ФОТО: OLEG ELKOV/SHUTTERSTОСK.СОM

В 2022 году губернаторы оказались вынужденными отвечать за частичную мобилизацию, снабжение мобилизованных и дополнительные выплаты для них. В 2023 году нагрузка на региональные власти не ослабнет, а возрастёт. Не исключено, что положение дел в регионах станет главной политической проблемой России в наступающем году.

Со времён государя императора Павла I в русском языке завелась поговорка про «положение хуже губернаторского». Современному русскому человеку она не очень понятна, потому что при слове «губернатор» он воображает себе большого начальника, которому подчиняется целый регион с кучей городов, заводов, газет и даже пароходов, не говоря уже о людях. В представлении обывателя губернаторы как в масле сыр катаются на машинах с мигалками, получают огромные деньги и…

И не очень понятно, что же они на своей работе делают-то, думает обыватель. Однако как постановил император в 1800 ещё году, что если в губернии ограбят почтовую станцию (то есть украдут почтовых лошадей), то ущерб из собственного кармана казне возместить должен губернатор, так оно, в общем, с тех пор на Руси и есть. Губернатор отвечает перед центральной властью за всё, что происходит на вверенной ему территории. А может ли он повлиять на ситуацию – это в Москве большому начальству не всегда интересно.

Денег нет, но вы держитесь

На языке современной политической науки это губернаторское положение описывается несколько сложнее, чем во времена Павла I, формулой «деньги наверх, полномочия вниз».

И выглядит примерно так: вот указ президента России о том, что зарплаты учителей и врачей должны быть не ниже, чем средние в промышленности в данном регионе. А вот губернатор, который отвечает за исполнение указа. Как добиться желаемого? А это, мил человек, ты как хошь. Формируй бюджет региона, ищи средства.

Или вот в уходящем 2022 году началась частичная мобилизация. Кто отвечает за мобилизацию на вверенной территории? Конечно, губернатор. Правда, он не может отдавать приказы военкому региона – губернатор гражданская власть, у военкома начальство в Министерстве обороны. И в бюджете губернии никаких статей, из которых можно было взять деньги на обеспечение мобилизованных снаряжением, бронежилетами, средствами связи и проч. – никогда не было предусмотрено. И на выплаты этим самым мобилизованным никто бюджет не рассчитывал и не планировал – по крайней мере бюджет 2022 года уж точно. Всё равно, спрос с губернатора – ищи внутренние резервы, договаривайся с местным бизнесом, создавай внебюджетные фонды – и финансируй мобилизацию и мобилизованных.

Именно этим губернаторы в конце 2022 года и занимаются. Именно исполнением этой обязанности измеряется сейчас и эффективность. Причём редкий случай – и в глазах московского начальства, и в глазах избирателей. И в глазах нашего брата политолога.

Составляются рейтинги эффективности работы губернаторов в режиме мобилизации. Сравнивается обеспечение мобилизованных из разных регионов. Считают, сколько раз кто из глав регионов побывал в зоне проведения СВО и общался со «своими» бойцами.

Критерии эффективности и живая жизнь

При этом всех прочих задач, которые стояли перед начальниками российских территорий до начала СВО, никто не отменял.

Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Дмитрий Орлов пишет, что в критериях оценки деятельности губернаторов сочетаются очень разные показатели. Например, исполнение обязательств по методике «Качество городской среды», необходимость превентивного реагирования на рост локального недовольства, необходимость повышения прозрачности госорганов и снижения административных барьеров в рамках антибюрократической повестки. В то же время самыми значимыми критериями оценки становятся поддержка семей мобилизованных, а также оперативное реагирование на чрезвычайные ситуации. При этом никто не снимал ответственности за развитие сельского хозяйства, системы здравоохранения и т. д.

Орлов прогнозирует:

«В 2023 году вероятно усиление акцентов Кремля на:
– повышение эффективности работы глав регионов с экологической проблематикой;
– взаимодействие глав регионов с общественными организациями;
– оперативность реализации проектов, на которые были получены инфраструктурные бюджетные кредиты;
– жёсткий контроль за соблюдением на местах законодательства в сфере застройки и расселения аварийного жилья (так, задержанный в начале декабря экс-глава правительства Кузбасса Вячеслав Телегин был обвинён в нарушениях в период работы мэром Ленинска-Кузнецкого именно в этой сфере)».

