После начала специальной военной операции (СВО) на Украине ситуация вокруг Белоруссии начала ухудшаться со стремительной скоростью. Несмотря на заявления официального Минска о том, что страна не участвует в СВО, Запад, а с ним и Украина, навесили на республику ярлык «соагрессора», тем самым прикрывая собственные агрессивные планы в отношении белорусского государства. За последний год обстановка на западных, северных и южных рубежах Белоруссии практически приблизились к критической отметке, за которой стал маячить прямой военный конфликт со всеми вытекающими из этого последствиями. Об этом не раз говорили и в Минске, и в Москве, делая абсолютно недвусмысленные предупреждения Западу. Однако 23 февраля президент Белоруссии во время интервью представителям китайских СМИ сделал заявление, которое для многих стало неожиданным.

Белорусский лидер, как и ранее много говорил о ситуации в мире, санкционной политике Запада, отношениях республики с Россией и Китаем и, конечно, украинском кризисе. Он снова высказался за мирное урегулирование проблемы, обвинил Запад в эскалации конфликта, напомнил о своих союзнических отношениях с Москвой и еще раз подчеркнул, что в случае нападения на республику ответ будет жестким. По его словам, внешняя агрессия не останется без внимания международного сообщества, в том числе и Китая, после чего это «будет совершенно иная война», в которой «мы будем сопротивляться и отстаивать нашу землю и бороться с агрессором в том числе войсками Российской Федерации – вместе». В то же время, белорусский лидер неожиданно для многих отметил, что «пока, как последние дни показали, ни с территории Польши, ни с территории Литвы, тем более Украины концентрации войск для того, чтобы втянуть нас в войну, мы не замечаем». Подобные слова многим показались странными, особенно в свете предыдущих заявлений Лукашенко и представителей силовых ведомств Белоруссии, а также последних действий Варшавы и Киева.

 

Александр Лукашенко во время интервью китайским СМИ

 

Ещё совсем недавно белорусские власти сообщали о постоянно растущем военном присутствии войск НАТО на западных рубежах страны. Как отмечал командующий Военно-воздушными силами и войсками противовоздушной обороны Вооруженных Сил Белоруссии Андрей Лукьянович, недалеко от границ республики уже создана авиационная и военно-морская группировки, в рамках которых развернуто 400 крылатых ракет морского и авиационного базирования. Более того, и сам Лукашенко подчёркивал, что страны Запада «буквально мечтают» втянуть Минск в войну против Украины, что «позволило бы с учетом протяженности границ Белоруссии дополнительно растянуть фронт на 2,5 тыс. км, что осложнило бы обстановку для войск Белоруссии и России». И факты сегодня свидетельствуют именно об этом.

Достаточно вспомнить, что Польша, как заявил вице-премьер и министр национальной обороны Мариуш Блащак, рассчитывает при поддержке США превратить свои сухопутные войска в самые крупные в Европе, доведя их до 300 тыс. человек, включая 50 тыс. в составе сил территориальной обороны. Варшава также планирует сформировать на белорусской границе «непроходимый барьер» из танков, для чего обзаведётся 366 американскими «Амбрасами» и 1000 корейскими «Пантер K2». Кроме того, польские власти хотят создать две новые дивизии в целях усиления центральной и восточной частей государства (около 20 тыс. военнослужащих) и закупить у США 486 (!) реактивных систем залпового огня (РСЗО) «Хаймарс» (если это не оговорка), что практически равно их общему количеству, выпущенных за всё время корпорацией Lockheed Martin. Дополнительно к этому, Варшава уже оставила заявку на приобретение 218 южнокорейских «близнецов» «Хаймарс» – K239 Chunmoo, а первая партия из 18 систем ожидается уже в нынешнем году.

Помимо всего прочего, в июле прошлого года Министерство обороны Польши заключило рамочное соглашение о закупке 672 южнокорейских гаубиц K9A1, а также   усовершенствованной польской версии K9PL вместе с транспортными средствами, учебным и логистическим пакетом, боеприпасами и технической поддержкой. В августе был подписан и контракт на 212 гаубиц на сумму $2,4 млрд, поставки которых намечены на 2022-2026 годы. Были заказаны у Южной Кореи и учебно-боевые самолеты FA-50. Конечно, всё это потребует значительных финансовых вливаний, но Варшаву это не страшит: только в 2023 году Польша из бюджета выделит $22 млрд на закупку вооружений.Таким образом, польские власти потратят на военные нужды около 4% ВВП, что сделает страну одним из лидеров НАТО по этому показателю.

Более того, недавно стало известно о том, что Германия разместила два   зенитно-ракетные комплекса «Пэтриот» в польском пригороде Замосць, который находится в 120 км от белорусской и 50 км от украинской границ. Варшава также начала обсуждение с США возможность увеличения американского военного присутствия в Польше и даже предложила Вашингтону разместить на своей территории американское тактическое ядерное оружие. И это происходит на фоне заявлений о том, что подобные приготовления нужны полякам только для обороны страны, что выглядит, мягко говоря, неубедительно. Как и недавнее начало «упреждающего усиления безопасности на границе с Россией и Белоруссией» в виде установки противотанковых ежей на дорогах.

