Лидеры БРИКС могут создать оборонный союз, но для этого необходимо устранить противоречия в законодательстве Бразилии и ЮАР

Фото: © РИА Новости/Антон Денисов

Бразильский президент Лула да Силва, вступивший в должность 1 января, заявил о необходимости укрепления БРИКС. При этом допустил не только экономическое, но и военно-политическое сближение Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР. Это заявление мгновенно подхватили местные СМИ. По их мнению, данное высказывание свидетельствует о планах создания оборонного альянса в рамках БРИКС.

Высказывание президента прозвучало на фоне беспорядков, которые охватили Бразилию. Они начались после того, как Лула да Силва отменил указ своего предшественника о приватизации госактивов. Конкретно речь шла об отмене приватизации таких стратегических компаний, как нефтегазовый монополист Petrobras, национальная почтовая служба Correios, Бразильский телекоммуникационный холдинг, ведущий оборонный машиностроительный комплекс Nuclep, федеральная служба обработки данных Serpr и др.

После этого решения сторонники бывшего главы государства Жаира Болсонару напали на Верховный федеральный суд, здание Национального конгресса и Президентский дворец. Их поддержали губернаторы нескольких южных штатов. В ответ новый президент ввёл чрезвычайные положение и применил силу.

Формально в Вашингтоне осудили беспорядки и заявили, что находятся на стороне действующего президента. В то же время верить эти заявлениям нельзя.

По удивительному «стечению обстоятельств» лидер оппозиции Болсонару перед самым началом беспорядков выехал в США. В момент его пребывания в Штатах сторонники экс-президента получили приказ на дестабилизацию государства.

Именно у американцев есть мотивы для организации подобных акций. Ведь американские компании являлись главными претендентами на покупку бразильских госактивов.

Есть у американцев и еще одна весомая причина.

Еще в 2014 году страны БРИКС приступили формированию единой финансовой системы. Они создали банковское учреждение под названием «Новый банк развития». В функции этой организации, юридически зарегистрированной в Китае, вошло инвестирование совместных инфраструктурных проектов. Одновременно члены БРИКС согласовали механизм взаимного гарантирования обязательств, благодаря чему Новый банк развития получил возможность выпускать ценные бумаги. Одним из инициаторов этих действий был Лула да Силва, возглавлявший тогда правящую в Бразилии партию.

В 2016 году к власти в Бразилии пришли политические противники да Силвы – Мишель Темер, а затем Жаир Болсонару. Они фактически заморозили дальнейшую реализацию совместных проектов в рамках БРИКС.

С возвратом во власть Лулы да Силвы участие Бразилии в деятельности блока неизбежно активизируется. На сегодняшний день на рассмотрении создание платежной системы БРИКС, независимой от SWIFT. Следующий шаг – введение общей электронной валюты.

После реализации этих планов БРИКС станет мощной альтернативой МВФ. И это не может беспокоить те финансовые группы, которые контролируют ФРС. Они заинтересованы в подрыве БРИКС.

Россия, Китай и Индия имеют атомное оружие. В военных доктринах РФ и КНР прямо прописана возможность ответного ядерного удара в случае угрозы их безопасности, в т.ч. попыток дестабилизации изнутри. Ничего подобного нет у Бразилии и ЮАР. По этой причине финансовые группы, связанные с ФРС, рассматривают две страны в качестве главных целей своей политики по подрыву БРИКС изнутри.

Не случайно беспорядки в Бразилии совпали с попытками отстранения от власти президента ЮАР Сирила Рамафоса. Оппозиционный прозападный «Демократический альянс» внес на рассмотрение парламента проект резолюции об импичменте главы государства. Когда же эта инициатива не прошла, оппозиционеры обратились в Конституционный суд. В случае провала и этой попытки пригрозили акциями неповиновения.

Все это убедительно показывает, что формирование финансовых альтернатив МВФ и ФРС не может ограничиваться лишь экономическими мерами. Необходимо более тесное сотрудничество в сфере безопасности. Между тремя членами блока – Россией, Китаем, Индией – такое сотрудничество уже налажено в рамках ШОС. Пришла очередь Бразилии и ЮАР.

Одна деталь: для более тесного сотрудничества в рамках БРИКС необходимо сблизить правовые системы.

Приведем пример. Бразилия и ЮАР являются членами Международного уголовного суда (МУС). Статья 5 бразильской Конституции гласит: «Бразилия находится под юрисдикцией Международного уголовного суда». Там же указано, что устав (Римский статут) МУС, (дословно) «эквивалентен поправкам к Конституции Федеративной Республики Бразилии».

Международный уголовный суд является международным органом уголовной юстиции, созданным Западом. Он расположен в Гааге (Нидерланды). Ключевая роль в нем принадлежит юристам из Англии и ЕС. В связи с этим Россия, Китай и Индия не признают юрисдикцию гаагского суда.

В апреле 2014 года прокуратура МУС открыла расследование действий России на Украине. В марте 2022 года она официально признала Москву виновной в «агрессии» против Киева. Тогда же прокуратура МУС санкционировала выдачу ордеров на задержание всех причастных к этой «агрессии». Под действие этого решения подпадают практически все государственные служащие России, включая высшее руководство РФ.

Бразильские и южноафриканские власти обязаны содействовать прокуратуре МУС. Это значит, что они должны арестовать высокопоставленные российские лица в случае, если те окажутся в их юрисдикции. О каком союзе может идти речь в этой ситуации?

С учетом этих фактов Бразилии и ЮАР следовало бы выйти из-под юрисдикции МУС, пересмотреть все законодательные нормы, которые препятствуют или могут препятствовать сотрудничеству в рамках БРИКС.

Юрий Городненко, РенTV