Большая проблема общества сегодня заключается в том, что государственные деятели, политики, аналитики и журналисты не различают понятия «геополитика» и «цивилизационные изменения», которые представляют собой два принципиально разных явления

Источник изображения: storage.theoryandpractice.ru

Геополитика — это продукт разума или субъективный фактор, а цивилизационные изменения — результат законов социальной эволюции или плод объективного фактора. Общество — это самоорганизующаяся система, которая развивается под действием этих двух факторов. Разум определяет ход истории, а цивилизационные изменения определяют спираль социальной эволюции. Поскольку социальные законы гораздо сложнее физических и биологических, их формулировка и роль в развитии остаются пока неразрешенными для социальной философии, которая находится на ранних стадиях своего развития. На самом деле общество является продуктом диалектики субъективных и объективных факторов, но в настоящее время оно все еще рассматривается как продукт только сознания.

Согласно одному из законов социальной эволюции, субъективный фактор определяет содержание, (развитие средств труда, религии, культуры, философии, политики, науки, техники, морали, права и т.д.), а объективный — форму или структуру общества (смена политико-экономических формаций и общественного сознания). Таким образом, выделяются две стадии развития: а) стадии, представляющие количественный рост знаний и вызванные этим ростом изменения, и б) стадии, представляющие качественные или цивилизационные изменения. Первая стадия очень продолжительная, вторая — относительно короткая. В истории можно выделить только два цивилизационных перехода. В материальной сфере это переходы от Древнего мира к феодализму и от феодализма к капитализму. В духовной сфере эти переходы сопровождаются переходами от политеизма к монотеизму и от монотеизма к светскому обществу, а в государственном управлении — переходами от автократии к демократии.

После экспоненциального развития знаний, и в частности науки и техники в последние десятилетия, человечество сегодня стоит перед очередным цивилизационным сдвигом. По мнению некоторых авторов, это трансгуманизм, когда искусственный интеллект подчинит себе людей и построит некую форму «гибридной» или «машинной» цивилизации. Для этого, по мнению Клауса Шваба, одного из идеологов этих изменений, сегодняшняя модель должна быть «перезагружена» и запущена новая. Концепция «Храброго нового мира», в котором люди не будут иметь ничего, но будут счастливы (если, конечно, будут служить элите), является требованием таких перемен. Российская версия происходящих событий заключается в том, что происходит переход от однополярной к многополярной модели организации общества. Этот переход остается в границах геополитики и является вопросом военного столкновения или дипломатии. Обе концепции логичны для изучения, поскольку основаны на формальной логике, но с точки зрения диалектической логики или социальной философии первая неверна, а вторая неполна.  По этой причине в настоящем анализе мы будем рассматривать развитие общества с позиций социальной философии или как диалектику субъективных и объективных факторов, поскольку только такой подход может отличить геополитику от грядущих цивилизационных перемен и осуществить переход к будущей организации общества мирным путем, без мировой войны и риска самоуничтожения.

Естественные формации и искусственные модели организации общества

Цивилизационные изменения или качественные переходы определяются как политико-экономические образования, которые сопровождаются качественными изменениями в общественном сознании и управлении. Эта самоорганизация определяется рядом объективных законов, которые не зависят от субъективных факторов. Переходы от рабовладения к феодализму и капитализму, сопровождаемые переходами от политеизма к многобожию и светскому или гражданскому обществу; и сопутствующие изменения в правительстве от автократии к демократии являются примерами цивилизационных переходов, навязанных социальной эволюцией.

В середине 19 века знания об обществе достигли такого уровня, когда перед наукой встал вопрос — возможно ли установить более справедливый социальный порядок? Наиболее кратко и ясно эта мысль изложена Марксом в его «Тезисах» о Фейербахе — «Философы лишь различным образом объяснили мир, и задача состоит в том, чтобы изменить его». Победа большевистской революции положила начало первому искусственному проекту организации общества, определенному как «коммунизм». Второй искусственной моделью был национал-социализм или фашизм. Это были идеологические модели, созданные разумом, с претензией на формации, новую форму общественного сознания и форму правления.  Эти модели потерпели неудачу, потому что противоречили законам социальной эволюции. По этой причине коммунизм рухнул через 70 лет, а фашизм продержался всего 12 лет.

Наиболее интересной и до сих пор не понятой должным образом является третья искусственно созданная модель организации общества, которую ошибочно называют «спекулятивным» или «финансовым» капитализмом. Эта революция началась с приватизации банковской системы США, создания Федеральной резервной системы и отмены золотого стандарта.

