начались разговоры, кто может занять освободившуюся должность.

Бойцов же, которые сидят в окопах, «высокая военная политика» интересует мало. Но они как один уверены: новый командующий – если рокировка подтвердится – должен работать, исходя из опыта конкретно этого вооружённого конфликта. Потому что СВО – это боевые действия совершенно нового уровня, направленные против сильного и умелого противника, натасканного Западом и вооружённого западным же оружием. Ни с чем подобным мы не сталкивались, пожалуй, с 1945 года.

АЛЬГИРДАС МИКУЛЬСКИС