9 декабря 2019 года в Париже состоялся первый после 2016 года саммит «нормандской четвёрки». Участники встречи приняли коммюнике «Совместно согласованные итоги Парижского саммита “Нормандского формата”».

Содержание документа:

 «9 декабря 2019 года Президент Французской Республики, Канцлер Федеративной Республики Германия, Президент Российской Федерации и Президент Украины встретились сегодня в Париже.

Минские соглашения (Минский протокол от 5 сентября 2014 года, Минский Меморандум от 19 сентября 2014 года и Минский Комплекс мер от 12 февраля 2015 года) продолжают быть основой работы “Нормандского формата”, государства-участники которого привержены их полному выполнению.

Они подчеркивают своё общее стремление к созданию устойчивой и всеобъемлющей архитектуры доверия и безопасности в Европе, на основе принципов ОБСЕ, для чего урегулирование конфликта на Украине является одним из нескольких важных шагов.

На этом основании они постановляют следующее:

  1. Незамедлительные меры по стабилизации ситуации в зоне конфликта

Стороны заявляют о приверженности полной и всеобъемлющей реализации режима прекращения огня, подкрепленного выполнением всех необходимых мер по поддержке режима прекращения огня до конца 2019 года.

Они окажут поддержку разработке и реализации обновленного плана разминирования на основе решения Трёхсторонней контактной группы по противоминной деятельности от 3 марта 2016 года.

Они окажут поддержку достижению соглашения в рамках Трехсторонней контактной группы по трём дополнительным участкам разведения с целью разведения сил и средств к концу марта 2020 года.

Они призывают Трёхстороннюю контактную группу способствовать освобождению и обмену связанных с конфликтом удерживаемых лиц до конца года, на основе принципа «всех на всех», начиная со «всех установленных на всех установленных», при понимании, что международным организациям, включая Международный Комитет Красного Креста, будет предоставлен полный и безусловный доступ ко всем удерживаемым лицам.

Они окажут поддержку достижению соглашения в рамках Трехсторонней контактной группы, в течение 30 дней, по новым пунктам перехода вдоль линии соприкосновения, в первую очередь на основе гуманитарных критериев.

Они напоминают о том, что Специальная мониторинговая миссия Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе на Украине (СММ) должна быть способной использовать все возможности своего мандата от 21 марта 2014 года и иметь безопасный и надежный доступ на всей территории Украины для полноценного выполнения своего мандата.

  1. Меры по выполнению политических положений Минских соглашений

Стороны выражают заинтересованность в согласовании в «Нормандском формате» и Трёхсторонней контактной группе всех правовых аспектов особого порядка местного самоуправления – особого статуса Отдельных районов Донецкой и Луганской областей – как указано в Комплексе мер по выполнению Минских соглашений от 2015 года – для обеспечения его действия на постоянной основе.

Они считают необходимым интегрировать «формулу Штайнмайера» в украинское законодательство, в соответствии с версией, согласованной в «Нормандском формате» и Трёхсторонней контактной группе.

  1. Дальнейшие действия

Они просят своих министров иностранных дел и политических советников обеспечить реализацию достигнутых договорённостей, и они согласились провести следующую встречу в этом формате в течение четырёх месяцев для обсуждения политических условий и условий безопасности, в том числе для организации местных выборов».

На итоговой пресс-конференции и в интервью журналистам участники встречи положительно оценили встречу. Однако у президента Зеленского, несмотря на согласованные и изложенные в коммюнике положения, было своё мнение фактически по всем закреплённым в коммюнике вопросам.

О следующей встрече в таком же формате – «нет никаких условий для следующей встречи», «через четыре месяца у нас есть возможность продолжить дискуссию».

По прекращению огня – сложно, поскольку предыдущие 20 не дали результата; «я пока не знаю, как мы сможем контролировать эту ситуацию».

По созданию трёх пунктов пропуска и разведению сил – на разведение сил потребуется до 10 лет.

По вопросу федерализации страны – Киев никогда на это не пойдет.

По восстановлению контроля Киевом над границей с Россией – до выборов в местные органы на Донбассе, а не после них, как было записано в Минских соглашениях.

Отторгалось внесение в украинское законодательство формулы Штайнмайера. Формула  определяла механизм введения в действие закона об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на временной основе в день выборов и на постоянной – после опубликования отчета ОБСЕ об их итогах.

По обмену удерживаемых лиц – «всех на всех» в то время, когда Киев препятствовал установлению личности удерживаемых.

По вопросу прав русскоязычных граждан Украины – нет проблем в использовании русского языка на Украине, «у нас не запрещено говорить по‑русски».

Зеленский лицемерно говорил и о прямых контактах и переговорах Киева с самопровозглашенными республиками Донбасса (отдельными районами Донецкой и Луганской областей) – «я всё время говорю с ними … с жителями оккупированного Донбасса», а диалог, мол, ведется в трехсторонней контактной группе в Минске.

Заявленная новая встреча в «нормандском формате» в течение четырёх месяцев не состоялась в силу неисполнения Киевом ни одного из положений, записанных в документе «Совместно согласованные итоги Парижского саммита “Нормандского формата”». Однако проводились переговоры (встречи) на уровне политсоветников.

Предпоследняя встреча состоялась 26 января 2022 года в Париже. Результат был нулевой. С российской стороны Д.Козаком, в частности, было заявлено: «На встрече согласились, что самое главное сейчас – найти общее понимание всех положений минских договоренностей: что касается политического урегулирования, соблюдения режима прекращения огня, гуманитарных вопросов. Кто за что отвечает и кто что должен выполнять». Со стороны Украины А. Ермак, чтобы не допустить «зрады», заявил: «У нас были действительно очень обстоятельные, хотя и не простые переговоры. Я думаю, что главный их результат заключается в том, что все поддерживают устойчивое прекращение огня. Стороны открыто и прямо заявили, что между Украиной и Россией есть разногласия в толковании и исполнении Минских соглашений, но есть желание и готовность продолжать работу по их преодолению».

Вместо исполнения принятых на международном уровне решений Киев настаивал на «толковании» Комплекса мер по выполнению Минских соглашений от 12 февраля 2015 года, закрепленных резолюцией Совбеза ООН 17 февраля того же года.

11 февраля 2022 года состоялась последняя встреча, на этот раз в Берлине. Закончилась без результатов. По словам Д.Козака, Киев «отказался даже цитировать Минские соглашения о том, что вопрос будущего постконфликтного статуса Донбасса должен решаться в консультациях и обсуждениях с представителями ДНР и ЛНР («отдельных районов Донецкой и Луганской областей»).

С 16 февраля 2022 года в Донбассе начались ожесточённые бои на линии соприкосновения. Резко увеличилось количество обстрелов территории ДНР и ЛНР со стороны ВСУ – с 591 нарушения и 316 выстрелов 16 февраля до 3231 нарушения и 2026 выстрелов 19 и 20 февраля, 1927 нарушений и 1481 выстрел 21 февраля. В ДНР и ЛНР 18 февраля началась эвакуация на территорию России женщин, детей, стариков, 19 февраля объявили всеобщую мобилизацию. 21 февраля президент России В. Путин подписал указ о признании независимости республик Донбасса.

24 февраля началась специальная военная операция РФ на Украине.

ПРИСТАЛЬНО