С точки зрения социальной эволюции и в соответствии с двумя другими, эту модель следует определить как «финансизм», поскольку между промышленным капитализмом и финансизмом нет ничего общего. Точнее, финансизм модифицировал капитализм, превратив его из естественной формации, навязанной социальной эволюцией, в субъективную модель реорганизации общества. По этой причине финансизм является полным отрицанием капитализма, поскольку прибавочная стоимость, произведенная промышленностью с помощью финансовых механизмов, распределяется в руках очень небольшого числа потомственных банкиров. За сто лет существования этой банковской модели половина мирового богатства сегодня сосредоточена в руках менее 1% населения. Очевидно, что эта модель работает в интересах одного процента и в ущерб всему человечеству. Главным рычагом являются деньги, которые используются для манипулирования финансовой системой, экономикой и, следовательно, обществом в целом.

Деньги оказались очень эффективным механизмом манипуляции экономикой, но эта манипуляция не является формой управления обществом, потому что, манипулируя экономикой, деньги толкают человечество к самоуничтожению. Делая деньги главным рычагом манипулирования экономикой и обществом в целом, она порождает коррупцию, которая на Западе узаконена как «лоббизм». Таким образом, коррупция становится основным фактором развития, разъедая его изнутри.  На самом деле, финансизм оказался гораздо более разрушительным для общества, чем коммунизм и фашизм вместе взятые. Манипулируя экономикой, финансизм убил капитализм, демократию, культуру и религию, а сейчас настойчиво и целенаправленно разрушает нравственность и семью.

За время существования этой модели общество изменилось до неузнаваемости и достигло точки необратимости, известной в науке как точка бифуркации или момент, когда система разрушается. Такова политико-экономическая ситуация на данный момент. Некоторые авторы описывают его как перекресток человечества или дилемму — цивилизационное изменение или самоуничтожение. Основным симптомом этого этапа является экспоненциальное развитие науки и технологий, сопровождающееся падением нравственности, хаосом и шокирующей некомпетентностью, выливающейся в неадекватность правящей элиты. Этот дисбаланс сопровождает знакомые из истории переходные или цивилизационные изменения.

Как бы парадоксально это ни звучало, проблема финансовой элиты заключается не в 99%, которые она намерена контролировать в цифровом формате. Подобные модели хорошо известны из истории. Рабство в Римской империи, низшая каста (неприкасаемые) в Индии, крепостное право в России — похожие формы тотального контроля, отражающие специфику эпохи, но отвергнутые историей. С другой стороны, вопреки доминирующему мнению, контроль над массами в цивилизационных переходах не важен, поскольку субъективный фактор не имеет особого значения.

Рабы не свергли Римскую империю, крестьянские восстания не отменили феодализм, рабочие не стали могильщиками капитализма. Она была убита банкирами.

Распад империй начинается сверху вниз и сопровождается хаосом, падением морального духа правящей элиты, неверными решениями и некомпетентностью. Проблема финансовой элиты кроется в ней самой. Банкиры понимают финансы, но они не понимают механизмов и диалектики ожирения. Пропаганда, преднамеренное разрушение морали, негативный отбор в кадровой политике и т.д. являются неосознанной формой самоубийства. Цивилизационные переходы определяются невидимой рукой социальных законов. Поэтому проблема политических и финансовых элит заключается не в контроле над обществом, а в объективных законах, перед которыми они являются лишь шахматными фигурами, причем в шахматном положении.

В своем стремлении завоевать мир идеологические модели заканчиваются концепциями для достижения этой цели. Для коммунизма это «Мировая революция» Льва Троцкого, для нацизма — «Тысячелетний рейх» Гитлера. Обе концепции ушли в историю с печальным концом. Спекуляции на тему трансгуманизма и «Brave New World» Клауса Шваба — идеология неолиберальной элиты (другое название — финансизм) — это та же шизофреническая мания величия.  Можно ожидать, что финансизм как искусственная модель рухнет, как и две другие, по той же причине — он противоречит социальным законам. Будущее не может быть основано на высоких технологиях, поскольку это может привести к появлению нового класса оружия массового уничтожения (например, основанного на достижениях в области нанотехнологий и биоинженерии). В отличие от ядерного оружия, оно не требует больших ресурсов и может быть произведено «в гараже» или небольшой лаборатории, потому что определяющим фактором являются знания, а не деньги. Будущее общество может быть основано только на морали, потому что она является иммунной системой общества, обеспечивающей его целостность.

