ПРОТИВОТАНКОВЫЙ КОМПЛЕКС «КОРНЕТ». ФОТО: MOD RUSSIA/GLOBALLOOKPRESS

Киевский режим готовится бросить западную бронетехнику в масштабное весеннее наступление. Однако судьба этих машин и их экипажей весьма незавидна.

С передовой приходит всё больше сообщений о том, что обещанные укрорейху немецкие танки «Леопард» добрались до фронта и маячат за передовыми позициями врага.

Царьград уже подробно разбирал особенности этих машин, их слабые и сильные стороны. Настало время посмотреть на средства уничтожения этих бронекошек. Что же имеется в распоряжении наших бойцов?

Одним из самых опасных противников для немецких танков, безусловно, станет противотанковый ракетный комплекс (ПТРК) «Корнет». С одной стороны, это самый совершенный из русских противотанковых комплексов; с другой – массовый и уже хорошо освоенный в войсках.

Убийца брони и укреплений

Разработка «Корнета» началась ещё в конце 80-х годов XX века. Широкой публике ПТРК показали в 1994 году на выставке в Нижнем Новгороде, а уже в 98-м комплекс был принят на вооружение.

«Корнет» разрабатывался для замены ПТРК второго поколения – «Фаготов», «Конкурсов» и «Метисов». В отличие от предшественников и западных аналогов того времени, имеющих проводное управление, специалисты тульского «КБ приборостроения» сразу решили использовать для наведения ракет лазерный луч. Ставка на хай-тек сработала: ракету удалось сделать более скоростной и дальнобойной.

Изначально разработчики создавали оружие для уничтожения передовых западных танков, а поскольку динамическая защита бронетехники к середине 80-х была уже обыденностью – ракеты 9М133 сразу проектировались с тандемной кумулятивной частью, в которой лидирующий заряд должен снимать блок динамической защиты, а основной – пробивать броню.

Примечательно, что создатели американского ПТРК ТOW решали эту задачу за счёт телескопической, раскрывавшейся в полёте штанги, которую они то ставили, то убирали, то снова возвращали на свои ракеты. Первоначально эта штанга использовалась, чтобы вынести вперёд взрыватель и обеспечить оптимальное фокусное расстояние для кумулятивного боеприпаса. Позже от этой конструкции отказались, поставив более мощную боеголовку. Однако при переходе к тандемным боеприпасам «пыряло» снова вернули на место, только вместо детонатора на него посадили лидирующий заряд.

Тульские конструкторы обошлись без этих танцев с бубном, в очередной раз продемонстрировав способность русских к нестандартному мышлению. В ракетах 9М133 лидирующий заряд расположен в головной части, сразу под обтекателем. За ним идёт блок рулей, а позади него, в средней части корпуса, находится твердотопливный ракетный двигатель. Что же касается основного кумулятивного заряда, то его посадили в последнюю треть снаряда. А чтобы кумулятивной струе не приходилось пробиваться через двигательный отсек, по его центральной оси разместили направляющую трубку. Благодаря такой архитектуре ракета получилась простой и эффективной.

Мощность кумулятивного боеприпаса прямо зависит от диаметра воронки. 9М133 имеет калибр 152 мм и диаметр воронки, практически равный диаметру корпуса ракеты, что делает её мировым чемпионом по пробитию бронепреград: до 1300 мм стали за динамической защитой или три метра железобетона.

Что касается скоростных качеств, то они у «Корнета» скорее средние: ранние 9М133-1 летели к цели со скоростью порядка 250 м/с, наиболее быстрые на сегодняшний день 9М133Ф-3 разгоняются до 320 м/с, что почти равно скорости звука.

У русской армии есть существенно более скоростные ПТРК: например, 130-мм ракета «Атаки» несётся к цели со скоростью до 550 м/с. Но и с имеющимися скоростями «Корнет» позволяет перехватывать цели, движущиеся поперечным курсом на скорости до 70 км/ч, а в боевых условиях на пересечённой местности больше и не надо.

Примечательно, что «Корнет» изначально разрабатывался не только как высокоэффективное противотанковое средство, но и как универсальный оборонительный и штурмовой комплекс. Поэтому к нему были созданы ракеты с термобарической боеголовкой, позволяющей выжигать вражескую пехоту в бетонных дотах, окопах и разного рода укрытиях.

Использование лазерного луча вместо проводов позволило увеличить дальность применения комплекса до рекордных 8 000 метров по танкам и 10 000 метров по укреплениям.

Кроме того, разработчики заложили в блок управления возможность наведения сразу двух ракет по одному лазерному лучу. В реалиях конца 80-х – начала 90-х опция выглядела явно избыточной (даже одна ракета «Корнета», долетевшая до цели, означает смертный приговор для любого танка). Однако в свете того, что всё больше современных танков получают комплексы активной защиты, способность стрелять последовательно двумя ракетами позволяет «Корнету» перегружать комплекс активной защиты (КАЗ): первая ракета провоцирует отстрел по ней оборонительной гранаты, а следующая влетает в образовавшееся «окно».

