ФОТО: SHUTTERSTOCK.COM. КОЛЛАЖ: ЦАРЬГРАД

В советское время в нашей стране высоко ценились труд и люди труда. К сожалению, их ценность практически нивелировалась за последние либеральные десятилетия. Но сегодня, наконец, возвращается в Основы государственной политики. Нет сомнений: только если мы сможем возродить подлинную ценность созидательного труда, то возродим и величие России. Подробности – в очередной, тринадцатой части «Азбуки традиционных ценностей».

Константин Малофеев: Очередная часть «Азбуки традиционных ценностей» посвящена букве «Т» – созидательному труду.

Протоиерей Андрей Ткачёв: Если бы у Христа была трудовая книжка, Он был бы в ней записан плотником. Если бы у Адама была трудовая книжка, он бы в ней проходил как садовник. Пастушки, которые услышали «слава в Вышних к Богу», были именно пастухами. То есть у них в трудовой книжке стояла бы запись «пастух». Как и у будущего Царя Давида. Вообще, в пространстве Библии мы не найдём лентяев, которые бы получали откровения. Мы находим работяг. Собственно, и Господь ищет Себе учеников среди рыбаков.

В Библии мы видим отношение к труду не как к подневольному занятию человека, некоему бессмысленному ишачьему ношению поклажи с утра до вечера без передышки. Мы видим труд как благословение, как творческое занятие человека, как источник особой радости. У труда есть много нераскрытых сторон. Некоторые из них вскрыли в Советском Союзе. В классических книгах его основателей было написано, что без труда нет морали. И мы это прекрасно видим в процессе воспитания наших детей.

Если ребёнок, например, никогда ничего себе не стирал, то он легко пачкает свою одежду. Но если он её сам постирал, а тем более сам зашил – то будет беречь. Если он будет убирать у себя в комнате, то не позволит там сорить и мусорить. Если однажды помоет с мамой окна, то будет с печалью наблюдать, как они через месяц становятся грязными.

Вообще, ничего не жалеет только тот, кто ничего не творил. Это бес. Ему ничего не жалко. А человек должен жалеть чужой труд – исходя из того, что он сам потрудился. Это великая мысль: без труда нет морали. Она есть, по факту, не только у религиозных, но и у совершенно атеистических мыслителей. Которые тоже вынуждены были говорить о морали.

Христос трудился и зарабатывал свой хлеб собственными руками. Если бы мы увидели Его руки, то поняли бы, что это руки плотника, рабочего мужика. Если поглядеть на руки сегодняшнего плотника, это были бы те же руки Христа, потому что плотницкое ремесло с тех пор особо не изменилось.

Кроме того, как мы уже сказали, труд рождает мораль. Труд рождает сочувствие к другому человеку, возвеличивает ценность милостыни. Потому что отданное заработанное стоит гораздо больше, нежели отданное не заработанное. Труд является источником радости. Как говорил Святитель Николай Сербский, столяр, погладивший руками поверхность только что выструганного им стула, гладкую тёплую поверхность дерева, чувствует радость, которую никогда не почувствует ангел.

Мама, испекшая пирог на день рождения ребёнку и получившая в ответ радостное цоканье языком, восторженные аплодисменты и поцелуи, потому что пирог вышел очень вкусным, тоже чувствует радость, которую никогда не почувствует ангел. Нам доступны ангельские радости, а человеческие радости ангелам недоступны. И в этом смысле человек уникален. Но всё это рождается через созидательный труд.

Вообще, раскрытие этой темы с точки зрения радостного благовестия осчастливило бы людей несказанно. Ибо многие специально изучали столярное ремесло, чтобы уподобиться Христу. Как старец Паисий, например. Он специально хотел овладеть стамеской, рубанком, пилой, долотом, чтобы хоть немного почувствовать себя на месте маленького Христа. Богословие труда в Православии – это восторг. И это очень близко сердцу простого труженика, простого русского человека.