 Анонимный закулисный заговор, спровоцировавший Ковид 19 на создание «Храброго нового мира», является эквивалентом «Мировой революции» и «Тысячелетнего рейха».

Естественно, эта попытка провалилась, так как противоречила общественным законам.  На данный момент конфликт перерос в столкновение между Востоком и Западом и представляется как война между Россией и Украиной. На самом деле, эта война идет не столько за территории и ресурсы, сколько за попытку создания пресловутой NWO, в которой Украина, Россия, США и НАТО — всего лишь пешки, управляемые закулисной финансовой элитой. На этом этапе рассматриваемое столкновение воспринимается как геополитическая проблема, которая может быть решена с помощью дипломатии и переговоров. Правда в том, что переговоры заканчивают войны, которые ведутся во время количественного роста знаний. Качественные или цивилизационные изменения заканчиваются сменой системы и правящих элит. Таким образом, патриции, феодальные аристократы, коммунистическая номенклатура и фашистская партократия исчезли с исторической сцены. Нет сомнений, что финансовая элита исчезнет из истории по тем же причинам, хотя это не так очевидно для массового сознания.

Сегодня проблема заключается в выживании человечества, и вопрос в том, как будут происходить цивилизационные изменения — путем мировой войны, скорее всего ядерной с риском самоуничтожения, или мирным путем? Это два сценария, известные по краху двух других моделей: коммунизм рухнул сверху вниз, с огромными потрясениями, но мирным путем. Фашизм был уничтожен в результате мировой войны с огромными материальными потерями и человеческими жертвами. К сожалению, процессы перехода от однополярной к многополярной модели в настоящее время идут в направлении эскалации конфликта до уровня ядерного противостояния. Фактически, от субъективного фактора зависит, будет ли конфликт между Россией и Западом разрешен мирным путем или мировой войной, но цивилизационный переход будет определяться объективным фактором. С этой точки зрения, столкновение Запада и Востока, представленное как война между Россией и Украиной, является не только геополитической проблемой, но и началом цивилизационного перехода, и его необходимо анализировать с позиций социальной философии, а не только геополитики, поскольку конечный результат будет определяться социальными законами саморегуляции системы, а не политиками и военными, которые являются лишь пешками, движимыми невидимой рукой социальной эволюции.

Что последует за этим?

В отличие от коммунизма и нацизма, переход которых был от одной идеологической модели к другой, финансизм — это переход от искусственной модели к естественной формации.  Это определяет специфику данного перехода.  Это переход от геополитики к процессу, полностью определяемому социальными законами.  Этот переход, вероятно, будет происходить в два этапа. Первая — переход от однополярной к многополярной модели, кульминацией которого станет крах финансовой системы. Это геополитическая проблема. Здесь правящая элита и геополитики будут выбирать путь перехода к многополярной модели — мир или мировую войну. Второй этап начнется после нескольких десятилетий развития многополярной модели. Это цивилизационный сдвиг и вопрос социальной философии. Этот переход будет происходить по объективным социальным законам, где ничего не будет зависеть от глобальной правящей элиты, геополитиков, «широких народных масс», пропаганды, денег, манипуляций и т.д., поскольку в этих условиях они являются лишь фигурами, движимыми слепой силой эволюции. Та же невероятная и таинственная сила, которая создала жизнь, мозг и разум.

Существует два сценария развития событий. Если геополитики выбрали войну, то, скорее всего, человечество и часть природы будут уничтожены. Если геополитики и финансовая элита действительно выберут мирный переход, что означает, что эти элиты добровольно сойдут со сцены в интересах собственного выживания и выживания человечества, подобно коммунистической номенклатуре, тогда новая формация будет запущена в мире.

Как будет выглядеть будущее общество с эволюционной точки зрения после краха финансизма и перехода от искусственной модели к новой естественной формации, в принципе понятно и не особенно сложно для понимания, потому что здесь нет места идеологии. Это переход от идеологий к научно обоснованному подходу. Это просто следование мудрости природы.