Не меньшую опасность представляет для Минска и южное направление, несмотря на все заявления из Киева об отсутствии агрессивных планов в отношении Белоруссии. Ещё в начале февраля белорусские власти отмечали, что украинская группировка «Север» насчитывает 98 тыс. военнослужащих, из которых 17 тыс. находятся вдоль границ республики. Кроме того, украинские военные не прекращают провоцировать белорусских пограничников, одновременно готовя по всей протяжённости границы «инженерные укрытия для личного состава и техники, сооружения для наблюдения и ведения огня и заграждения». Этому посвящалось и совещание Зеленского в начале года во Львове, где обсуждался вопрос строительства фортификационных сооружений на границе с Белоруссией. Дополнительно украинские военные начали наращивать число учений в приграничных с Белоруссией районах, в которых принимают участие тысячи военнослужащих и представителей иных силовых ведомств. Например. 14 февраля Служба безопасности Украины (СБУ) провела «контрдиверсионные учения» у белорусской границы с привлечением военной техники и беспилотников.

 

Украинские военные на границе с Белоруссией

 

В итоге, на фоне непрекращающихся западных поставок вооружения киевскому режиму, усиления военного потенциала НАТО в Восточной Европе и, в первую очередь в Польше, говорить о «миролюбивой» политике соседей Белоруссии сегодня не приходится. И в Минске это прекрасно понимают. Как заявил ранее помощник министра обороны Белоруссии по вопросам международного военного сотрудничества Валерий Ревенко, «вероятность возникновения вооружённых провокаций способных перерасти в приграничные инциденты, остается высокой уже на протяжении длительного времени». Более того, он отметил, что «на основе уже развёрнутых воинских частей и подразделений объединённых вооружённых сил НАТО в кратчайшие сроки могут быть созданы ударные группировки войск для их применения на белорусском направлении».

В частности, явно агрессивные действия и риторика западных стран и Украины уже заставили белорусские власти изменить подходы к обороне государства. На протяжении последнего года в стране практически не прекращаются различные военные учения и готовятся дополнительные резервы для отражения возможной агрессии. Например, c 17 февраля стартовали двухнедельные плановые учения в органах пограничной службы с целью проверить, готовы ли части к развёртыванию и функционированию пунктов управления вне мест постоянной дислокации. Одновременно в Минобороны Белоруссии заявили, что из-за «вероятности возникновения вооружённых провокаций, способных перерасти в приграничные инциденты» ведомство перешло «к мерам адекватного реагирования». Поэтому совершенно неслучайным выглядит недавнее сообщение о том, что одно их ракетных подразделений белорусской армии в конце февраля в рамках мероприятий боевой готовности «выдвинулось в назначенный район» для отработки «комплекса мероприятий по оборудованию района стартовых позиций и подготовки техники к боевому применению». Кроме того, в стране не прекращается формирование народного ополчения и проверка подразделений территориальной обороны. В Минске считают, что подобные мероприятия позволят, в случае необходимости, увеличить численность белорусской армии до 1,5 – 2 млн человек, в то время как сейчас она насчитывает порядка 75 тыс.

На фоне происходящего вокруг Белоруссии и последних действий властей республики может возникнуть закономерный вопрос – почему Лукашенко сделал заявление об отсутствии вокруг страны достаточного количества войск, необходимого для начала войны? В данном случае есть несколько моментов.

Во-первых, белорусский лидер отметил, что он «пока» не видит такой опасности. То есть, в Минске прекрасно понимают, что несмотря на нынешнюю обстановку никто на Западе или со стороны Украины не собирается оставлять Белоруссию в покое.

Во-вторых, это заявление Лукашенко вполне можно рассматривать как определённый сигнал для западных стран. Президент Белоруссии косвенно намекнул, что Минск не собирается быть инициатором напряжённости в регионе, а потому не готовится к вовлечению в какой бы то ни было военный конфликт, если республику не спровоцируют.

В-третьих, слова белорусского лидера можно рассматривать и как определённую попытку успокоить общество, которое крайне переживает по поводу военной обстановки вокруг страны и перспективы вовлечения Белоруссии в военный конфликт на Украине. Это также крайне важно для сохранения стабильности в республике и недопущения увеличения влияния местной оппозиции, контролируемой Западом.

В Минске прекрасно осознают всю опасность нынешней ситуации вокруг страны и делают всё возможное, чтобы предотвратить развитие негативного сценария для республики. Остановит ли это Киев, Варшаву или НАТО в целом, покажет самое ближайшее время. Однако сегодня понятно одно – спокойной жизни белорусам Запад давать не собирается.

Игорь СМОЛИЧ