Александр Дугин: У Николая Клюева была такая строчка: «Ангел простых человеческих дел». Вы говорите, что человеческие радости ангелам недоступны? Но они доступны – через людей, через их простые человеческие дела. В русской Традиции, а мы говорим о традиционных русских ценностях, труд именно такой, как его описал отец Андрей. Это – радость. А по-французски слово «труд», «работа» – это «le travail”, и происходит оно от названия формы пытки.

Видите, как отличается у нас и на Западе отношение к труду. Для Запада это le travail, то есть «пытка». Только одна негативная, тяжёлая часть труда в западной культуре подаётся как его главное значение. Поэтому они и стремятся сократить время труда, передать его машинам и максимально увеличить время для досуга. А в русской Традиции это совсем не пытка, но именно созидательное творческое начало.

Здесь можно вспомнить и греческий язык. У греков глагол «делать» передавался интересным словом poiéō (поэо). Отсюда – поэзия. То есть труд – это поэзия, в каждом труде есть поэтическое глубинное чувство свободного творения. Получается, что Святая Троица трудится, Бог трудится. Сам Бог, который и Создатель, и Творец.

А.Т.: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Евангелие от Иоанна 5:17).

А.Д.: Да. Это представление о том, что Бог-то не может быть кому-то обязан. Он делает всё свободно, творчески. Поэтому созидательный труд – очень русская ценность. Если европейскому человеку сказать, что труд, то есть le travail (пытка) – это ценность, он ответит: «Да вы что, как это может быть?» А для нас вполне естественно, когда труд созидательный, свободный, творческий и радостный.

Неслучайно наш прекрасный философ протоиерей Сергий Булгаков написал «Философию хозяйства», которая считалась одним из важнейших трудов по экономике. Так вот, около 90% этой книги – воспевание Пресвятой Троицы. Это – представление о том, как прекрасно, когда человек берёт на себя ответственность за мир и созидает вместе с Богом, соучаствует в этом творении вместе с Ним, облагораживая, упорядочивая, гармонизируя мир. То есть сам труд и является вознаграждением.

Когда ты трудишься – это хорошо, когда ты приводишь мир к гармонии и порядку – это и есть твоя плата. И нормальный человек скажет: дайте мне ещё поработать, ещё одно поле вспахать. А то вам, наверное, трудно. Поэтому, когда мы возводим труд в ценность, то поступаем совершенно по-русски, по-христиански. И действуем в значительной степени в оппозиции тому представлению о труде, которое доминирует на Западе.

АЛЕКСАНДР ДУГИН. ФОТО: ЦАРЬГРАД

К.М.: Созидательный труд другими словами – это созидание через труд. А созидание через труд – это творчество. Опять же, понятно, почему труд используется законодателем. В нём есть справедливость. У нас очень много отсылок к тому хорошему, что было в советское время. А в те времена труд чуть ли не обожествлялся, глорифицировался. Иногда по делу, иногда нет. Когда говорили, что труд сделал из обезьяны человека, это, конечно, был перебор. Но то, что все должны трудиться, «Мир–Труд–Май» – это было очень доброе, правильное прославление человека труда.

Понятно, почему среди традиционных ценностей употребили слово «труд». Но когда к нему добавили прилагательное «созидательный», его немедленно сделали равным творчеству. А творчество – это самое важное, ради чего живёт человек. Он был сотворцом Бога в Раю, когда Адам называл животных. Он был и остаётся творцом и сейчас – в том случае, если творит, если он поэт, если он учёный, если делает что-то, что останется после него. Педагог творит из душ человеческих, из душ своих учеников.

Творчество – это то, что обóживает нас в обычной жизни. Мало кто может почувствовать себя святым. Мы знаем, что святые себя святыми не чувствуют. Умирающий святой Амос Великий, когда его уже забирали на Небо, говорил: не искушайте меня словами о том, что я пошёл на Небеса. Но творцы себя чувствуют творцами. Это – самое великое чувство, которое есть у человека в жизни. И русский народ в своём коде, который мы с вами сейчас разбираем, содержит этот созидательный труд, то есть творчество.