Добро пожаловать на выход

Что будет с губернаторами, которые не справятся с работой хотя бы по двум из «старых направлений» и/или по новому направлению – то есть вызовут недовольство населения работой с мобилизованными? Источники Царьграда на Старой площади высказываются предельно определённо:

В 2023 году предстоят выборы глав 25 регионов России. К марту президент определится, кто из 25 глав может участвовать в новых выборах, а кто пойдёт искать себе новую работу. Единственное, что пока не ясно, будет ли у нас действительно 25 избирательных кампаний – или, к примеру, 35. «Губернаторопад в новом сезоне неизбежен.

Приведём список 25 регионов, в которых предстоят выборы в 2023 году.

ВЫБОРЫ ГЛАВ СУБЪЕКТОВ РОССИИ

Самыми резонансными, очевидно, будут выборы на «новых территориях» – в губерниях, вернувшихся в состав России в ходе СВО – ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях. А самыми конфликтными и яркими с точки зрения политических технологий обещают быть выборы в Самарской области и в Красноярском крае, а также в маленькой, но гордой республике Хакасия. Там сейчас у власти избранный вопреки ясно выраженной воле администрации президента молодой коммунист Валентин Коновалов – и отнять у компартии этот регион, возможно, станет для Москвы очень важным решением.

В режиме преодоления кризиса

Впрочем, выборы губернаторов будут важны для России не сами по себе – а как раз в связи со сложностью тех задач, которые губернаторы сегодня вынуждены решать. Дело в том, что «деньги наверх – полномочия вниз» – это принцип, который делает губернаторское положение невыносимым в условиях экономического спада.

Политолог Сергей Старовойтов указывает:

В целом ситуация потребует от правительства в 2023 году принять непопулярное решение о поддержке сильных регионов (треть всех в стране, на них, собственно, Россия и держится) в ущерб регионам слабым. Исходя из этого, представляется разумным экономически сильным регионам заранее укреплять экономические блоки региональных администраций, а слабым – усиливать пиар-подразделения, чтобы в отсутствие хлеба кормить хотя бы обещаниями.

В недавнем докладе «Минченко консалтинг» о положении дел в регионах России указаны группы регионов, где уже сегодня можно наблюдать ухудшение динамики по разным отраслям экономики. Самые проблемные территории приведены в такой таблице:

ДИНАМИКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗА ЯНВАРЬ-СЕНТЯБРЬ 2022 ГОДА ПО СРАВНЕНИЮ С АНАЛОГИЧНЫМ ПЕРИОДОМ 2021 ГОДА.

Минченко указывает, что региональные власти сталкиваются с целой плеядой вызовов, на которые им в 2023 году предстоит искать ответы. Среди этих вызовов:

– Крайне высокая неопределённость социально-психологических настроений.
– Нехватка ресурсов для формирования «бюджета развития».
– Риск нарастания внутриэлитных противоречий.

Выход для губернаторов, очевидно, в том, чтобы учиться «прямой коммуникации между региональными главами и гражданами», считает Евгений Минченко. Но, добавим мы от себя, научиться этому способны отнюдь не все – в первую очередь потому, что слишком многие главы регионов лишком привыкли в глазах людей быть огромными начальниками, практически небожителями – и забыли о том, как запросто общаться с простыми людьми.

Что с того?

Не станем (пока) заниматься предвыборной агитацией. Однако отметим: наилучшие шансы остаться у власти и сделать что-то полезное сегодня у тех губернаторов, которых люди чаще видят в блиндажах с бойцами, мобилизованными в губерниях. С подарками и с вопросом: что ещё нужно в первую очередь. А наименьшие шансы у тех, кого в этих блиндажах не видят – или кто приезжает с большой телевизионной свитой.

Политолог Алексей Чадаев, больше многих сделавший для оснащения действующей армии квадрокоптерами и дронами, справедливо писал недавно, что худшее раздражение у мобилизованных возникает от явной несправедливости: когда в одной и той же части рядом служат бойцы, получившие от своих губернаторов всё возможное, – и те, кто, что называется, «служит во всём казенном». Люди этого не забывают – и, безусловно, сообщают о таком домой.

АНДРЕЙ ПЕРЛА