Несмотря на огромное желание наказать Россию за геополитическое своенравие, инструменты коллективного Запада значительно оскудели. Вот, к примеру, с 5 февраля вступает европейское эмбарго на нефтепродукты, а вместе с ним и механизм предельных цен от G7 и примкнувших. В общем, то же самое, что 5 декабря случилось с нефтью

Источник: ru24.net

Так вот вопрос как обычно встал о том, а как именно трактовать такую сущность как «российские нефтепродукты». Минфин США по этому поводу даже выпустил целое разъяснение. Оказалось, что нефтепродукты из России, прошедшие переработку за её пределами, не будут попадать под действие потолка цен.

То есть превратить тоталитарный «российский нефтепродукт» в наполненный молекулами свободы «нероссийский» оказалось не так уж и сложно.

К примеру есть такой замечательный НПЗ индийской компании Nayara Energy в порту Вадинар с общей пропускной способностью 58 млн тонн в год. Между прочим, второй по величине в Индии. Так вот 49,13% акций этой компании принадлежит «Роснефти». А также крупная сбытовая сеть, которая насчитывает более 6 тысяч АЗС по всей Индии.

Помимо этого нефтеперерабатывающий бизнес есть у «Газпром нефти» в Сербии (доли в НПЗ в Панчево и Нови-Сад) и «Зарубежнефти» в Боснии и Герцеговине (НПЗ Брод, МПЗ Модрича, ОПТИМА Группа Нестро Петрол). Пока их никто не отобрал.

Понятно, что активы были и в Германии (например, частый герой моих заметок – НПЗ в Шведте, куда теперь судя по всему пойдёт по «Дружбе» внезапно появившаяся «казахская» нефть). Но это мы в счёт не берём.

То есть манёвры по «превращению» как минимум в той же Индии имеются существенные. НПЗ может взять и «внезапно» увеличить мощность.

Однако стоит поговорить и о потенциальном влиянии данных ограничений на Россию. Всё-таки Европа была для нас основным рынком сбыта нефтепродуктов. И если сырую нефть покупать в той же Азии с радостью готовы, то вот для продуктов переработки надо будет ещё постараться найти новые рынки. Наибольший прирост мировой нефтепереработки в ближайшие годы приходится именно на Азию.

Помимо этого вопрос снова упирается в логистику (стоимость которой вырастет) и невозможность зафрахтовать достаточное количество танкеров для перенаправления русского топлива на рынки Азии. По некоторым прикидкам в связи с этим объём переработки в России может сократиться в первом квартале 2023 года на 0.5-1 млн баррелей в сутки.

Но это если эмбарго не будет «дырявым».

Потому что на данный момент, если опираться на разъяснения Минфина США, эмбарго будет скорее на бумаге. Ведь чисто теоретически танкер с русским дизельным топливом может подойти к чьему-нибудь портовому НПЗ, а оттуда грузиться как переработанный.

Тем более, что зеркальная ситуация и с Европой. Пока не очень понятно, чем они заместят наше топливо. Западные страны из-за своей «зелёной» истерии значительно сократили перерабатывающие мощности (за последние три года минус 2,4 млн баррелей в сутки), в то время, как я уже сказал, другая сторона мира (Ближний Восток и Азия) на месте не сидела и расширялась (плюс 2,5 млн баррелей в сутки).

Поэтому возможно, что у нас снова появятся исключения, как это было с нефтью, когда под ограничения не попали трубопроводные поставки и перерабатывающие заводы Болгарии, Чехии, Словакии и т.д.

В общем, моё предположение, что с нефтепереработкой будет ещё большая имитация бурной деятельности, чем это было со всем остальным. Стремясь ударить по России, Европа вынуждена стрелять себе по ногам. Разумеется, на уровне риторики всё будет бравурно. Однако по факту реальных рычагов давления по сути нет.

Константин Двинский