ФОТО: KOMSOMOLSKAYA PRAVDA/GLOBALLOOKPRESS

Минкульт России отказал в выдаче прокатного удостоверения сериалу «Монастырь» – творению кинокомпании «Лунапарк». Представители Русской Православной Церкви заявили, что сценарий фильма «даёт неверное представление о монашеской жизни в женских обителях», тем самым создавая превратное представление о Русском Православии вообще.

Передёргивание смыслов началось буквально сразу. «Минкульт по просьбе РПЦ запретил сериал!» – заголосили совестливые и рукопожатные граждане. Да полноте: отказ в выдаче прокатного удостоверения вовсе не означает запрет. Например, многочисленные онлайн-сервисы могут показывать фильм на совершенно законных основаниях – Роскомнадзор разъяснил сие чётко. Но на широкие экраны данное «произведение» не выйдет – это факт.

ФОТО: КАДР ИЗ ОФИЦИАЛЬНОГО ТРЕЙЛЕРА ФИЛЬМА «МОНАСТЫРЬ». РОССИЯ, 2022 ГОД, ЦИФРОВОЙ РЕЛИЗ: «КИНОПОИСК», РЕЖИССЁР АЛЕКСАНДР МОЛОЧНИКОВ.

Короче, я это… к Богу иду

Сюжет сериала таков: Маша, девушка не самой высокой социальной ответственности (её роль исполняет Анастасия Ивлеева) и её подруга, жена миллиардера, отрываются по полной на заграничном курорте. В числе прочего устраивают оргию, видеозапись которой потом вдруг оказывается в интернете. Маша всерьёз опасается за свою жизнь – оказывается, «партнёры» по оргии уже «наказаны» мужем подруги. Спасаясь от преследования, она оказывается без сознания у ворот мужского монастыря.

Откровенные глупости начинаются сразу же. Видя беспомощную женщину и понимая, что её нужно перенести в безопасное место, один из монахов спрашивает что-то в духе «а как нам её брать»? Интересно, что режиссёр хотел этим сказать? Что православному монаху нельзя прикасаться к женщине? Да, конечно, крайне нежелательно. Но категорического запрета на это нет, и уж точно он не может касаться подобной ситуации: «страха ради смертного» допускаются нарушения даже самых строгих церковных канонов.

Дальше градус идиотизма нарастает. Кто-то из насельников возмущается: мол, как это – женщина в мужском монастыре? Так и хочется спросить режиссёра: вы это серьёзно? Стать послушницей и тем более инокиней в мужском монастыре женщина, разумеется, не сможет – для этого есть женские монастыри. Но приехать в качестве паломницы, просто прийти в храм или на экскурсию – вполне. И уж точно ни в одной обители не откажут в помощи нуждающемуся – вне зависимости от пола.

Доступные серии фильма изобилуют плоскими шутками. Едва придя в себя, Маша начинает не к месту юморить: «Мария Магдалина – ваша знакомая», «любовь с попами – мечта». После этого «монахи» картинно восклицают: «Блудница вавилонская!» А как прикажете воспринимать откровенные издевательства трудников над проповедью? Да и сама проповедь выглядит как-то карикатурно. Воцерковлённые люди знают: не так произносятся проповеди. А Машины слова «короче, я это… к Богу иду», сказанные в ответ на возмущение насельников её шутками, правильнее было бы вынести в название фильма: они как нельзя лучше отражают его содержание.

Обращают на себя внимание и логические нестыковки. Так, чтобы остаться в монастыре, Маша безуспешно пытается соблазнить духовника обители – отца Варсонофия. Но разве он дал хоть один повод подумать, что с ним можно «решить вопрос» именно таким образом? Складывается впечатление, что эта сцена введена с одной целью: показать обнажённую Анастасию Ивлееву. Также можно предположить, что именно с этой целью в фильме смакуются эротические фантазии подростка – сына отца Варсонофия (во избежание недоумений: здесь как раз всё нормально, многие монахи до пострига были женатыми людьми).

Искажение действительности

Несоответствий реальной монастырской жизни в фильме масса. Во-первых, совершенно непонятно, что в монастыре делают трудники, откровенно издевающиеся над Житиями святых и постоянно подталкивающие Юру, сына настоятеля, к разврату. Во-вторых, трудника, пойманного на употреблении различных веществ, и уж тем более на гоп-стопе, в любом монастыре как минимум «благословят за ворота». Но в «монастыре» искажённой реальности режиссёра Александра Молочникова с ними не происходит ровным счётом ничего. Они продолжают жить в обители, уверенные, что не совершают ничего дурного.

Впрочем, это ещё цветочки. «Ягодкой», пожалуй, можно считать сцену в женском монастыре, когда одна из насельниц, мучаясь от сильной боли, говорит Маше, что в обители запрещено принимать лекарства. Что, конечно же, является ложью. Насельница «лечится» молитвой и просит Машу никому не говорить об инциденте.

В третьей серии история с лекарствами получила развитие. Настоятельница объяснила Маше, что лекарство той самой насельнице не дают, потому что она притворяется, чтобы не работать. Из чего сделан вывод о притворстве – непонятно. И когда Маша самовольно взяла лекарства, чтобы помочь девушке, – ей устроили безобразную разборку. Вот это уже вообще за гранью добра и зла. Такое невозможно не только в монастыре, но и в любом нормальном человеческом сообществе.