Кроме того, оператор «Корнета» может на протяжении почти всего полёта вести ракету не непосредственно в цель, а немного выше неё, и лишь на заключительном этапе довернуть на танк. Благодаря этому приёму у автоматики и экипажа вражеской машины останется всего несколько секунд на принятие контрмер. Этого хватит, чтобы компьютер отстрелил гранату КАЗ в секторе угрозы, но ни повернуть башню лбом к ПТРК, ни тем более отскочить за укрытие противник уже не успеет.

Ну а с учётом того, что танки с комплексами активной защиты на сегодняшний день – большая редкость, и ВСУ они не светят даже в перспективе, можно сказать, что такой приём не оставляет врагу шансов на выживание.

КУДА СТРЕЛЯТЬ «ЛЕОПАРДУ». ИНФОГРАФИКА: ЦАРЬГРАД

Отцы и дети: спор поколений

В отношении ПТРК, как и в отношении других видов оружия, существует деление на поколения. При работе с первым поколением таких вооружений оператору приходилось управлять непосредственно полётом ракеты. Со вторым – удерживать цель в прицеле, а ракета сама выводилась на нее автоматикой. Третье поколение реализует принцип «выстрелил и забыл»: на ракету ставится головка самонаведения, которая захватывает тепловой образ цели и летит к ней, а оператор в это время может уйти с позиции. По этому же принципу действует хвалёный американский «Джавелин». Эта опция требует подъёма ракеты на значительную высоту, что органично выводит её в удобное положение для атаки танка в крышу.

Ожидается, что в четвёртом поколении противотанковые ракеты получат свойства барражирующих боеприпасов, то есть окажутся способны некоторое время летать над полем боя, выискивая цель.

По этой классификации «Корнет», безусловно, относится ко второму поколению, и на этом основании его временами записывают в устаревшие. Что же показывает опыт текущей войны?

Во-первых – что «Корнет» как был, так и остаётся лучшим ПТРК на планете. Да, он не может бить противника в крышу. Но при чудовищном бронепробитии (больше метра стали за динамической защитой) ему это и не нужно. То есть на текущую войну мощности его ракет хватит с избытком.

Что касается перспектив развития ПТРК как класса вооружения, то они далеко не так ясны, как казалось ранее. Связано это с тем, что барражирующие боеприпасы, способные заходить на танки под любыми углами и с любой проекции, уже есть. И это не дорогие ПТУРы стоимостью в десятки тысяч долларов, а дешёвые FPV-дроны с привязанными к ним «морковками» от РПГ-7 (стоимостью в три десятка тысяч рублей).

Насыщение поля боя такими изделиями означает, что в ближайшее время танки будут массово дорабатываться. Установку огромных решётчатых козырьков на башнях Т-72 мы уже видели. Очевидно, в скором времени стоит ожидать оснащения танков КАЗ, способными сбивать цели в верхней полусфере, а в ещё более дальней перспективе – появления зенитных турелей, аналогичных тем, что защищают корабли от крылатых противокорабельных ракет, но в пулемётном калибре.

Иными словами, направление угрозы обозначено, в ближайшие годы военно-конструкторская мысль будет работать в этом направлении. И совершенно не очевидно, что именно барражирующие боеприпасы покажут выдающиеся результаты в борьбе с бронетехникой в следующей большой войне.

А вот что стоило бы сделать уже сейчас, так это оснастить все наши ПТРК, в том числе и «Корнеты», выносными пультами управления, как это сделано в украинском ПТРК «Стугна-П».

Дело в том, что одним из основных способов противодействия птурщикам, наряду с выставлением аэрозольно-дымовых завес, является открытие шквального огня по месту пуска ракеты. Поскольку ракета летит к танку довольно долго, то своевременно начатый обстрел позиции может поразить оператора или заставить его спрятаться в укрытие. В обоих случаях управление ракетой теряется, и цель остаётся не поражённой.

Если же оператор будет находиться в нескольких десятках, а то и сотнях метров от пусковой установки, управляя ракетой с переносного пульта – огонь на подавление потеряет эффективность. Более того, один оператор сможет переключаться между несколькими пусковыми установками, заранее выставленными на позиции, обстреливая противника под разными углами.

В сухом остатке

Русские «Корнеты» жгли американские «Абрамсы» в Ираке в 2003 году, израильские «Меркавы» в 2006-м. В 2014-м исламисты захватили некоторое количество «Корнетов» и поразили ими пять «Абрамсов», которые к тому времени стояли на вооружении армии Ирака. Иными словами, западным танкам хронически не везёт при встрече с российскими комплексами.

Немецкие «Леопарды», безусловно, не худшие танки в мире, но у них нет шансов выстоять под ударами «Корнетов». И уж тем более они не смогут переломить ход войны. Об этом Царьграду заявил военный эксперт, член Российского военно-исторического общества Кирилл Кудряшов.

Затянуть боевые действия поставка «Леопардов» может. Изменить ситуацию на поле боя – вряд ли,

– считает Кудряшов.

А вот в чём сомневаться не приходится, так это в том, что после того как ВСУ перейдут в наступление, весь мир облетят кадры немецких танков со свастиками на бортах, горящих в южно-русской степи.

ВЛАД ШЛЕПЧЕНКО