На протяжении последних двух десятилетий в Белоруссии достаточно либерально относились к структурам, которые занимались в стране «демократизацией» общества. Однако события 2020 года, когда в республике была осуществлена попытка государственного переворота, кардинальным образом изменили позицию белорусских властей ко всем некоммерческим, неправительственным и негосударственным организациям (НПО, НКО и НГО). В Минске было принято решение о том, что никаких прозападных структур в стране больше не будет, а так называемый «третий сектор» будет полностью контролироваться государством. В этой связи в Белоруссии началась масштабная зачистка всей негосударственной сферы, итогом которой должно стать формирование обновлённого гражданского общества.

Следует напомнить, что суть негосударственных и некоммерческих организаций в Белоруссии формально не отличается от того, что существует в других странах. Они также не ставят своей целью получение прибыли и создаются для того, что решать различные вопросы взаимодействия общества и государства. Как правило, НКО занимаются вопросами экологии, культуры, образования, защиты прав и свобод человека, а также помощью наиболее уязвимым слоям населения и так далее… Вместе с тем, их деятельность во многом зависит от того, какую спонсорскую помощь и от кого они получают. Именно этим и объясняется тот факт, что значительная часть негосударственных организаций постепенно втягиваются в политический процесс, прямо или косвенно выполняя заказ и требования тех, кто их финансирует. И ситуация в Белоруссии не является исключением, особенно в условиях отсутствия у стран Запада иных действенных инструментов влияния на белорусское общество и власть.

Известно, что в Белоруссии различные НГО, НПО и НКО стали появляться еще в конце прошлого столетия, однако пик их деятельности пришёлся на начало 2000-х, когда в республике работали десятки западных фондов, направленных якобы на «демократизацию» общества. На самом же деле и тогда, и сегодня главной целью большинства из них была и остаётся смена политического курса белорусского государства. В этой связи власти республики периодически проводили зачистки подобных фондов и подконтрольных им организаций, однако вплоть до событий 2020 года значительная их часть чувствовала себя в республике довольно спокойно. Относительно либеральное отношение в прошлом официального Минска к прозападным структурам объяснялось довольно просто – власти республики не оставляли надежд наладить отношения с ЕС и США, а потому не стремились накалять ситуацию в негосударственном секторе, где Запад имел своих представителей. Кроме того, из-за специфики белорусской общественно-политической жизни большинство из НГО, НПО и НКО в стране вели довольно скромную жизнь. У них не было большой социальной базы, финансирование со стороны западных структур методично разворовывалось их лидерами, а всплески политической активности, приходившиеся на электоральные кампании и некоторые памятные даты белорусской оппозиции, были абсолютно предсказуемы и контролировались властями.

Президентские выборы в августе 2020 года и месяцы массовых акций протеста по всей стране показали, что самоуспокоенность белорусских властей сыграла с ними злую шутку. Оказалось, что за годы слабого к себе внимания различные прозападные структуры гражданского общества Белоруссии создали по всей стране целую сеть своего влияния, затронувшую и образование, и культуру, и органы государственного управления. В итоге, сотни НГО с иностранным финансированием сумели вовлечь в свои ряды определённую часть белорусского общества, в первую очередь молодёжь, полностью переформатировав её сознание. Только то, что к 2020 году сеть прозападных НКО не успела напитаться значительным числом последователей, а социальная база её так и осталась довольно узкой, сконцентрированной на националистах и радикалах, и позволило белорусским властям за несколько месяцев справиться со своими противниками и приступить к полномасштабной зачистке всего негосударственного сектора.

 

Протесты в Белоруссии в 2020 году.

 

Начало новому процессу было положено весной 2021 года, когда стали ликвидироваться негосударственные СМИ и различные НКО, в первую очередь, связанные с Польшей, одни из инициаторов массовых протестов. С середины лета началась новая, самая масштабная за всю историю Белоруссии волна зачистки, которая не стихает и до настоящего момента. За последний год в стране было проверено более 1000 некоммерческих организаций, а в отношении 600 были внесены предупреждения. К осени текущего года порядка 850 организаций и объединений были ликвидированы или находились в стадии ликвидации. При этом наиболее распространённой причиной прекращения деятельности НГО и НКО стала банальное отсутствие официальной деятельности, прописанной в уставе. Были случаи, когда некоторым структурам инкриминировались «осуществление экстремистской деятельности организацией или её руководством, членами, в том числе распространение информации, дискредитирующей Белоруссию» или «нарушение требований к отчётности, введённой с 2020 года в рамках борьбы с терроризмом и отмыванием доходов, полученных преступным путем, и представляющей чрезмерное вмешательство в деятельность некоммерческих организаций». В итоге под зачистку попали сотни абсолютно разных организаций, начиная от экологии и защиты животных, и заканчивая правозащитниками и профсоюзами, а некоторые из их лидеров, кто не успел бежать из страны, оказались за решеткой.