А потому только тогда, когда все мы снова станем народом творцов, народом созидателей, вернётся та Россия, которую мы потеряли. Россия, которую мы хотим видеть. Потому что она получится только из людей с горящими глазами, которые хотят делать, творить и созидать. Тогда у нас всё вернётся: и правильная экономика, и правильное государственное управление. Всё будет по-настоящему. И это может произойти благодаря созидательному труду.

А.Д.: Хотел бы сделать одно замечание. Аристотель в своей философии разделяет два понятия – «практика» и «техника». Практика – это когда мы принимаем решение построить дом. И строим. Сами ли, друзей ли зовём или даже кого-то нанимаем. Практика – это задумал, решил и сделал. А есть ещё понятие техники. Это когда тебя позвали, и ты искусно осуществил задуманное. Так вот, практика – это и есть созидательный труд, творчество.

Нельзя преувеличивать роль техники. В чём её проклятие, как понимают технику западные мыслители, самые лучшие, наиболее критичные к западноевропейской цивилизации? Техника – это освобождение промежуточного. Это – расчеловечивание созидательного труда, когда техника становится лишь инструментом. А здесь дело не в инструменте, здесь дело в руках, о которых вы, отец Андрей, говорили. В руках Богочеловека, в руках Мастера. В воле, в желании, в стремлении превратить неупорядоченный мир в упорядоченный, в красивый и гармоничный.

Вот – различие между практикой и техникой. Практике надо сказать «да», поскольку это наша традиционная ценность, а с техникой надо быть очень осторожными. Нельзя её переоценивать. Она всегда должна быть подчинена человеку, а не наоборот.

А.Т.: Труд вообще связан с нравственностью. Помните шершавый язык советского плаката? Например, «кто не работает, тот не ест». А ведь это практически прямая цитата из апостола Павла: «Кто не хочет работать, тот пусть и не ест». Действительно, грешно есть незаработанный хлеб. И здесь у нас появляется понятие «стыда».

К.М.: Апостолы всё делали своими руками, сами зарабатывали себе на хлеб.

А.Т.: Да. «Нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии» (Деяния апостолов 20:34). В Житии духовного отца всея Руси, преподобного аввы Сергия Радонежского рассказывается, как он пристраивал сенцы к келье одного из своих подопечных монахов. За плату – корзинку плесневелых сухарей. И, весь день работавший, не евший, он вкусил лишь этого прелого сухаря. Но только после окончания работы.

Вот она, этическая сторона труда – сделал дело, гуляй смело. Раньше люди, когда работали, пели. Это маркер счастья и здоровья души – когда человек поёт, исполняя своё задание. А программист, пишущий программу, стопроцентно не поёт. В принципе, люди вообще перестали петь, тем более, когда трудятся. Разве что, шофёры ещё иногда это делают. А раньше даже бурлаки пели, хотя их труд был очень тяжёлым.

То есть трудиться надо с песней. И, трудясь, нужно петь. Этот поющий труженик, может быть, и есть замышленный Богом человек. Русскому человеку это очень близко.

К.М.: Да, русскому человеку близко всякое богоподобие. Мы же начали с того, что Сам Христос был плотником. Поэтому мы стремимся к этому идеалу. А чтобы стремиться к этому идеалу, конечно, надо трудиться.

А.Т.: Людям простых профессий подобает «возрадоваться и возвеселиться». Потому в народе должны быть почитаемы, как главные демиурги, не менеджеры высшего звена, а те, у кого в руках рубанок. Кто сеет хлеб, кто лечит, кто строит и штукатурит, водит тяжёлую технику. Люди простого труда, у которых в руках простые инструменты, – это герои Православной цивилизации.

К.М.: Потому что у них остаётся время для молитвы.

А.Т.: Это, кстати, праведный Иосиф Обручник. Великий старец, который научил маленького Христа трудиться. Вообще, праздник труженика – это праздник Иосифа.

К.М.: Это была буква «Т» – созидательный труд.

ПРОГРАММЫ ЦАРЬГРАДА