В некоторых рецензиях сериал назвали карикатурой на монастырскую жизнь. Однако карикатура всё же отражает реальные черты, пусть и в гротескной форме. Поделка режиссёра Молочникова же просто искажает действительность. Выдаёт за некую норму монастырской жизни то, чего в православных обителях просто не может быть. Сознательно это сделано или по недомыслию – уже другой вопрос.

Самонадеянность или диверсия?

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата и член Общественной палаты России Владимир Легойда рассказал, что изначально от создателей сериала был получен запрос на съёмку в определённых местах – храмах, монастырях. Церковь откликнулась с готовностью, ведь опыт сотрудничества с представителями киноиндустрии есть.

Например, фильм «Непослушник» мы консультировали,

– отметил Владимир Легойда.

После изучения сценария представители Церкви дали ответ, что не готовы поддержать проект именно в таком виде.

Со стороны съёмочной группы готовности продолжать диалог не последовало. А мы же не отменяли готовность к взаимодействию, мы просто сказали, что это искажённый образ. Вот наша формулировка. Мы не говорили об оскорблении чувств верующих, мы говорим о том, что изученные нами материалы создают искажённый образ Церкви, и нам не хотелось бы это поддерживать. Но не закрывали возможность для диалога,

– рассказал Владимир Легойда.

В свою очередь, заместитель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе в своём телеграм-канале добавил, что официальным церковным экспертам фильм до сих пор так и не был представлен полностью даже для закрытого просмотра, что является нормальной практикой:

О содержании этого произведения мы судим по сценарию, который, кстати, не содержал ни сцен сексуальной оргии, ни употребления наркотиков, которые мы наблюдали в просмотренных 1-й и 2-й сериях… На мой личный взгляд, сценарий не содержит признаков преступления, предусмотренного ст. 148 УК РФ («Оскорбление чувств верующих»), но зато он содержит, например, сцены ЛГБТ-отношений, за запрет пропаганды которых Русская Церковь последовательно выступает.

Получается, создатели фильма не захотели жертвовать собственными представлениями о Православной Церкви вообще и о монастырской жизни в частности? Или для них было принципиально важно, чтобы сериал вышел именно такой – откровенно врущий об иноческой жизни, представляющий православные монастыри средоточием средневековых суеверий, а их насельников – роботами, говорящими цитатами из священных книг?

«Монастырь» по-умински

Тем не менее сериал нельзя назвать полностью безграмотным. Так, богослужебные эпизоды подготовлены с явным профессиональным консультированием. И уже из первых серий «Монастыря» становится ясно, кто этот консультант. На экране в роли священника появляется… священник – протоиерей Алексий Уминский. По мнению руководителя отдела идеологии Первого русского телеканала Царьград Михаила Тюренкова, этот факт очень показателен:

Для начала стоит напомнить, что, согласно церковным канонам, актёрская игра, или по-церковнославянски «лицедейство», со священническим служением категорически не совместима. И тот же отец Иоанн Охлобыстин именно по этой причине добровольно подал прошение о запрете в священнослужении. Но для протоиерея Алексия Уминского, известного лидера либерального духовенства, пропаганда собственной идеологии явно куда важнее, чем каноническое право. А именно этой пропагандой он и занимается в новом сериале.

Тюренков уверен: попытка представить женский монастырь в виде чуть ли не концентрационного лагеря очень напоминает относительно недавнюю информационную войну против реальной женской обители:

Либеральные СМИ активно пытались опорочить Малоярославецкий Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь, один из лучших в Калужской епархии и во всей Русской Православной Церкви, и его настоятельницу – игумению Николаю, известную своими последовательными консервативными взглядами, представив их примерно в таком же свете.

Что же касается протоиерея Алексия Уминского, то здесь Михаил Тюренков напоминает, что этот клирик «неоднократно замечен в либеральных высказываниях, а также в близости с такими персонажами, как Михаил Ходорковский* и Алексей Навальный**, в чью поддержку этот священнослужитель открыто высказывался. Более того, именно он был одним из ключевых авторов и подписантов письма в защиту фигурантов «московского дела», а также против СВО (хотя формально под вторым письмом не стоит его подпись). Более того, ему принадлежит фраза, в которой ДНР и ЛНР именуются не иначе как «сепаратистским движением на Украине».

Складывается впечатление, что образ «мудрого и прогрессивного» отца Варсонофия прописан именно по-умински, а в виде косных и глуповатых других насельников «Монастыря», а главное – деспотичной «настоятельницы» – вся остальная Русская Православная Церковь. И если так, то это уже не просто искажение церковной жизни «по незнанию», а вполне осознанная либеральная дискредитация Церкви.

Что с того?

Наконец-то государство вспомнило об одном из главных прав русских верующих: праве на то, чтобы Православие отражалось в киноискусстве таким, как оно есть, а не таким, как его представляют себе некоторые «творцы». Ну правда, уже надоело смотреть на «киношных» священников, делающих ошибки в молитвах, несущих полную чушь с вероучительной точки зрения, но при этом экзальтированно воздевающих руки горе.

Появилась надежда на то, что точно так же будут отказывать в прокатных удостоверениях поделкам, искажающим нашу историю, представляющим русских нацией палачей, насильников и потерпевших. И что сомнительные шедевры вроде всяких «Штрафбатов», «Сволочей» и «Четырёх дней в мае» никогда не выйдут на большие экраны.


* Михаил Ходорковский – внесен Минюстом России в список физлиц-иноагентов
** Алексей Навальный – внесен в перечень физлиц, «в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму»

АЛЕКСЕЙ УЛЬЯНОВ