Вместе с тем, столь радикальные меры нельзя рассматривать как массовые репрессии в отношении гражданского общества в Белоруссии, как это стараются представить на Западе или в среде белорусской оппозиции. Значительная часть из ликвидированных организаций уже не первый год, не скрываясь, занималась откровенно антигосударственной деятельностью, которая прикрывалась заботой об инвалидах или защитой прав и свобод граждан, в основном из среды националистической оппозиции. При этом, в большинстве случаев финансировались они западными структурами, напрямую замешанными в организации цветных революций по всему миру. Например, Национальным демократическим институтом при Демократической партии США (NDI), Международным республиканским институтом при Республиканской партии США (IRI), фондами Аденауэра и Эберта и пр. Кроме того, в последнее время особый интерес к ситуации в Белоруссии стал проявлять иноагент в России Атлантический совет (Atlantic Council) – американский аналитический центр при НАТО. Еще в 2021 году его эксперты опубликовали материал «Байден и Белоруссия: стратегия для новой администрации», где выступили за укрепление позиций беглой оппозиционерки Светланы Тихановской, введение санкций против чиновников и предпринимателей из Белоруссии, а также ежегодное выделение $200 млн на поддержку белорусской оппозиции, которую на Западе и считают «настоящим» гражданским обществом. Зимой текущего года был опубликован еще один доклад – «Глобальная стратегия 2022: предотвращение агрессии Кремля сегодня для конструктивных отношений завтра», где авторы призывали к созданию напряжённости не только вокруг России, но и Белоруссии.

После начала российской специальной военной операции на Украине Атлантический совет и вовсе занялся информационной войной против Минска. При этом главным инструментом этой и иных западных структур, в значительной мере лишившихся реальной опоры в Белоруссии, стал интернет. Поэтому совершенно не случайно в Белоруссии недавно был поставлен вопрос о необходимости усиления мер по противодействию деятельности деструктивных негосударственных организаций, в том числе в рамках Союзного государства, так как данная проблема в РФ стоит не менее остро. Можно, например, вспомнить, что введение в России понятия «иноагент» кардинально не изменило ситуацию в стране, и только за прошлый год иностранное финансирование НГО здесь составило около 73 млрд рублей. В этой связи Минск и Москва сегодня рассматривают вопрос о том, чтобы упорядочить законодательство двух государств по противодействию незаконной деятельности негосударственных организаций, для чего планируется разработать модельный закон, регулирующий их финансирование.

Стоит заметить, что сейчас перед белорусскими властями стоит еще один серьёзный вопрос, связанный с заполнением вакуума, образовавшегося после массовой зачистки негосударственного сектора страны. Президент Белоруссии ранее заявлял, что «те организации, которые финансировались из-за рубежа и организовывали переворот и мятеж, мы все ликвидировали», и «они никогда не будут восстановлены». Это означает, что их место должно быть занято теми структурами, которые будут следовать в русле государственной политики и идеологии. Однако пока данный процесс не получил широко размаха.

В настоящее время о своей готовности взять на себя некоторые функции ликвидированных НГО, НКО и НПО объявили Белорусский республиканский союз молодёжи, профсоюзы и некоторые провластные организации. Кроме того, в августе Лукашенко сообщил, что в стране могут создать единый национальный благотворительный фонд, из которого «ни одна копейка из него влево, вправо не уйдет, а будет использована на благородные цели». Как быстро это произойдёт, и насколько активно будут работать данные структуры, пока сказать сложно. Это, в свою очередь, создает опасность того, что в стране снова могут появиться общественники, так или иначе связанные со странами Запада, возвращая ситуацию в республике к той, что сложилась к 2020 году.

В целом же, несмотря на все трудности, работа над ошибками в Белоруссии продолжается. При этом зачистка негосударственного сектора является лишь составной частью данного процесса, в рамках которого идёт формирование нового гражданского общества с обновлённой идеологией и структурной организацией. И от того, как быстро и успешно будет проделана эта работа, во многом зависит будущее страны, в котором не должно быть места тем, кто хочет погрузить Белоруссию в хаос и безвластие.

Игорь СМОЛИЧ