Сербия запуталась в долгах и решила пополнить список «недружественных» стран

Фото: © Global Look Press/Predrag Milosavljevic/Xinhua

11 февраля сербский президент Александр Вучич заявил: «Сербии придется ввести санкции против России из-за сильного давления Запада. Момент, когда Белград будет вынужден сделать это, скоро наступит». Поскольку сербское правительство осознанно сделало такой выбор, балканская страна рискует оказаться в списке «недружественных стран». В этот перечень, утверждаемый российским правительством, включаются все страны, которые участвуют в санкциях против России.

В связи с этим ряд СМИ попробовали объяснить действия Сербии тем, что в 1990-е годы Россия отказалась поддерживать Белград, когда последний подвергся агрессии со стороны Запада. Действительно, правительство Бориса Ельцина проводило двойственную политику по отношению к Югославии. Однако не все так просто.

Современное сербское государство возникло исключительно благодаря России. В 1878 году Российская империя подписала с Османской империей договор, по которому султан признал независимость Сербии. В то же время очень быстро обнаружилась специфика сербской политики: когда сербы сталкивались с внешними угрозами, они обращались к России, а когда нет – тяготели к Западу.

Именно так произошло, когда Москва в очередной раз принесла сербам независимость. В 1944 году Красная армия освободила Белград от войск нацистской Германии и спасла балканский народ от истребления.

Югославское правительство по традиции «отблагодарило» СССР. В 1948 году глава Югославии Иосип Броз Тито отказался от экономического сближения с Советским Союзом и развернул свою политику на Запад. Вашингтон стал предоставлять Белграду льготные кредиты и военные технологии.

В 1955 году Югославия, Индия и Индонезия объявили себя «третьей силой», противостоящей как НАТО, так и Варшавскому договору. Они задекларировали создание Движения неприсоединения на принципах неучастия в военных блоках. В новое неуставное объединение пригласили африканские, ближневосточные и некоторые латиноамериканские страны. Всем им предоставили возможность закупать оружие, а также получать кредиты под закупку оружия у Белграда, Дели и Джакарты на льготных условиях. В свою очередь основатели Движения неприсоединения обязались отдавать часть прибыли своим зарубежным кредиторам.

Тогда же Югославия частично восстановила экономические связи с СССР. В Советский Союз шли потребительские товары, а взамен Белград получал сырье для производства оружия.

Чтобы гарантировать возврат кредитов, Запад потребовал от Белграда предоставить ему возможность контролировать югославские государственные институты. Для этого Югославии предлагалось провести широкую экономическую и политическую децентрализацию. В рамках децентрализации балканское государство преобразовали в конфедерацию в составе шести суверенных республик и двух приравненных к ним автономий. Каждая из этих республик и автономий имела право на самостоятельное ведение внешнеэкономической деятельности. Субъекты конфедерации могли самостоятельно заключать международные соглашения. При таких условиях западному капиталу было проще проникать в них и коррумпировать местную номенклатуру.

Несложно заметить, что такую государственную конструкцию было очень легко разрушить. Высшим руководящим органом страны определили Президиум Югославии. Этот орган выполнял функции коллективного главы государства. В его состав входили представители всех республик и автономий, и каждая из них могла наложить вето на постановления Президиума. Это была своеобразная «страховка» на тот случай, если югославские «партнеры» начнут хитрить или задерживать с погашением кредитов.

Благодаря западным кредитам и активной внешнеэкономической экспансии экономика Югославии стремительно росла. Однако в середине 1980-х годов между НАТО и Варшавским договором началась «разрядка», которая постепенно переросла в развал военного альянса соцстран. В этой ситуации потребность в «третьей силе» отпала. Движение неприсоединения оказалось не у дел. Поток западных кредитов иссяк, а сами кредиторы потребовали от Югославии, Индии и Индонезии погашения задолженности. Если Дели и Джакарта могли рассчитаться ресурсами, то Белград к такому повороту не был готов.

Как следствие, в 1989 году югославское правительство было вынуждено объявить технический дефолт. Между республиками и автономиями начались споры о том, кто и в каких объемах должен внести средства на погашение задолженности. Эти распри вылились в гражданскую войну и распад страны. В 2003 году государство под названием Югославия окончательно исчезло с карты мира. Причем у балканской конфедерации не оказалось страны-преемницы. Бывшие субъекты Югославии до сих пор не могут разобраться, кто и в каком объеме должен возвращать долги.

Поэтому решили «разрубить гордиев узел», традиционно повернув на Запад.

Юрий Городненко, РенTV