Биологическая эволюция в процессе своего развития создала множество сложных систем, таких как организмы животных, экосистемы и человеческий мозг. Это системы, включающие сотни и даже тысячи относительно независимых и отдельных подсистем. Сложные системы организованы в виде сети. Каждая подсистема — это «узел» сети, который соединяется с другими, подобными ей. Группа узлов образует кластеры со специфическими функциями, подобно тому, как устроен мозг — нейронная сеть из нервных клеток, сгруппированных в специализированные центры. Поэтому, чтобы выжить, следуя законам социальной эволюции, общество неизбежно превратится из иерархической в сетевую организацию, напоминающую привычные экосистемы и управляемую механизмом, имитирующим когнитивные функции мозга. В этой сети нет места политическим партиям, финансовой элите, оружию, войнам, коррупции и т.д. Сегодняшние государства становятся кластерами узлов с относительной свободой действий и самоуправлением. Экономика трансформируется из рыночной, основанной на прибыли, в систему, ориентированную на сотрудничество и эффективность.  Ключевым моментом в этом процессе является возникновение общественного самосознания, которое управляет процессом самоорганизации на всех уровнях — от индивидуального узла, кластера до глобального уровня. Это страта, включающая наиболее интеллектуальных представителей сообществ и общества в целом и моделирующая когнитивные функции мозга. Это общество можно назвать «коллаборативным». Это естественное образование будет основано на эффективности (для экосистем она составляет 100%, для общества — на уровне паровой машины). Мы должны согласиться, что инвестирование триллионов долларов в производство оружия для уничтожения инфраструктуры ценой в десятки триллионов и миллионы жертв не является проявлением большого ума для современного общества. Скорее, это позор для цивилизации. Это эволюционная формация, в которой нет места для финансовой и политической элиты, и это полное отрицание концепции иерархически организованного и прекрасного нового мирового порядка.  Будущее принадлежит не банкирам, а интеллектуальной элите, потому что деньги и сопутствующая им коррупция толкают человечество к самоуничтожению. Только разум или интеллект могут спасти его.

Для мирного перехода от финансизма к естественной формации необходимы два условия: а) использовать сложные системы, созданные биологической эволюцией, в качестве модели организации, и б) общество и мозг должны быть глубоко изучены.   Сегодня происходящие процессы определяются людьми, обслуживающими систему.  Переход от искусственной модели к естественной формации начнется с постепенной замены решающей роли людей, обслуживающих систему, на интеллектуальную элиту, обслуживающую общество. Это процесс, утверждающий общественное сознание как фактор развития.  Будут изучены закономерности в развитии сложных и самоорганизующихся систем, движущие силы этого развития, механизмы функционирования, диалектика субъективных и объективных факторов и другие аспекты и особенности. Таким образом, будет разработана новая Парадигма социальной эволюции. Эта парадигма отбросит вековые мифы, политические иллюзии и идеологические предрассудки. Люди, формирующие общественное сознание, будут осуществлять переход, организацию и функционирование новой формации. Они будут проводить различие между изменениями, навязанными объективным фактором (например, переход от иерархии к сети), и изменениями, которые должны решаться субъективным фактором или общественным сознанием (например, переход от рыночной экономики к экономике сотрудничества, переход от демократии к коллаборации. Это форма самоуправления узлов, кластеров и общества в целом). Здесь нет места идеологиям, только знание и следование объективным законам.

Одним словом, с точки зрения социальной философии, столкновение между Востоком и Западом — это конфликт между Разумом, создавшим все в материальной и духовной сферах, от копья до космических ракет, религией, культурой, философией, моралью, правом, наукой и технологией.

В процессе своего развития в качестве побочного продукта она также создала оружие массового уничтожения, жадность, эгоизм, коррупцию и тому подобное. За последнее столетие под влиянием финансизма жадность, эгоизм и лицемерие превратились в метастазы, разъедающие саму плоть общества. Несомненно, финансовая элита, владеющая половиной мирового богатства, с помощью которой она успешно контролирует другую половину и большую часть общества и намерена подчинить себе остальных, представляет собой грозную силу. Несомненно, эта сила может уничтожить человечество, изменить содержание, но она не может изменить форму системы, потому что это прерогатива социальной эволюции.

Однако перед лицом законов социальной эволюции власть сегодняшней элиты просто смехотворна. Следует помнить, что элиты всех времен совершают самоубийство из-за неспособности управлять возросшей сложностью системы с помощью одной лишь формальной логики политики и геополитики. Попытки перепрограммировать общество, разрушить мораль и семью, приватизировать образование и здравоохранение только ускоряют гибель финансовой элиты. В основе безумия закулисной и финансовой элиты лежат политические предрассудки, вековые мифы о божественности, принятие желаемого за действительное, «миссия» править миром в сочетании с шокирующим невежеством и незнанием движущих сил и диалектики социальной эволюции.  Однако если финансовая элита осознает историческую обреченность финансизма как модели, она вполне может сойти со сцены ради собственного выживания и выживания человечества, подобно коммунистической номенклатуре. Если он останется в плену своих иллюзий, часы Судного дня пробьют полночь.

Димитр Чуровский, Болгария